LINUX.ORG.RU

Rust 1.27

 


3

10

Команда разработчиков языка Rust рада представить новую версию Rust 1.27.0. Rust — системный язык программирования, ориентированный на безопасность, скорость и параллельность.

Основные изменения:

  • SIMD — наиболее значимое и ожидаемое нововведение: стабильная версия Rust обзавелась базовой поддержкой SIMD.
    Для примера использования рассмотрим следующий сниппет:
    pub fn foo(a: &[u8], b: &[u8], c: &mut [u8]) {
        for ((a, b), c) in a.iter().zip(b).zip(c) {
            *c = *a + *b;
        }
    }
    
    Здесь мы берем два слайса, складываем числа в них и помещаем результат в третий слайс. Самый простой способ, описанный выше — это проход в цикле по каждому слайсу, сложение и сохранение результата. Впрочем, это можно сделать быстрее и в LLVM может автовекторизовать такой код, подставив SIMD инструкции автоматически.

    Стабильный Rust уже давно использует возможности автовекторизации LLVM, но, к сожалению, компилятор может использовать подобные оптимизации не всегда. В Rust 1.27.0 добавлен модуль std::arch, включающий базовую поддержку использования инструкций SIMD напрямую из кода на Rust. Кроме того, добавлены соответствующие директивы условной компиляции:

    #[cfg(all(any(target_arch = "x86", target_arch = "x86_64"),
          target_feature = "avx2"))]
    fn foo() {
        #[cfg(target_arch = "x86")]
        use std::arch::x86::_mm256_add_epi64;
        #[cfg(target_arch = "x86_64")]
        use std::arch::x86_64::_mm256_add_epi64;
    
        unsafe {
            _mm256_add_epi64(...);
        }
    }
    
    В примере выше флаги cfg позволяют выбрать правильную версию функции в зависимости от целевой архитектуры во время компиляции. Также мы можем это сделать в рантайме:
    fn foo() {
        #[cfg(any(target_arch = "x86", target_arch = "x86_64"))]
        {
            if is_x86_feature_detected!("avx2") {
                return unsafe { foo_avx2() };
            }
        }
    
        foo_fallback();
    }
    

    Примитивы, включенные в стандартную библиотеку обеспечивают минимальную поддержку и весьма низкоуровневы, но их включение позволяет развивать более выкокоуровневые примитывы в библиотеках. К примеру, крейт faster предоставляет удобный интерфейс, основанный на концепции итераторов.

    Без SIMD

    let lots_of_3s = (&[-123.456f32; 128][..]).iter()
        .map(|v| {
            9.0 * v.abs().sqrt().sqrt().recip().ceil().sqrt() - 4.0 - 2.0
        })
        .collect::<Vec<f32>>();
    

    С SIMD (faster)

    let lots_of_3s = (&[-123.456f32; 128][..]).simd_iter()
        .simd_map(f32s(0.0), |v| {
            f32s(9.0) * v.abs().sqrt().rsqrt().ceil().sqrt() - f32s(4.0) - f32s(2.0)
        })
        .scalar_collect();
    

  • dyn Trait

    Изначальный синтаксис трейт-объектов в Rust — одна из тех вещей, о введении которых мы жалеем: для некоторого трейта Foo, его трейт-объект будет выглядеть так: Box<Foo>

    И если Foo является структурой, синтаксис аллокации структуры в «куче» будет выглядеть точно так же.

    Когда язык разрабатывался, казалось что сходство здесь уместно, но опыт показал, что это только путает людей.

    То же самое справедливо для случая impl SomeTrait for SomeOtherTrait, что является корректным синтаксисом, но интуитивно понимается как реализация трейта SomeTrait для всех типов, реализующих SomeOtherTrait, но на самом деле это записывается как impl<T> SomeTrait for T where T: SomeOtherTrait, в то время как первый вариант является реализацией трейта для трейт-объекта.

    Кроме того, появление impl Trait в противовес Trait ввело некую неконсистентность при обучении языку.

    Исходя из этого, в Rust 1.27 мы стабилизируем новый синтаксис dyn Trait.
    Теперь трейт-объейты выглядят так:

    // old => new
    Box<Foo> => Box<dyn Foo>
    &Foo => &dyn Foo
    &mut Foo => &mut dyn Foo
    

    То же самое применимо к другим типам указателей:
    Arc<Foo> теперь объявляется как Arc<dyn Foo>.

    Исходя из требований к обратной совместимости, мы не можем удалить старый синтаксис, но мы добавили предупреждение компилятора, призывающее обновить синтаксис для трейт-объектов. Пока что оно выключено по умолчанию.

  • #[must_use] для функций
    Наконец, атрибут #[must_use] получил новые возможности: теперь он применим к функциям.

    Раньше он использовался только на типах, таких как Result<T, E>, где возвращаемое значение должно быть использовано, но теперь возможно такое применение:

    #[must_use]
    fn double(x: i32) -> i32 {
        2 * x
    }
    
    fn main() {
        double(4); // warning: unused return value of `double` which must be used
    
        let _ = double(4); // (no warning)
    }
    

    Также этот атрибут был добавлен к некоторым функциям в стандартной библиотеке, таким как Clone::clone, Iterator::collect и ToOwned::to_owned, теперь компилятор предупредит в случае, если их результат останется неиспользованным, что поможет заметить и предотвратить случайный вызов затратных операций.

