LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

[реквест] компьютерный анти-тупняк

 


0

6

Пробовал сейчас объяснить мамке чем отличается программа от окна. И чем одна программа отличается от другой. И чем одно окно отличается от другого. И чем одна кнопочка отличается от другой. И как определить где заканчивается окно одной программы и начинается окно другой программы.

Ребята, объяснить всё это какому-нибудь тулкиту в тыщу раз проще. Блииииин... Мозг вынесен полностью без остатка. Может у вас есть какой-нибудь жесткий мануал для чайников?

//человек пользуется интернетом уже около года, умеет проверять почту и ходить по ссылкам. Даже умеет сохранять из интернета картинки на жесткий диск, хотя достать их после сохранения уже трудновато.

★★★★☆

Ответ на: комментарий от trex6

а методички какие-нибудь остались? чтобы не сильно нагружать работой по написанию тысячестраничных хабропостов)

у меня получается объяснять относительно хорошо (в плане качества), но удручает скорость. Несколько часов отрабатывать какой-нибудь элементарный навык типа таскания и переключения окон - запредельный тупняк (

stevejobs ★★★★☆
() автор топика
Ответ на: комментарий от stevejobs

К сожалению, все в голове.
Вообще курс рассчитан был на 6 полуторачасовых занятий (после каждого занятия - полуторочасовая практика).

У меня сегодня денек, вроде бы, не очень загружен. Могу сюда посты отписать.

trex6 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от trex6

если актуально, могу выложить на Хабре =) если неактуально, можешь написать здесь... ну хотя бы темы занятий и основные тезисы)

stevejobs ★★★★☆
() автор топика
Ответ на: комментарий от stevejobs

в линуксах дело осложняется отсуствием жестких дисков

Ничуть. Просто пользователь обходится без идеи жёстких дисков. Есть только дерево каталогов. Вот эти - системные, а вот этот - домашний, вот здесь в нём фоточки, вот здесь в нём книжки, и так далее. А диски монтировать в папки будет специалист. А флешки всякие уже даже в линуксе вызывают всплывающее окошко с нужным каталогом.

Xellos ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Xellos

>А флешки всякие уже даже в линуксе вызывают всплывающее окошко с нужным каталогом.

угу, времена когда не вызывали были совсем недавно, ололо :)))

tazhate ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Xellos

> монтировать в папки будет специалист

емнип кеды позволяют кому угодно монтировать что угодно без прав рута. Ну и в гном можно это впилить, а ярлычки на диски впихать в закладки или вытащить на рабочий стол.

если дерево файлопомойки становится чисто виртуальным, не заявзанным на жесткие диски, то возникает куча проблем. Например, со скачиванием фильмов со StrongDC и торрентов. Какие-то диски быстрые, какие-то медленные, кое-где бедсекторы и файловая система сыпется (и копировать туда можно только фильмы, но не ценные данные). Еще надо объем жестких дисков контролировать, фильмы жрут пространство с невероятной скоростью. Иногда файлы нужно перекидывать между дисками по вышеуказанным причинам. Иногда локальных жестких дисков недостаточно и их нужно переливать по сети на соседние компьютеры.

stevejobs ★★★★☆
() автор топика

чаще проблемы только в том что терпения не хватает или раздражаешся люто. То есть ЧСВ. Ну или тот кому обьясняешь неадекват и сам не хочет разьираться.

losvik
()
Ответ на: комментарий от Xellos

Блин, если бы пользователей знакомить сначала с линуксами, а потом уже с вёндами, то тогда было бы именно так — дерево каталогов, файлы-устройства, все дела. До некоторой степени я даже понимаю, зачем были введены эти «диски» в винде. Действительно, если какой дотошный претендент в юзеры начнёт доискиваться, а где же на самом деле лежат его фоточки и музыка, то ответ очевиден — во, на диске це, а диск це — это вот эта коробочка и есть. Всё наглядно, пользователь доволен. Но это такой же обман, как школьный курс физики. Вместо всеобъемлющего понятия производной вводится понятие скорости, ускорения, всякие там формулки. Их проще запомнить, чем понять, что такое производная.

Короче, флуд какой-то получается. Действительно, если топикстартер хочет объяснить, что происходит на компе, нужно составлять какую-то программу и пользоваться опытом тех, кто давно преподаёт. Просто так взять и растечься мыслью по древу — это неэффективно. Сколько раз уже видел, как человек теряется при виде устройства с пятью кнопками — не знает методов.

А методы знать надо. Во-первых, чем больше знаешь, тем лучше, бесполезного опыта не бывает. Во-вторых, когда пользуешься любым устройством, будь то посудомоечная машина, фонарик, компьютер или автомобиль, минимальным набором знаний обладать необходимо. Иначе эксплуатация будет эффективной только при выполнении множества условий. Одно из них — полная сторонняя поддержка. То есть можно заставить сферическую маму в вакууме поглотить порцию новых знаний и расслабиться, а можно ходить за ней вечно и каждый раз подсказывать, куда надо ткнуть, и чинить поломанное.

