LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

[реквест] компьютерный анти-тупняк

 


0

6

Пробовал сейчас объяснить мамке чем отличается программа от окна. И чем одна программа отличается от другой. И чем одно окно отличается от другого. И чем одна кнопочка отличается от другой. И как определить где заканчивается окно одной программы и начинается окно другой программы.

Ребята, объяснить всё это какому-нибудь тулкиту в тыщу раз проще. Блииииин... Мозг вынесен полностью без остатка. Может у вас есть какой-нибудь жесткий мануал для чайников?

//человек пользуется интернетом уже около года, умеет проверять почту и ходить по ссылкам. Даже умеет сохранять из интернета картинки на жесткий диск, хотя достать их после сохранения уже трудновато.

★★★★☆

Ответ на: комментарий от trex6

После этого закрываем блокнот.

Теперь давайте закроем окно проводника. Попробуйте открыть совю папку.
(Чаще всего человек не помнит, как это сделать. Тут очень важно, задавая наводящие вопросы, помочь ему самому это сделать.
Например (С - студент, П - преподаватель):
С: А как это сдалеть?
П: Ну вы ведь помните, где создавали папку?
С: ...
П: Мы ведь создавали ее на диске?
С: Ну да.
П: А где находятся все диски?
С: В моем компьютере.
П: Тогда давайте откроем МК
(открываем)
П: Как назывался диск?
С: Диск Z:
П: Давайте его откроем.
(открываем)
П: А вот и ваша папка. Давайет ее откроем.
)

Затем открываем файл, в котором печатали - все ок.

Теперь мы познакомимся с тем, как файлы и папки хранятся на дисках.
Как мы помним диски - это этажи компьютера.(Рисуем на бумажке большой прямоугольник.) Папки - это комнаты. (Рисуем несколько комнат, с названиями папок на вашем диске, в том числе - с папкой студента).
В каждой комнате - может быть проход в дальние комнаты - в папки, которые находятся внутри других папок. (Рисуем в «комнате» студента еще 2 прохода - в комнату «письма» и в комнату «документы».)
Сейчас мы находимся вот тут: нарисовать точку в комнате студента. Давайте попробуем перейти в папку «письма». Для этого надо ее открыть (открываем). Теперь мы находимся вот здесь.(нарисовать).
Для того, чтобы перейти в предидущую комнату есть кнопка «Наверх». Нажмем ее. Теперь мы перешли в вашу папку (Нарисовать на бумажке, где мы сейчас). Так же можно будет вернутся и на диск. (Еще раз нажимаем кнопку «наверх»). Теперь мы вот тут - показываем основной «коридор» диска. Сейчас мы находимся в начале диска Z:. Еще это место назыавют корневым разделом диска. Это основной коридор, из него можно попать в тем папки(комнаты), которые есть на диске. Через них в те папки, которые находится внутри других папок и т.д.
Путь к папке обычно записывают вот так: Z:\Елена\письма
Т.е. нам необходимо сначала зайти на диск Z, потом перейти в папку Елена, а затем - в папку письма.
Давайте так и сдалем.

А теперь нам надо перейти в папку Z:\Елена. Как это сделать?
(Кнопка «Наверх» - она позволяет перейти в папку на уровень выше).
После этого надо написать несколько названий папок типа:
C:\Program files\bla-bla
C:\Window\fonts
И попросить студента поперемещатся по ним.
Вообще это один из самых сложных моменов в первом уроке - понять как переходить из папки в папку. Необходимо как можно больше времени потратить на отработку этого приема, не жалея своих нервов.
Если будет что-то не понятно - рисовать коридор (корень диска) и путь комнат. Заставить сделать это студента, чтобы он сам научился рисовать на бумажке путь по коридору, а потом повторять это на компьютере. Причем не начиная все это с диска, а поднимаясь до нужного уровня и потом продолжая путь.


После этого возвращаемся в свою папку.
У нас есть 2 папки: письма и документы.
Сейчас мы научимся менять имена папок. Для этого необходимо (алгоритм записать):
1. Кликнуть по папке(файу) правой кнопкой мышки
2. Выбрать пункт меню «Переименовать»
3. Набрать новое имя папки(файла)
4. нажать Enter

Пробуем переименовать файл «письмо» в файл «мое письмо».

