LINUX.ORG.RU

SUSE Linux Enterprise Server 16

 ,


0

1

Компания SUSE объявила о выходе SUSE Linux Enterprise Server 16.0 (SLES 16.0) 4 ноября 2025 года. Из новшеств – установщик Agama, смена инструментария управления системой и средства интеграции с ИИ.

Новый установщик Agama

SLES 16 представляет новый системный установщик Agama, который заменяет YaST. Установщик построен на современных принципах: веб-интерфейс для удалённой установки, полноценный HTTP API для интеграции с инструментами автоматизации, ядро написано на Rust для обеспечения безопасности памяти.

При этом сохранена высокая обратная совместимость с существующими профилями AutoYaST.

Управление системой

Для удалённого управления 1:1 вместо YaST2 теперь используется Cockpit — веб-консоль, ставшая отраслевым стандартом для современных Linux-дистрибутивов.

В состав системы включён Ansible с готовыми Linux System Roles для стандартизированной конфигурации на уровне ОС.

Расширена поддержка моментальных снимков файловой системы на базе BTRFS и Snapper — теперь они доступны в том числе для облачных образов, что позволяет мгновенно откатывать любые изменения.

Безопасность

Произошёл переход с AppArmor на SELinux в качестве стандартной системы обязательного контроля доступа. SELinux по умолчанию работает в режиме принудительного применения (enforcing mode) с более чем 440 модулями политик.

SLES 16 стал первым крупным корпоративным Linux-дистрибутивом с воспроизводимыми сборками (Reproducible Builds), что позволяет клиентам независимо проверять бинарные пакеты.

Интегрирована поддержка постквантовой криптографии (PQC) для защиты от атак типа «собери сейчас, расшифруй потом».

Жизненный цикл поддержки

SLES 16 получит 16 лет поддержки — рекордный срок, который делает систему первой и единственной корпоративной ОС Linux, гарантированно готовой к работе после 2038 года.

Каждый минорный релиз будет поддерживаться 5 лет: 2 года общей поддержки и опционально 3 года расширенной LTS-поддержки.

Планируется 7 минорных релизов (с 16.0 до 16.6), выходящих ежегодно в ноябре.

Обновление компонентов

Система построена на актуальных версиях: ядро Linux 6.12, glibc 2.40, systemd 257, Python 3.13, OpenSSH 9.9.

NetworkManager заменил wicked, NFTables стал стандартным брандмауэром вместо IPTables, Wayland заменил X.org Server по умолчанию.

В виртуализации основной упор сделан на KVM (Xen удалён).

Версия для SAP

Одновременно выпущена SLES for SAP applications 16, оптимизированная для SAP HANA и S/4HANA с 5-летней поддержкой каждого минорного релиза.

Инструмент sapconf удалён — теперь единственным средством настройки для SAP является saptune.

Интеграция искусственного интеллекта.

Ключевой особенностью SLES 16 стала интеграция агентного ИИ — впервые в корпоративной Linux-системе. Реализована поддержка протокола Model Context Protocol (MCP), который обеспечивает безопасное и открытое подключение ИИ-моделей к внешним инструментам и источникам данных без привязки к одному поставщику.

Это позволяет автоматизировать сложные административные задачи, снижать операционные расходы и ускорять вывод критических приложений на рынок через встроенные AI-функции устранения неполадок.

SLES 16 доступен всем клиентам и партнёрам SUSE с 4 ноября 2025 года.

>>> Подробности (suse.com)



Проверено: hobbit ()
Последнее исправление: hobbit (всего исправлений: 4)
Ответ на: комментарий от lenin386

Да, это верно. По ссылке так и написано. Я ж не спорю, я лишь пытался прояснить, что переход был не единомоментный. Как бы, с появлением 64х-битных архитектур проблема не рассасалась сама собой. Кстати, на Pro-380 самолично налетел на проблему 2000-го года, когда в этом веке порешил Venix на него поставить :)

gns ★★★★★
()

Собственно вопрос только один - какими средствами создавать и поддерживать форк SLES 15? На базе SLES 16 будет новый Leap, без X11, без YaST, без поддержки части процов, без ещё чего нибудь, что абсолютно неприемлемо.