IRI
()
Ответ на: комментарий от IRI

> Действительно, если топикстартер хочет объяснить, что происходит на компе

не хочу.
задача - пользоваться десктопным софтом и интернетом. Для начала - фотоаппарат, фоточки, фотошоп и 3dsmax.
знать как работает компьютер человек не желает.

stevejobs ★★★★☆
() автор топика

Объяснять всё с помощью ассоциаций
С вырезанием окошек вы здорово придумали кстати
Трудности возникают из-за того,что люди со временем отучаются оперировать абстрактными объектами и перестают чему-либо учиться после 26-30 лет.

libfun
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

>Обычно у людей спекаются мозги в тот момент, когда пытаешься объяснить идею конечности размера жесткого диска

Как это вообще?

geekless ★★
()

помнится, один мой друг объяснял девушке почему у нее трее написано 100 Мбит/с, а на деле нифига не так. на пакетах молока. и ведь объяснил. хотя у него талант объяснять на пальцах, пожалуй

isako ★★★
()
Ответ на: комментарий от isako

Можно объяснить на примере водопровода или вагона метро,который,скажем, может вмещать 100 человек,но везёт 5,потому что больше нету, но на нём все равно будет надпись,что он вмещает 100 человек.

libfun
()
Ответ на: комментарий от geekless

>Обычно у людей спекаются мозги в тот момент, когда пытаешься объяснить идею конечности размера жесткого диска

Как это вообще?


надо когда качаешь большой файл смотреть его размер, и сравнивать со свободным местом на жестком диске. Из этого сразу возникают вопросы, а что такое «мегабайты», нет ЧТО ТАКОЕ МЕГАБАЙТЫ (вот «килограмм капусты» можно пощупать, а мегабайт как пощупать?). Возникают проблемы с пониманием как «файлы» «помещаются» в «жесткий диск» (они там пирамидкой сложены или как в коробочку?). Гораздо хуже вопрос «что такое файлы» и как их увидеть и пощупать на жестком диске.

Все эти вопросы поддаются объяснению, но через пару часов все эти объяснения выветриваются из головы вопрошающего, и точно те же самые вопросы начинают заваться снова. И снова, и снова.

stevejobs ★★★★☆
() автор топика

я когда-то писал уже тут, что скоро такое явление как ПК исчезнет в хомячковских домах. его место займут узкоспециализированные девайсы с интуитивно понятными 3-4 кнопочками.

Komintern ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Komintern

с одной кнопочкой, или ты iPad не видел?

wfrr ★★☆
()
Ответ на: комментарий от Komintern

и с немодифицируемой прошивкой, да.
тут тебе и никаких вирусов, и практическая невозможность что-либо сломать кривыми руками.

Komintern ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

Значит по-просту уменьшайте время «занятий» до 40 минут, заставьте что-нибудь записать, а на следующий день, прежде чем продолжить занятия, повторите то,чем занимались вчера.

libfun
()
Ответ на: комментарий от libfun

ну я к тому, что объяснять надо уметь, да

isako ★★★
()
Ответ на: комментарий от trex6

Было бы очень интересно познакомиться с этими наработками

libfun
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

Человек хочет управлять самолётом, но в гробу видел учебники по аэродинамике, практику на тренажёре и приборы, которыми набита кабина. Вывод? Этот человек никогда не будет управлять самолётом.

IRI
()
Ответ на: комментарий от IRI

ну управляют же люди самолетом с помощью смулятора ИЛ-2 Штурмовик? Если к настоящему самолету присобачить такой умный интерфейс, то всё будет ОК даже в ручном режиме.

На каком-то авиафоруме читал, что пассажирские самолеты сейчас в основном летят на автопилоте. А задача пилота - не мешать автопилоту)


а вообще, компьтер - это такая микроволновка, сабж. для микроволновки не нужно даже инструкцию читать вообще, воткнул в розетку и нажал кнопку.

stevejobs ★★★★☆
() автор топика
Ответ на: комментарий от stevejobs

Занятие1. Первое знакомство.

Во время этого занятия необходимо честно и полностью. Отвечать на вопросы. Даже на сложные. Нельзя говорить - просто так должно быть. Иначе человек решит, что за некоторым барьером начинается «особая компьютерная магия», а потом будет пододвигать этот барьер как можно ближе к себе. В итоге перестанет вникать во все, что ты говоришь.

Итак, начнем. Под рукой должен быть листк бумаги, на котором ты будешь рисовать для наглядности. (Постараюсь выложить картинку, как это все на бумажке должно в итоге выглядеть).

Для начала рассмотрим устройство компьютера.
Компютер состоит из системного блока, монитора, мышки и клавиатуры. И если с монитором, мышкой и клавиатурой все понятно, то с системным блоком все не так просто. Что же такое системный блок. Системный блок это и есть компьютер. Вся работа происходит в нем. Монитор лишь позволяет увидеть картинку, а мышка и клавиатура - вводить информацию.