Теперь давайте научимся раскладыавть файлы по папкам, ведь если мы будем оставлять все файлы просто в вашей папке, со временем их будет слишком много и сложно будет найти нужный файл.
Для того, чтобы переместить файл в другую папку необходимо:
1. Кликнуть правой кнопкой мышки по файлу
2. Выбрать пункт меню вырезать.
3. Перейти в ту папку, в которую мы хотим поместить файл.
4. кликнуть в свободной области папки правой кнопкой мышки
5. выбрать пункт меню вставить.

Пробуем перемещать файлы (акт и приказ - в «документы», письмо - в «письма»).

Иногда нам необходимо переместить файл в новую папку (например в папку начальника), но чтобы и у нас файл тоже остался.
Для этого файл можно скопировать.
Алгоритм тот же, но вместо вырезать выбираем «скопировать».

Давайте попробуем скопировать файл «письмо» в папку C:\для начальства
Ок.

Когда файл нам уже не нужем - его можно удалить.
Для этого кликаем по нему правой кнопкой мышки и выбираем пункт меню «Удалить».

Появилось окошко. Что там написано? Какую кнопку необходимо нажать?
(Тут очень важно, чтоб студент сам прочитал надпись и сам принял решение, какую кнопку нужно нажать. Можно помогать наводящими вопросами, но выбор он должен сделать сам.)


Итак, завершаем занятие.

Помните, какую программу мы использовали для того, чтобы работать с текстовыми документами? (Блокнот).
Если вы еще не знаете, где ваш файл будет хранится, то можно просто запустить это программу. Для этого заходим в меню «Пуск», выбираем пункт меню «программы», «стандартные», «блокнот».

Набираем в блокноте текст.

Тепреь давайте попробуем сохранить наш документ.

Появляется окошечке для сохранения - в этом окне нужно выбрать папку, в которую мы будем сохранять документ. И внизу напистать его имя.
Тепреь «сохранить».

Давайте проверим, появился ли в вашей папке новый файл? Проверяем.

trex6 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от trex6

Послесловие к первому занятию.

Очень важным является практика, которую студент должен пройти после первого занятия. Она ни в коме случае не должан быть в тот же день, когда проходила лекция. Иначе все будет выполненно на автомате, человек не задумается о своих действиях.
Лучше всего на следующий день или через день.
Иначе почти все забудется (мы никогда не начинали новый курс в пятницу, наприме, потому, что к понедельнику уже приходится много повоторять по новой).
Практика должна проходить под контролем преподавателя. (Никаких «я дома позанимаюсь»).
В то же время, препоадавтель должен как можно меньше участвовать в выполнении практического задания студентом.

Лучший вариант дома: дать маме задание и пойти смотреть телевизор / читать ЛОР. Если возникли вопросы - подойти и помочь студенту найти ответы на вопросы в конспекте лекции.

Вообще, почти все на лекции я требовал записывать. Т.к. занятия были индивидуальными - я видел конспект и мог подсказывать, как лучше записать тот или иной момент.

Ну и терпения вам, начинающие педагоги. Без него - никак.

trex6 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от trex6

>> Если надо что-то открыть - надо по нему 2 раза кликнуть
бывают же еще кнопочки и ссылки
я обычно говорю, что нужно щелкнуть один раз, и если ничего не произошло - щелкнуть два раза
почему-то количество щелчков некоторые люди не могут запомнить, как и кнопки

note173 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от libfun

> А как вы объяснили бы человеку, что такое информация,данные

Текст. Буквы. Точки растра. Закодированные команды наподобие «К AX прибавить CX» или «передвинуть перо».

и как мы вводим эту самую информацию с клавиатуры,если «процессор понимает только 0 и 1,как вы говорите»?

«Каждое нажатие клавиши посылает в компьютер последовательность нулей и единиц. В виде электрического сигнала сложной формы. Грубо говоря, высокое напряжение в заданные моменты соответствует единицам, низкое — нулям. А внутри программа-драйвер эту последовательность расшифровывает и понимает, что было нажато. И передаёт дальше соответствующую букве комбинацию нулей и единиц. Подробнее объяснять?» Обычно сразу говорят «достаточно» :)

question4 ★★★★★
()

Необходимо искать компромиссы между исчерпывающим объяснением и понятным. Или между правильным и коротким.