EtherealPhantom
()

Чего делать, перетаскивать инфраструктуру YaST и multiarch в ALT ? :)

EtherealPhantom
()
Ответ на: комментарий от Alphaer

Если хочешь, свой отдам. Что называется «в хорошие руки». Вряд ли я этим всем заниматься буду. А «на продажу» ВАм на алиэкспресс :) — https://aliexpress.ru/item/1005008377866946.html

gns ★★★★★
()
Последнее исправление: gns (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от gns

На алишке это модуль для шины QBUS (похоже?) с Прошкой там только проц J11 совпадает
Не, брата грабить не могу :) Ладно, в свое время надо было суетиться, когда была возможность

Alphaer ★★
()
Последнее исправление: Alphaer (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Alphaer

Не парься, я действительно дофига чего из DECовского железа раздал людям. Я в 2005м уезжать собирался, так микровакс подарил, правда без дисков, альфовую маму... У меня это все мертвым грузом стоит. Если пользоваться будешь, и оно тебе надо, то забирай. Я уже думал в музей это какой отдать.

В придачу выдам две архивных коробки с полной документацией на P/OS (читай RSX).

А на алике — это в плане стёба, я сам офигел от цены и самого факта наличия ЭТОГО на Алике :)

gns ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от piwww

Если иксы выпилят из апстрима, сначала просто прекратив формирование src пакетов, а потом и вовсе выпилив поддержку X11 из Qt/GTK, тогда что и как собирать будем?

EtherealPhantom
()
Ответ на: комментарий от EtherealPhantom

А у меня Leap 16.0. И поверь мне, не так критично, как ты пишешь.

piwww ★★★★
()
Ответ на: комментарий от piwww

Wayland может быть сколь угодно хорошим локально, но до тех пор, пока его нельзя будет пробрасывать по сети в любых комбинациях X11/W<=>SSH<=>W/X11, он не интересен в виду отсутствия полезности.

EtherealPhantom
()
Ответ на: комментарий от gns

Знаешь, реально противоречивое дело в моей голове…
Если и правда будешь куда-то отдавать, или выбрасывать, и если он правда рабочий - кривляться не буду, мне интересно. Свой микровакс-то в свое время я прощелкал, когда была возможность….
У меня есть сломанная Э-85, починить её не могу, лежат винты с операционками, повозиться, конечно, с живой машиной интересно, в детство впасть…
С другой стороны, куда мне, старому дураку, какие еще такие игрушки. Тут не знаешь, наступит ли понедельник на следующей неделе, и что будет через месяц, а я буду весь такой с игрушками играться….

Alphaer ★★
()
Последнее исправление: Alphaer (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Alphaer

Тут не знаешь, наступит ли понедельник на следующей неделе

Понедельник-то, скорее всего, наступит. :)

А вот «наступим» ли в этом понедельнике мы — неизвестно. Поэтому жить надо сейчас, пока мы есть!.. И пока мы пить... и дышать... и... ;)

и что будет через месяц

Ходят слухи, что будет декабрь. ;) :))

Примерно 11-е число декабря 2025 года. «Но это неточно!» ;))

а я буду весь такой с игрушками играться…

Так а если это в радость — почему бы и да! Жить надо, пока мы живы!.. :)

Somebody ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Alphaer

На самом деле, 85-ка с правильным чипом по имени «Качан» позволяет форматировать DZ-ки. Вещь полезная. Это какой-то перепрошитый умельцами советский чип в контроллере флопов. Без него нам приходилось форматировать дискеты для 85ки на ДВКшке. Дело в том, что DEC выпускал уже отформатированные дискеты в формате DZ и их достаточно было инициализировать и пользоваться. Винты с операционками — вещь нужная, в Прошник влезает некий набор MFM/RLL-винчестеров, У драйвера винчестера где-то прошито несколько поддерживаемых геометрий, но какой-нибудь любимый ST-232 туда попадает. На родном прошнике стоит Quantum полноразмерный на два пятидерьмовых слота в высоту.

Насчет Кочана могу дать контакты друга своего старого, у него есть и прошник (из тех трех штук, что мимо меня в 90х прошла), и 85ка. Ну и Пидипоид он знатный.С ним можно и за ремонт 85ки потрещать.