Самая важная его деталь в системном блоке - это центральный процессор или CPU(У меня на столе постоянно валялась парочка из старых системников, чтоб можно было дать человеку подержать его в руках). (В это время на бумаге рисуешь прямоугольник и пишеш на нем CPU). Я обычно заострял внимание на различии системного блока и процессора, поясняя, что это не одно и то же.

Процессор понимает только 2 числа - 0 и 1. Каждое такое число (либо 0 либо 1) называется битом (рисуешь 0 и 1). Но человеку неудобно работать с битами (мы ведь с вами привыкли работать с буквами и цифрами). Поэтому биты объединяют в <цепочки/множества>(уже не помню, как я это точно называл) по 8 бит (рисуешь проивольный набор из 8-и ноликов и единичек). Такую цепочку называют байтом. С помощью байта можно закодировать уже, например, букву или цифру. (Рисуешь на бумажке ASCII коды букв А, Б, В и сопоставляешь их буквам). (Если спросит, как происходит сопоставление - объясни, что есть международные соглашения, какой байт какую букву обозначает. Так же можешь сказать, что таких соглашений есть несколько, но лучше пока не углублятся. Скажи, что о таких соглашениях поговорите потом).
Но мы ведь не измеряем величину книги в буквах или вес продуктов в граммах. Так и для информации введены кратные еденицы измерения.
Так 1024 байта объединяются в 1 Килобайт. 1024 килобайта - в один мегабайт (и так до террабайтов).

Процессор умеет делать всего несколько не сложных операций: складывать, сравнивать и копировать. (Можешь пояснить, что в зависисмости от результата сравнения он выбирает какую операцию выполнять дальше).
Как бы в обычной жизни вы назвали человека, который знает только 2 числа и умеет только эти 3 нехитрые математические операции? (тут обычно ступор - поэтому надо подсказать) Я бы назвал его идиотом. Но у процессора есть одно огромное преимущество - он умеет выполнять эти операции очень быстро. Например соверменные процессоры могут выполнять несколько миллионов операций в секунду. (Тут очень важно, чтобы человек понял, что компьютер - всего лишь машина, которая может очень быстро выполнить нехитрые действия. Глупая машина. Но быстрая.)
Эта скорость определяется как тактовая чистота процессора (сколько операций в секунду он может выполнить). Например если процессор может выполнить 1 000 000 000 операций за одну секунду то говорят, что его тактовая чистота 1 000 000 000 Герц. Или 1 ГГц.
/*В те времена многоядерные процессоры были еще диковинкой, но сейчас, наверное, следует пояснить, что в одном «кристалле» может быть «запаяно» 2 процессора. Или 3. Или ...*/

Еще один недостаток процессора - у него слишком маленькая память, поэтому он не может держать «в себе» все те данные, с которыми должен работать. Для хранения этих данных используется оперативная память или RAM. (Тут опять же рисуешь еще один прямоугольничек и надпись на нем - RAM. Соединяешь прямоугольнички палочкой.) Таким образом процессор берет данные из оперативной памяти, обрабатывает их, а результат действий отправляет обратно в оперативную память. (Рисуешь над палочкой две стрелочки в оба направления).

trex6 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

Препод, как я думаю, имеет право потребовать, чтоб все рисунки были выполнены вручную. И учить рисовать нужно руками и на бумаге. а фотошопы и тридимаксы как одни из кучи возможных инструментов изучат потом. Так что не вижу острой необходимости подстраиваться под студентов в этом плане. А вот для собственного саморазвития - это хорошо.

ag_dm
()
Ответ на: Занятие1. Первое знакомство. от trex6

Занятие1. Первое знакомство. (продолжение)