чем отличается программа от окна

Окно ­— участок на экране. Программа — набор команд для компьютера. Покажи гимп, у которого несколько окон, и Konsole, в окно которого пишут несколько программ.

чем одна программа отличается от другой

Разные наборы команд. Лежат в разных файлах. Вызываются набором разных слов. И у каждой своя иконка, если гуёвые. И их писали разные люди.

чем одно окно отличается от другого.

Заголовком.

чем одна кнопочка отличается от другой.

На них надписи разные.

как определить где заканчивается окно одной программы и начинается окно другой программы.

У окон обычно есть границы. Если границы не успели нарисоваться, надо подождать. Если ждать скучно, можно повозить мышкой, НЕ нажимая никаких кнопок.

умеет сохранять из интернета картинки на жесткий диск, хотя достать их после сохранения уже трудновато

Напиши несколько скриптов для find: поиск HTML-файлов с недавним временем создания, поиск jpg/gif/png с недавним временем создания, поиск файла с недавним временем, непонятным расширением, но нужного типа по file... И так далее. Запиши это на бумажке. Или лучше заставь её записать под твою диктовку. И пусть сама вызывает, когда потеряет. Через месяц почувствует себя опытной хакершей и можно её будет учить пользоваться find :)

Если у неё оффтопик, учи пользоваться штатным поисковым инструментом. Или фаром. Или тоталом.

Запиши на бумажке несколько последовательностей действий для типичных ситуаций: подключить-отключить флешку, проверить файл/файлы/весь диск на вирусы... Само собой инструкции к типовым задачам в браузере.

Когда освоит, иди дальше.

question4 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

> как объяснить эту картину далекому от компьютера человеку?

Сказать «запасись терпением». Написать инструкцию, поставив рекомендуемые времена ожидания для каждого шага.

Что такое «плагин»,

Маленькая программка для чего-то не предусмотренного авторами браузера. Например, рисования определённого вида картинок и видеороликов, если флеш. Или блокирования рекламных картинок.

почему диалоговых окна два, а не одно,

Потому что автор — идиот. Прокатывает за объяснение на удивление часто :)

почему в них нельзя жать кнопки одновременно хотя вопросы не пересекаются(модальные же, второе окно блокирует первое),

Автор хочет получить ответ на второй вопрос раньше ответа на первый. Или хочет гарантированно получить ответ, поэтому заблокировал все остальные окна.

почему завис «флеш»

Криво написан. Автор — идиот.

и чем «флеш» отличается от «не-флеша»,

Красочнее. Требует плагин. Глючит. Перехватывает кнопки мыши.

почему он завис именно сейчас

Не повезло. А виснет потому, что автор — идиот.

и почему нужно выбирать файл как можно быстрее пока флеш не завис...

Потому что если не успеть, придётся начинать сначала :)

question4 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

> если начать объяснять что такое «файлы»,

Файл — набор данных. Может быть текстом, картинкой, программой и чем угодно ещё. Каждая программа будет пытаться его обработать по-своему.

что такое «жесткий диск».

Несколько пластин из материала наподобие магнитофонной ленты, только более жёсткого. Плюс головки, которые это считывают. Плюс моторы. Плюс электроника которая этим управляет. Технология давно отработана, ничего интересного. А каждому файлу соответствует свой участок на жёстком диске. (Про фрагментацию сразу не надо.)

Флешка — почти то же самое, только без моторов. И вместо магнитов — конденсаторы :)

И тут надо или обманывать, пытаясь притянуть за уши метфаоры реального мира, или пытаться объяснить отчего компьютер работает.

Сокращай объяснения. Слов до 10-20. И не отвечай на вопросы, пока их не задали :)

Обычно у людей спекаются мозги в тот момент, когда пытаешься объяснить идею конечности размера жесткого диска

На диск в 100 гигабайт влезает 100 миллиардов букв английского текста, или 50 миллиардов русского. (Или 50 миллиардов иероглифов.) Или рисунок в TIF размером 1000 на 25 миллионов точек. Или 25 тысяч рисунков TIF размером 1000 на 1000. Текст в DOC и HTML занимает больше места, так как там ещё описывается форматирование. Картинки в JPG и PSD занимают меньше места, чем TIF, иногда вдвое, иногда в 10 раз, как повезёт. (Сжатые тифы можно для начала пропустить.) Векторная графика по сути — набор команд вроде «провести линию отсюда до туда» или «сменить перо», поэтому может занимать ещё меньше места.