Стабилизация стандартной библиотеки

Новые возможности Cargo

В текущем релизе в Cargo включены два маленьких нововведения:

Во-первых, Cargo теперь принимает флаг --target-dir.

Во-вторых, Cargo теперь будет пытаться автоматически найти тесты, примеры и исполняемые файлы (прим. бинарные подпроекты в библиотечных крейтах) в проекте, но явная конфигурация всё же будет требоваться в некоторых случаях.

Для помощи в конфигурации мы добавили несколько ключевых слов в Cargo.toml.

Обновить Rust можно с помощью команды:

curl https://sh.rustup.rs -sSf | sh # если у вас еще не установлен rustup
rustup update stable

>>> Подробности

★★★★★

Проверено: tailgunner ()
Последнее исправление: cetjs2 (всего исправлений: 5)

Очень годный язык, с хорошими либами и комьюнити. Жалко, что все так долго развивается, и стабилизации не видать в ближайшие годы. Но для хобби-проектов самое то.

provaton ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от provaton

Очень годный язык, с хорошими либами и комьюнити.

Подробнее, чем он годный? Только не надо про безопасность. Я всё собирался начать его изучать. Но с каждой новостью он мне кажется сложнее и сложнее.

Вот, скажем, написать на нем гуи редактор(обработчик) картиночек с особыми фильтрами и распознаванием объектов на них. Удобно ли это написать на расте? Или мне в какую дверь вообще?

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Подробнее, чем он годный?

Ну если не про безопасность, то хорошая система типов, быстродействие. Очень хорошие ошибки компилятора, четко рассказывают тебе каким образом ты неправ. Сложный - ну так жизнь сложная, что поделаешь.

Удобно ли это написать на расте?

Ты распознавание сам хочешь реализовывать? Если нет, то вопрос к либам, а не к языку.

provaton ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Begpoug

В большинстве - минорщина, но стабилизация SIMD - довольно существенная вещь.

Стабилизировали правда уж очень низкоуровневый API (голые примитивы к специфичным архитектурам SSE и AVX. Но можно будет использовать библиотеку вроде faster для более человеческого кода.

gene1
()
Ответ на: комментарий от Begpoug

Охладите ваше трахание. В языке еще кучу всего надо допилить прежде чем появятся более-менее юзабельные async-функции. Раньше чем через год, а то и два врят-ли будет готово

https://boats.gitlab.io/blog/post/2018-04-06-async-await-final/

https://boats.gitlab.io/blog/post/async-methods-i/

https://boats.gitlab.io/blog/post/async-methods-ii/

makoven ★★★★★
()
Последнее исправление: makoven (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от RazrFalcon

А гуи уже можно писать на чём-то кроме C++Qt?

Еще можно на электроне :)

Odalist ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от RazrFalcon

Там Qt используется. Но уже скоро Qt6 выходит, поэтому бинды к Qt5 устарели, ага.

linuhs_user
()
Ответ на: комментарий от RazrFalcon

Nuklear например, мне еще у Factor basis.ui понравился, там элементы вроде родные (win,mac,linux) , и скомпилированное hello-world приложение пару килобайт занимает. И лехчебыстрее получается чем на тормознутом Qt.

linuhs_user
()
Ответ на: комментарий от bbk123

Нормальный IDE с поддержкой дебагера уже есть? Почему его ещё не написали на Rust?

Ну так вопрос к тебе, раз нужен, почему не пишешь?

Legioner ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от RazrFalcon

Ничего не поделаешь, это линукс. Причем самая мякотка. Хочешь не убогий гуй - проследуй на мак. Там и ЯП классный недавно завезли

makoven ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от makoven

Работает только в самых примитивный случаях. До IDEA как до луны. Это я молчу про кривость самого VSCode. IDEA тоже тормозное говно, но или так, или никак.

RazrFalcon ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Я уже 12 лет смеюсь, а ничё кроме Qt так и не появилось вменяемого.

post-factum ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от RazrFalcon

А вот эксперты по управлению подтянулись? Когда там мне квартирку выделите? Никогда? А то я пока что относительно бездомный и пишу в основном с компьютерного клуба, и время мне оплачивают знакомые. Я же писал о своих планах, скоро уеду в деревню и там начну заниматься им.

linuhs_user
()
Ответ на: комментарий от makoven

У нас с вами разный линукс. На моём на GTK+ аж три проги.

RazrFalcon ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от RazrFalcon

Мне Nuklear/Factor::ui хватает, Firefox и Chromium GTK тоже, какие проблемы? Кто тупит? Ды я и пытаюсь, возможно в июле уже будет штабильность.

linuhs_user
()
Ответ на: комментарий от linuhs_user

Так вы ерундой страдаете. Как только начнёте писать что-то сложнее hello world - узнаете чем Qt отличается от GTK+, и упаси Господи, Nuklear. В браузерах от GTK+ только виджет главного окна. Не более.

RazrFalcon ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.