Единственный минус RAM - она энергозависима. Т.е. если мы отключим электричество, все данные в RAM исчезнут. Но мы ведь не хотим, чтобы все, что мы сделали за компьютером исчезло? Для этого нам понадобится отправить данные туда, где они смогут хранится и после выключения компьютера. (Рисуешь с другой стороны стрелочку вниз, и от нее 3 ответвления). Для хранения данных применяются диски (дальше немного устарело, но я советую об этом расскзаать).
1. Гибкий магнитный диск или дискета. (Даем человеку дискету, желательно вместе с ним ее открыть и посмотерть, что там внутри). Еще ее называют FDD. На дискете уже можно сохранить информацию, но объем ее небольшой - 1,4 Мб. (Тут еще раз вспомнить, про единицы измерения информации). Этого достаточно, чтобы записать туда небольшой документ, но вот любимую песню туда не запишешь. (Рисуешь FDD и подписываешь объем). Для работы с гибкими дисками используется специальный дисковод (тут мы учились вставлять дискету в дисковод, вынимать ее оттуда, проверять, вставленна дискета или нет, сейчас устарело безбожно).
2. Жесткий магнитный диск или HDD. (У меня был старый диск со снятой крышкой, чтобы можно было посмотерть внутренности). У этих дисков объем намного больше - на них можно записать 50-100-500 Гб. Объем диска зависит от модели и производителя. (Бывают вопросы про то у каких производителей объем больше, но Вы ведь найдете, что ответить ;-). Жесткий диск может хранить очень много информации, но у него есть один минус - он хрупкий. И если после падения с дискетой ничего не случится (роняем дискету на стол), то если жеский диск упадет - то он становится экспонатом (вот в это момент я обычно и подсовывал старый HDD со снятой крышкой). Поэтому жеский диск устанавливается в корпус системного блока. Рисуем HDD и подписываем объем.
3. Оптический диск CD или DVD. (Болванка то у Вас точно есть, даем подержать в руках, можно посмотреть на дорожки, если удастся разглядеть). CD диски имеют стандартный объем - 650 Мб, но китайцы умудряются делать диски и 700 и 750 Мб, но стандарт все же 650. DVD диски имеют объем 4,7 Гб. Для работы с CD и DVD дисками используется дисковод для оптических дисков. Пририсовываем дисковод и рядом с ним диски и их объемы.

Но для всех дисков есть один большой недостаток - доступ к ним намного медленнее, чем к оперативной памяти. Поэтому ту информацию, с которой процессор работает в данный момент, - загружают в оперативную память. Там с ней работаеют. А потом сохраняют на диск. Если этого не сделать, то вся информация потеряется. (На этом следует заострить момент, тогда проще будет объяснить, зачем необходимо сохранять файл, после того, как в нем что-то напечатал).

Отлично! Тепреь мы можем загрузить информацию в компьютер (стрелочка с FDD на HDD), поработать с ней (стрелочка от HDD к RAM, показать что работает - поводить по стрелочкам RAM-CPU, потом сохранить информацию на диск, чтоб не потерять ее (стрелочка RAM-HDD).

Но как мы увидим, что происходит в компьютере? Для этого есть специальное устройство - видеокарта. (Рисуем видеокарту). Она берет данные из оперативной памяти и отображает их на экране. (Рисуем от видеокарты стрелочку к монитору).
Для ввода информации используются мышь и клавиатура - рисуем стрелочки от клавы и мышки к систменику.

Кроме всего этого в системный блок могут быть установленны - звуковая карта(чтоб мы могли не только видеть, но и слышать), сетевая карта(для того, чтобы компьютеры можно было объединить в сеть) и модем^W /*уже безбожно устарело*/.

Но для работы компьютера недостаточно всего этого. Т.к. процессор сам не может ничего сделать, а только выполняет уже готовые программы. И самая главная программа в компьютере - это операционная система. Она выполняет сразу несколько важных функций (рисуем треугольник):
1. Управляет работой аппаратного обеспечения (следит за тем, чтоб все эти «детальки» работали правильно и не мешали друг-другу).
2. Управляет работой других программ. Т.е. все остальные программы работают под управлением операционной системы и не могут без нее быть запущены.
3. Обеспечивает диалог с пользователем. Т.е. когда вы кликаете мышкой по кнопке - операционная система получает данные о том, что был совершен клик мышкой в определенной области, проверяет, какая кнопка находится в этой область и уже в программу отправляет сообщение о том, что была нажата такая-то кнопка.

/*А вот за следующий абзац, чувстую, меня здесь не хило напинают*/
Учится бы будем на примере ОС Windows версии XP, т.к. она является самой распространенной на данный момент. Но все те навыки, которые мы изучим можно будет исопльзовать и в других операционных системах, т.к. большинство действий в них выполняется одинаково.

На этом заканчивалась первая часть полуторачасового занятия, я оставлял человека поиграть с железками, а сам шел курить.
Не буду и сегодня отходить от этой привычки. Во второй части занятия мы учились работать с мышкой, окошками, файловой систмемой и т.п. Как только осовобожусь - напишу. Ну и рисунок выложу.

P.S. Ну и прошу прощения за местанми не слошком ровный почерк.

trex6 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

>ну управляют же люди самолетом с помощью смулятора ИЛ-2 Штурмовик

Там всё равно необходимы знания о том, как вообще летает самолёт. И для работы с компьютером необходимы знания, как работает компьютер.

geekless ★★
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

>На каком-то авиафоруме читал, что пассажирские самолеты сейчас в основном летят на автопилоте. А задача пилота - не мешать автопилоту)

Летели тут давеча одни типы, шерсть на носу, на автопилоте. Теперь в маленькой, но гордой стране, новый президент, шерсть на носу. Улавливаешь?

redgremlin ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ag_dm

> а фотошопы и тридимаксы как одни из кучи возможных инструментов изучат потом

вот про это «потом» и идет речь

Так что не вижу острой необходимости подстраиваться под студентов в этом плане.