и разницу между постоянной и оперативной памятью (знать эту разницу актуально для фотошопа).

Оперативная нужна пока компьютер включён. Чем её больше, тем с бОльшими рисунками будет быстро работать. Или с бОльшим числом рисунков одновременно.

Постоянная память хранит рисунки, когда компьютер выключен. Всё, что туда не записано, исчезает после закрытия фотошопа.

question4 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

> блокировка мозгов возникает в момент когда случайно употребляешь какой-нибудь термин в речи. Нарпимер, «байт».

«Байт — одна английская буква. Или половина русской. Или четверть точки на экране.»

Всё, байты, электроника, математика, мы этого никогда не поймём.

«А зачем понимать? Этим надо пользоваться.» :)

question4 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

> попробуй связать понятие «дерева каталогов» с проводничком.

Открыть древовидное отображение в проводнике не помогает? Или его оттуда в семёрке убрали?

Для начала тот проводничок еще надо найти (и не забыть где он находится).

Ярлык на рабочий стол в угол (можно во все 4), ярлык на панель с краю, ярлык на верх меню пуск. Чтобы легко искалось. Можно инструкцию на бумажке, как искать на чужом компьютере.

Потом в линуксах дело осложняется отсуствием жестких дисков в домашней папке и на рабочем столе. Людей учат что файлы лежат на жестком диске, а ВНЕЗАПНО жестких дисков нигде нет.

«Линукс умный. Он все диски объединяет в один.» И дальше то же самое дерево.

Потом нужно понять принцип ассоциации файлов с программами по последним трём буквам.

Просто расшифруй. TXT - text. DOC - document. Раньше означало любой документ, но злой Гейтс захапал это расширение только для своих программ. PSD - PhotoShop document. EXE - executable. В правильно настроенной системе Эксплорер знает какое расширение чему соответствует и сам откроет файл нужной программой.

А это по зависимостям требует объяснить что такое «прогамма»

Набор команд в понятном компьютеру виде. Например фотошоп: нарисовать окно, нарисовать в нём картинку, дальше ловить нажатия мыши, смотреть, куда они попали, и поступать соответственно.

и что такое «формат файла».

Расположение информации в файле.

Например, для растровых картинок — в каком порядке перечислять размер картинки, число цветов, номер цвета для каждой точки. Если информация сжата-закодирована для уменьшения размера — то и способ кодирования.

Информация в файле расположена так, как удобнее авторам использующей его программы. Поэтому большинство программ имеют свой любимый родной формат файлов. Но большинство знает и несколько чужих.

Очень интересный момент возникает, когда человек при переименовании файла стирает расширение и не понимает почему он перестал открываться.

«Эксплорер перестал узнавать файл. Последние буквы нужны были именно для этого.»

Или забывает какое там было расширение, и донимает вопросами как его восстановить назад. (в винде это решено тем, что расширения не отображаются по дефолту).

Поставь программу для опознавания форматов файлов по содержимому. Например file :)

Можешь написать инструкцию как опознавать форматы, просматривая файлы в фаре или MC :)

Ну и еще тысячи разные жутких вопросов, от объяснения которых стынет кровь в жилах.

Не усложняй, и жути поубавится.

question4 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

> надо когда качаешь большой файл смотреть его размер, и сравнивать со свободным местом на жестком диске.

Помогает сразу поставить диск побольше. Или забэкапить файлы, не открывавшиеся более 2 лет.

Из этого сразу возникают вопросы, а что такое «мегабайты», нет ЧТО ТАКОЕ МЕГАБАЙТЫ

Миллион английских букв. Рисунок от четверти миллиона до 8 миллионов точек. Минута не очень качественной музыки. До 7 секунд фильма.

(вот «килограмм капусты» можно пощупать, а мегабайт как пощупать?).

Мне в своё время помогала программа PC Tools, показывавшая занимаемые файлом сектора на диске. Какой-нибудь визуальный дефрагментатор сейчас существует?

Возникают проблемы с пониманием как «файлы» «помещаются» в «жесткий диск» (они там пирамидкой сложены или как в коробочку?).

Разбросаны по поверхности блинов.