Ты вообще где обитаешь? Я в Мск, документацию я на дачу отвез, но привезти обратно можно будет при случае.

gns ★★★★★
()
Последнее исправление: gns (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от gns

моя 85-ка с кочаном, форматировала - аж хруст стоял.
Несколько винтов с осями под нее - RT-11, TSX, ПРОС, P/OS, Venix ST-225 я подключал - работал. Обитаю в ростовской области, НИИМТ, если знаешь что это, где винчестеры делали, правда, толком поработать не успел.

Alphaer ★★
()
Ответ на: комментарий от Alphaer

Про ростовские винчестеры не слышал. Слышал только про Вильнюс и хорошее и про армянский завод, где микросхемы делали, и плохое. :). Будешь в наших краях с транспортом, имей в виду. Предложение в силе.

gns ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Alphaer

Ну я имел в виду со стороны только своей персоны :).

Ну так я ж именно с этой «стороны» и предлагаю на жихнь смотреть! :))

Оптимизьм - это, конечно, хорошо.

Это очень хорошо! :)

Somebody ★★★★
()
Ответ на: комментарий от gns

и про армянский завод, где микросхемы делали, и плохое

Был там ещё завод, где конденсаторы электролитические делали. И один мат в отзывах потребителей!.. И я тоже матюгался. :))

Somebody ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Somebody

Ну там еще 155ЛА3 делали, из четырех элементов которых два были не рабочие абсолютно, а остальные два вместо или-не выдавали логическую функцию не поддающуюся описанию таблицей истинности :)

gns ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от gns

Ну там еще 155ЛА3 делали, из четырех элементов которых два были не рабочие абсолютно

Не, у меня с какого-то другого завода были, вполне работающие... До сих пор где-то «в закромах» лежат «запасы»... :)

а остальные два вместо или-не выдавали логическую функцию не поддающуюся описанию таблицей истинности

Зато русский матерный помогал очень точно описывать эту «лохическую фикцию»... ;P :))

Somebody ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Somebody

Ну с какого-то другого и РУ-седьмые были приличные и не дурили. А уж к 133й серии так вообще никаких претензий не было. :)

gns ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от gns

А уж к 133й серии так вообще никаких претензий не было

Кроме одной: «печатки» под ейные корпуса рейсфедером с нитрокраской задалбывало рисовать... ;))

Но ничего, привыкли... :))

А были у нас и мастера, которые их и на «макетках» заводских, тонким МГТФом, виртуозно паяли... Но этот мазохист был не я... :)))

Somebody ★★★★
()
Ответ на: комментарий от gns

Это был армянский логический элемент со своей уникальной вероятностной таблицей истиности с внутренней памятью состояний и гистерезисом :)

EtherealPhantom
()
Ответ на: комментарий от EtherealPhantom

Ага, и постоянно с армянским радио советовался, какой ответ выдать :)

gns ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Somebody

Не я их только на макетках распаивал. Мне как-то отец моего друга, который в каком-то крупном радиоэлектронном «ящике» работал, принес кучу списанных плат с этой логикой «на поиграться» и пару макеток под них. Ну что-то я там паял не сложнее мультивибратора что-бы научиться.

gns ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от gns

В наших краях «макетки» были дефицитом, поэтому я приловчился «печатки» делать: разводил «в уме» и на милиметровой бумаге, рисовал самодельным рейсфедером из медицинских игл и «колена» от телескопической антенны разведённой растворителем нитроэмалью, травил смесью соли и медного купороса, кажется...

Особого выбора в «технологиях» не было тогда... а «творческий зуд» одолевал... :)))

Somebody ★★★★
()
Ответ на: комментарий от gns

Про ростовские винчестеры не слышал

как же, ведущий советский завод был…
продукция везде в персоналках использовалась, Seagate клоны

МС5401 5М 5" полноразмерная
МС5405 20М 5" полноразмерная
МС5410 20М 5" «тонкий»

Предложение в силе.

Спасибо!

Alphaer ★★
()
Последнее исправление: Alphaer (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Somebody

А еще на армянском заводе дисководы делали, тоже не фонтан… Всегда стремились достать Зеленоградские

Alphaer ★★
()
Ответ на: комментарий от Alphaer

А еще на армянском заводе дисководы делали, тоже не фонтан…

Ну, судя по тому, что видел лично я, и по отзывам других людей, «фонтанов» они вообще никогда не производили, всё больше отходы какие-то....

Somebody ★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.