это требование рынка. Нужен фотошоп, иллюстратор, корел, макс. Хотя я в этом ничерта не шарю, нужно реальных дизайнеров спрашивать, в чем им приходится работать.

stevejobs ★★★★☆
() автор топика

А как вы объяснили бы человеку, что такое информация,данные и как мы вводим эту самую информацию с клавиатуры,если «процессор понимает только 0 и 1,как вы говорите»?
Ещё мне кажется, надо сказать,что не только процессор понимает 0 и 1, но и в памяти хранятся только 0 и 1. В жестком диске благодаря особому материалу мы можем изменять намагниченность очень маленьких участков, поэтому намагниченный участок мы считаем за единицу,а ненамагниченный - за ноль. На оптических дисках информация хранится похожим образом, только там мы выжигаем на поверхности микроскопические углубления. После этого можно взять листочек в клетку, начертить табличку в одну строчку,проколоть в нескольких местах и сказать,что проколотую клетку мы будем считать нулем,а непроколотую - единицей,а потом попросить человека посчитать, сколько там единиц и нулей.

libfun
()

в такие моменты понимаю что с чайников можно стричь вдвойне

VladimirMalyk ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

>книжка - это долго и скучно. Ее надо читать.

какую-то из книг мама очень хвалила: написана весело, живо и совсем не скучно. Правда, за качество материала ничего сказать не могу - я их даже не открывал =)

yyk ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от libfun

> В жестком диске благодаря особому материалу мы можем изменять намагниченность очень маленьких участков...

после этого человек встанет и уйдет.

Corey
()
Ответ на: комментарий от libfun

По поводу «вся информация хранится в виде 1 и 0».
Немного тороплюсь, да и времени прошло уже порядком. Насчет того, что _вся_ информация в компьютере хранится в виде 0 и 1 необхдоимо сказать так:
Т.к. процессор понимает только 0 и 1 вся информация в компьютере хранится в виде нулей и единичек. Т.е. битов.
Где-то в районе рассказа про процессор.

По поводу того, как представленны 0 и 1 в компьютере.
Подсказка хорошая, но тетеньке это не интересной. Ей вообще все равно, какие физические явления/процессы там происходят. Вот школьнику и студенту - это _необходимо_ объяснять. Особенно на ИТ специальностях и в классах с углубленной физикой/математикой/информатикой.
Для тетеньки же главное не понимание того, как информация хранится, а то, как ее измеряют.
Но тут стоит помнить о том, что «Во время этого занятия необходимо честно и полностью. Отвечать на вопросы. Даже на сложные. Нельзя говорить - просто так должно быть.» Т.е. если спросили - рассказать и про кондесаторы в процессоре, и про намагниченные/ненамагниченные области, и про прожигание.

trex6 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

Какая-то чушь про гуманитариев. Я чистый гуманитарий, но с установкой арча как-то справился. А уж рассказать про основные компоненты компьютера можно 5-летнему ребёнку. Другое дело, что ребёнку это интересно, а взрослой тётке может быть уже нет. Но если человеку неинтересно - то ему ничего нельзя объяснить, независимо от склада ума.

duott ★★★★★
()

/*поспешишь - людей насмешишь*/
Поторомился и забыл дописать. Когда показваем, что процессор соединен с оперативной памятью, надо вот еще что рассказать:
Процессор и оперативная память размещаются на материнской плате. Это самая большая деталь в системном блоке. Она служит «мостом», который соединяет все детали компьютера вместе и позволяет им обжатся между собой.

trex6 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от trex6

Ну я вот физические процессы происходящие в процессоре, hdd и оперативной памяти представляю весьма слабо. Но это не мешает мне понимать, что «в компьютере всё ноль и один», эдакий чёрный ящик.

Про килобайты-мегабайты надо объяснять на примере не 0 и 1, а на примере текстовых файлов однобайтовой кодировки. Потом рассказать про метод хранения растровых изображений как чисел, которые представляют собой цветовые компоненты пикселей (в этот момент придётся рассказать про RGB, лучше всего это демонстрируется рассматриванием LCD под лупой). Потом рассказать про метаинформацию на примере тех же графических файлов (мало знать про цвета точек, надо ещё знать их количество, количество цветов итд).

PolarFox ★★★★★
()

А как ты ей объяснял отличия между окном и программой? Имо, это вообще не надо было делать: одна из сущностей лишняя.

wyldrodney
()
Ответ на: комментарий от wyldrodney

> Имо, это вообще не надо было делать: одна из сущностей лишняя.

там вот в чем загвоздка. Допустим, есть Хром. Он может открывать новые вкладки в новом окне и в новом табе. Причем в одном окне может быть несколько табов. Еще окна открываются автоматом нехорошими сайтами, кажущими рекламу жаваскриптом. А еще есть флешесайты, которые 100% поверхности страницы занимают флешем, поэтому на них не распространяются общие соглашения типа щелчка правой кнопкой мыши. Еще есть сайты на фреймах, у которых внутри внезпно каша из фреймов.