Гораздо хуже вопрос «что такое файлы» и как их увидеть и пощупать на жестком диске.

Покажи, как их отображают FAR или less -L :)

Все эти вопросы поддаются объяснению, но через пару часов все эти объяснения выветриваются из головы вопрошающего, и точно те же самые вопросы начинают заваться снова. И снова, и снова.

При повторении вопроса заставляй писать инструкцию с последовательностью действий :)

question4 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от question4

Помогает сразу поставить диск побольше. Или забэкапить файлы, не открывавшиеся более 2 лет.

лолват, у меня и так везде не меньше терабайта стоит. Другое дело что терабайт - это двадцать фильмов в высоком качестве.

При повторении вопроса заставляй писать инструкцию с последовательностью действий :)

не будет этого делать

stevejobs ★★★★☆
() автор топика
Ответ на: комментарий от Neksys

приколист xD

P.S. по своей практике скажу что никогда не учу людей которые не пытаются понять САМИ. Сам показывал пожилым достаточно людям как пользоваться мобилой, набирать смс, включать диктофон, радио и т.д. пользоваться скайпом и нетбуком просто потому что у них была необходимость. Человек учится только если есть острая необходимость, и она осознанна. Иначе это лишь желание воспользоваться без напряга для себя, без мучений получить профит и т.д.

chinarulezzz ★★
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

если начать объяснять что такое «файлы», то придется рассказать что такое «жесткий диск»

А вот нифига. Файл --- это сущность, для которой определены операции создания, открытия, записи, чтения, закрытия, удаления. Жётский диск тут не обязателен.

ugoday ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

Стив, ну ты даёшь. Ты бы ещё ей про таблицы разделов и различия между MBR и GPT задвинул.
> Потом в линуксах дело осложняется отсуствием жестких дисков в домашней папке и на рабочем столе.
Как раз таки упрощается. Нужно было сразу объяснять, что папка такая-то лежит на таком-то диске. И, да, показать на этот диск пальцем внутри корпуса.
> Потом нужно понять принцип ассоциации файлов с программами по последним трём буквам. А это по зависимостям требует объяснить что такое «прогамма» и что такое «формат файла».
Разве тип файла определяется по расширению? Вроде же всегда определялся по содержанию, а расширение было костылём известно для чего.
В общем сам себе создаёшь сложности.

RussianNeuroMancer ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от RussianNeuroMancer

>Разве тип файла определяется по расширению? Вроде же всегда определялся по содержанию, а расширение было костылём известно для чего.

В оффтопике ассоциации с приложениями по расширению. В наутилусе раньше если расширение не соответствовало содержимому, определяемому через file, он отказывался открывать файл. Сейчас вроде пофиксили.

geekless ★★
()

> Потом в линуксах дело осложняется отсуствием жестких дисков в домашней папке и на рабочем столе.

Создай ссылки с соотв. иконками. Например,
Диск C - /
Диск D - /home/username
Диск E - /mnt/largehdd

Ты, кстати, мамку учишь линуксу или винде? Если линуксу, то проприетарный фотошоп подь вайном гоняешь?

Очень интересный момент возникает, когда человек при переименовании файла стирает расширение и не понимает почему он перестал открываться.


С каких пор под пингвинами формат файла определяется тремя буквами? Ради прикола переименуйте «1.avi» в «1.txt». Он откроется в видео-плеере, ничего не изменится.

С разу дошло про z-index.


Кстати, поставь Compiz и разные там эффекты по максимуму. Там был эффект, наглядно показывающий z-index, когда переключаешь на другое окно.

3dsmax


Почему не Blender?

ns_ramesses
()
Ответ на: комментарий от ns_ramesses

>Ради прикола переименуйте «1.avi» в «1.txt». Он откроется в видео-плеере, ничего не изменится.
Зависит от ФМ. Но в случае, когда расширение стирается, гарантированно определяется mime-тип.

x3al ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ns_ramesses

Радиотех. ИМХО, инженер ЛЮБОЙ специальности ОБЯЗАН уметь создавать чертежи от руки, владеть какими-то азами. На худой конец, уметь пользовать CAD-систему. Но не в Кореле же!

Deleted
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Да понимаю. У нас на специальности 230104 чертят в проприетарных автокадах, компасах, NX. Но это всяко лучше проприетарного корела и пейнта.

ns_ramesses
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.