А есть переключалка раскладок клавиатуры, она на панели. А есть Винамп, у него вообще может не быть окон, хотя он как бы и не системный сервис. А есть сервисы, у которых окон нет в принипе.

Имо, это вообще не надо было делать: одна из сущностей лишняя.


разницу объяснил. Делать это надо, потому что каша из тыщи окон на экране таки присутствует, и поделать с этим ничего нельзя даже если оно и не нужно.

stevejobs ★★★★☆
() автор топика
Ответ на: комментарий от stevejobs

Попробуй объяснять зачем каждая сущность. И по-минимуму. Написал тут, но надо ещё на пол страницы, так на пример не тянет...

wyldrodney
()
Ответ на: комментарий от PolarFox

Это очень хорошо, что Вы понимаете, что «в компьютере всё ноль и один». Тут ведь очень важно, чем человек занимется и предоставить ему именно тот, необхдодимый уровень абстракции.

По опыту могу сказать, что про килобайты-мегабайты лучше говорить именно тогда. Потом проще пояснить размеры дисков. Ну и до файлов мы еще дойдем, естественно.

Про кодировку RGB и прочее простому пользователю знать не надо.
Вообще.
Ему все равно.

trex6 ★★★★★
()

Итак, перекур завершен и можно продолжать.

Для начала необходимо научится включать и выключать компьютер. Для включения компьютера используется специальная кнопочка. Она обычна подписана POWER или рядом есть значек (рисуем кружечек с палочкой посередине типа (|) ). Давайте попробуем найти эту кнопку на нашем системном блоке. (Тут _важно_ чтбы человек сам нашел кнопку включения. Желательно проверить на 2-3-х системниках, чтоб потом ему было проще).

Итак, мы включили компьютер. На экране появились белые буковки (я все картинки от производителей матплат отключал, чтоб их было видно). Сейчас происходит внутреннее тестирование всех устройств, подключенных к компьютеру. Для этого выполняется специальная программа, записанная на материнской плате. Она называется BIOS (базвая система ввода-вывода).

После того, как появился логотип ОС или пошли на экран сообщения о загрузке подсистем: вот сейчас начала загружатся операционная система.

Итак, операционная система загрузилась и перед нами окно проиветствия.
Здесь необходимо ввести свое «имя пользователя» и пароль.
(Вводим).

Итак, операционная система загрузилась и мы видим перед собой рабочий стол. На рабочем столе мы видим ярлыки - это такие кнопочки, которые позволяют запускать программки. Внизу (вверху/слева) расположенна главная панель. Слева находится (кнопка пуск)/(меню «Приложения»), которое позволяет нам запускать установленные на наш компьютер программки. Далее располагается панель задач, с ней мы познакомимся немного позже. А справа находятся служебная панель - здесь отображаются значки некоторых запущенных программ. Так же здесь мы можем увидеть часы и индикатор раскладки клавиатруы. (После этого в течении занятия необходимо несколько раз поинтересоватся и студента, сколько сейчас времени и следить за тем, чтобы он посмотрел его именно на индикаторе часов). С индикатором раскладки клавиатуры мы познакомимся немного позже.

Итак, мы уже говорили о том, что для ввода информации в компьютер используется «мышь». Давайте попробуем с ней поработать.
Мышь позволяет нам управлять указателем мыши на экране. Если мы двигаем мышь - двигается и указатель мыши. (Вот тут я отдельно упоминал о том, что это именно указатель мыши, а не курсор. Иначе потом возникала путаница при редактировании документов, где есть и курсор и указатель мыши).
(Берем мышь и пробуем поводить ею).
У нас был большой монитор, поэтому пройти указателем всю его длинну не отрывая мыши от стола невозможно. Так мы учились, что мышку можно поднять, на весу отнести влевую сторону, опустить и потом продолжить движение. Для большинства уже работающих с компьютером это действие интуитивно знакомо и понятно. Для новичков же нет. Им стоит показть это и несколько раз заставить повторить. В дальнейшем, если у человека не получается сдвинуть мышь из-за длинны провода - еще раз показать это прием и потренироватся.

После того, как человек более-менее научился управлять курсором идем дальше.

Мышь позволяет не только управлять курсором, но и выполнять еще некоторые действия.
Так, если мы наведем мышку на ярлык и кликнем по нему один раз левой кнопкой - он будет выделен, а если кликнуть по пустой области - выделение снимется. (Пробуем выделять ярлыки на рабочем столе и снимать выделение). Тут еще важно заострить внимание на том, что кнопка именно левая. Почему-то ее постоянно путают =)

Так же мышкой можно выполнить двойной клик - это позволит нам запустить программу. (Пробуем 2 раза кликнуть по ярлыку). Открылось окно новой программы. В современных операционных системах интерфейс пользователя обычно представленн в виде окон. С окнами мы можем выполнять несколько стандартных действий.

Во-первых, справа вверху окна расположенны 3 служебные кнопки. (Зарисовываем схематично окно и слева вверху 3 кнопки со значками).

Кнопка с палочкой позволяет свернуть окно на панель задач. (Сворачиваем окно). Теперь оно находися тут (показываем прямоугольник на панели задач). Для того, чтобы окно развернуть - кликаем по этому прямоугольничку. Так же окно можно свернуть, просто кликнув по нему на панели задач. (Пробуем несколько раз свернуть-развернуть окно).

Кнопка с прямоугольником позволяет расширить окно на весь экран или вернуть его к стандартным размерам. (Пробуем расширить/вернуть к стандартным).

Крестик закрывает окно.(Закрываем окно).

Так же окно мы можем подвигать. Для этого наводим мышку на заголовок и удерживая левую кнопку мышки перемещаем окно по экрану.
После этого необходимо некоторое время поупражнятся - открываем окно(двойной клик по ярлыку), расширяем, сворачиваем, разворачиваем, к стандартным размерам, двигаем, закрываем.

/*Насчет отработки двойного клика вообще больше всего приколов. Тут необходимо следить за тем, чтобы клики получались легкие и быстрые. У некоторых не получается потому, что они очень сильно пытаются вдавить кнопку мыши. Если кто-то уже пробывал учить неопытных пользователей упрвалять компьютером - он меня поймет.
В любом случае необходимо, чтобы двойной клик получался более-менее легко. На это можно потратить побольше времени
Так же необходимо смотреть, чтоб при движении окна пользователь так же не давил на кнопку мышки чересчур сильно. Он должен понимать, что достаточно просто удержиать кнопку, не надо пытатся продавить ее сквозь стол*/

В этой части занятия очень важно, чтобы человек научился правильно пользоватся мышью. Рука не была напряжена, мышь двигалась только кистью, а не всей рукой. Чтоб человек делал это так же, как Вы.

/*сейчас будет дальше про окна*/

trex6 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от trex6

После этого смотрим, как можно поменять размер окна, подводя к его краю указаетль мыши и «растягивая» или «стягива» окно. Так же показать, что можно изменять сразу 2 параметар - подвести указатель к углу окна.

После этого необходимо показать окна, которые не могут менять размер (например, окно справки). Одно из открытых оконо является активным (заголовок другого цвета, выделенно на панели задач). Для того, чтобы изменить активное окно, необходимо кликнуть мышкой по его значку на панели задач. (Пробуем переключатся между окнами). Или просто кликнуть по этому окну.
Помните! Все, что вы вводите с клавиатуры - вводится в активное окно.

Совыременные операционные системы являются многозадачными, т.е. позволяют нескольким программам работать одновременно. Таким образом у нас может быть несколько открытых окон.
(Пробуем запустить сначала одно окно, а потом второе).


Теперь давайте попробуем посмотерть, что же хранится внутри компьютера.
(открываем «Мой копиьютер» или корневую ФС).

Все данные в компьютере хранятся на дисках. Каждый диск обозначается буквой латинского алфавита. Гибкий диск обозначается буквай A:
Жесткие диски буквами C:, D:, и так далее.
Дисководы для лазерных дисков обозначаются буквами D:, E:, ...
Тут вообще сложный момент по идентификации дисков. О том, какой диск - жеский, а какой - лазерный. В основном по внешнему виду значков.
Все содержимое компьютера можно представить себе как дом, а диски - это этажи дома. Давайте попробуем открыть диск. (Некоторые сами догадываются, что для этого необхдимо 2 раза по нему кликнуть, некоторым надо подсказать. Необходимо, чтобы это выглядело, как само-собой разумеющееся. Если надо что-то открыть - надо по нему 2 раза кликнуть.) Теперь мы видим содержимое диска - это папки и файлы. В файлах хранится различная информация, а папки служат для группировки файлов. Т.е. фалый - это листочки с записями, а папки - это картонные папки и мы можем наши файлы разложить по папкамм.

А теперь давайте попробуем самостоятельно создать папку.
Для начала давайте попробуем кликнуть правой кнопкой мышки (тут все же часто опять путают с левой) по _свободной_ области диска. Появилось контекстное меню. Оно позволяет нам выполнять различные действия. Мы с ним еще не раз сегдоня увидимся.
В контекстном меню есть пункт меню «Создать», наводим на него мышку. Появилось дополнительное меню. В этом меню нам необходимо выбрать пунк меню «Папку». Для того, чтобы перейти в дополнительное меню. Мы «как по мостику» проходим мышкой по пункту меню «Создать», переходим в дополнительное меню, и осторожно подводим указатель мыши к пункту меню «Папку». После этого кликаем по нему.
/*
У некоторых вызывает большую сложность перейти из контекстного меню в дополнительное, т.к. мышка «убегает» за пределы меню и доп. меню исчезает. Терпение и железные нервы помогут научить это делать правильно.
*/
Вот у нас появилась папка. Теперь необходимо набрать имя для этой папку. Давайте назовем папку вашим имененм. Обратите внимание, что на клавиатуре каждая кнопка имеет 2 буквы. Красные - русские, черные - английские. Для того, чтобы понять, какие буквы будут печататся - смотрим на индикатор раскладки клавиатуры. Сейчас там значек En - значит будут печататся английские буквы. Для того, чтобы поменять раскладку кликаем по значку раскладки клавиатуры - появляется мень. В нем выбираем «Русский». После этого печатем имя. Для того, чтобы подтвердить ввод - нажимаем Enter. Вот мы создали папку.

После этого записываем действия, которые необходимы для создания папки:
1. Кликнуть _правой_ кнопкой мышки в свободной области диска или другой папки.
2. Выбрать пункт меню создать.
3. Перейти в дополнительное меню и там выбрать пунтк меню «Папку».
4. Набрать имя папки.
5. Enter

Давайте попробуем открыть папку. (Открываем 2-м щелчком).
Сейчас это пустая папку. Давайте в ней создадим еще 2 папку: папку «Письма» и папку «Документы». (Названия папок лучше записать на бумажке, тогда человеку будет проще понять, что это названия папок).
(Некоторые пытаются спрашивать, как же им это сделать - необходимо вернуть их к алгоритму, который записан у них на листочке. Они должны научится действовать по этому алгоритму сами, без вопросов.)

Но в папках нельзя хранить никакой информации. Вся информации хранится в файлах. Давайте попроуем создать файл для текстов. Для этого внутри вашей папку вызываем контекстное меню, там выбираем пункт меню «Создать», а потом «Текстовы документ». Назовем его «акт».
Теперь пробуем самостоятельно создать текстовый документ «приказ» и «письмо».

Теперь давайте попробуем открыть файл «акт».(2-ой клик).
Какое окно является главным? (Правильный ответ: Блокнот-акт).

До этого мы работали с программой «Проводник». Сейчас мы начинаем изучать новую программу - «Блокнот».
Блокнот позволяет набирать тексты и сохранять их в компьютере.
Пробуем набрать текст «раз два три четыре пять».
Теперь этот текст хранится в оперативной памяти. Для того, чтобы он был записан на жесткий диск необхоимо выбрать в главном меню окна пункт Файл->Сохранить.(Сохраняем наше художество).
Закрываем блокнот. Пробуем открыть файл - видим, что все сохранилось.

После этого открываем файл.
Показываем, что в файле есть курсов и его можно двигать. Пробуем двигать влево-вправо.
Клавиша backSpace удаляет текст слева от курсора. А клавиша delete - справа от курсора.
Теперь необходимо удалить слова «два» и «четыре».
Теперь необходимо их снова напечатать.
Для того, чтобы разместить текст в несколько строк - необхдимо вставить символ новой строки. Его не видно на экране, но он говорит программе о том, что тут должна начатся новая строка. Пробуем вставить символ новой строки между словами два и три.
Символ новой строки можно удалит как и любой другой (пробуем удалить символ).
После этого несколько раз расставляем слова в столбик/в строчку.
После этого расставляем текст в строчку.

Для того, чтобы набрать большую букву - необходимо удерживать клавишу Shift и нажать соотв. букву. Пробуем все слова сделать с большой буквы. Некоторые кнопки содержать сразу 2 символа (например . и , ). Если необходимо нажать нижний символ - кнопка без Shift, если верхний - Shift+кнопка. Проуем расставить слова через запятую и в конце точку и восклицательный знак.

Сохраняем файл.

/*после этого учили, что такое дерево каталогов и как по нему перемещатся, так же перемещать/копировать файлы и удалять их. В конце, как открыть блокнот и сохранить несохраненный файл. Но это я завтра напишу, и так кучу времени уже потратил, да и подчекр совсем к конце хромать начал.*/

trex6 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от trex6

комментариев пока нет, ибо исчерпывающе)

stevejobs ★★★★☆
() автор топика

Хехе, зачем ты маму так?

qsloqs ★★
()
Ответ на: комментарий от Loki29

А какую ОС могли преподавать на индивидуальных курсах тетенькам в далеком 2005 году? Тогда про Linux большинство шклоных учителей информатики еще не слышало. Так что приходилось вещать про великую WinXP.

А вообще отличий не много и адаптировать этот курс под линь - дело нескольких минут (на мой взгляд - не больше 20)

trex6 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от libfun

А зачем?
Консоль нужна специалистам. Они уже умеют перемещатся по папкам. А если человек не может заменить действия мыши на cd - тогда... Хотя вот про vi можно было бы написать, но подобного в интернете, я так подозреваю, полно.

trex6 ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.