Честно говоря, не уверен, что читал оригинальное произведение Стругацких. Но если не знать, никогда бы не узнал Стругацких, не замечал у них проявлений таких проявлений декаданса.
Да ладно уж, декаданса, шмакоданса... Фильм - легкая музыкальная новогодняя сказочка, и только. И совсем не плох. Песня про три белых коня очень себе ничего. :)
Борис Стругацкий так отзывался о фильме «Чародеи»:
Мюзикл получился недурной. Сначала он мне, признаться, не понравился совсем, но посмотревши его пару раз, я к нему попривык и теперь вспоминаю его без отвращения. Кроме того, невозможно не учитывать того простого, но весьма существенного обстоятельства, что на протяжении множества лет этот мюзикл РЕГУЛЯРНО и ЕЖЕГОДНО идет по ТВ под Новый Год. Значит, нравится. Значит, народ его любит. Значит, — есть за что…
З.Ы. Слово декаданс подразумевает в данном случае упадок.
Хотя и с таким определением (вики):
"Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д."
вполне согласуется, особенно в части "отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы"
Еще из той же серии "Обыкновенное чудо", "Тот самый Мюнхгаузен" и т.п.
Ну и еще серия фильмов типа "Мушкетеры", "Собака на сене" и т.д.
> "Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д."
И где там аморализм и индивидуализм? Помимо отрицательных персонажей. Где преобладание формы и эффектов?
А под "отрыв от реальности" можно подвести всю фантастику, и все комедии. „Как же так, люди смеют веселиться, когда мне так хреново! Запретить и заклеймить!”
Хороший пример декаданса — это большая часть поэзии "серебрянного века". Блок (частично), Ахматова (которая тоже для декаданса была недостаточно мрачной), те кого называют "символистами"... Вот там, действительно, отрыв от реальности, искусство ради искусства, форма главнее содержания.
Декадентским я бы назвал фильм "Сталкер". И значительную часть фильмов конца 1980-х—начала 90-х. Но "Чародеи" были лет на 5 раньше.
>а сценарии, насколько я знаю, писали уже потом, „по мотивам“ фильма
Гы. А смысл? :D
Ну RTFM же:
=== cut ===
Сценарий в очередной, уже в примерно в восьмой или девятый, раз переписан. В апреле 1978 года Тарковский перенёс инфаркт и был вынужден приступить к съёмкам заново. Изменилась концепция: полностью исчезло научно-фантастическое начало и Кайдановский сыграл юродивого Сталкера. В третьем варианте оператором стал Александр Княжинский. В конце концов с третьего захода фильм был полностью переснят с июня по декабрь 1978 года.
>И где там аморализм и индивидуализм? Помимо отрицательных персонажей. Где преобладание формы и эффектов?
Надеюсь ты понимаешь, что не все черты обязательны, чтобы подойти под определение?
>А под "отрыв от реальности" можно подвести всю фантастику, и все комедии. „Как же так, люди смеют веселиться, когда мне так хреново! Запретить и заклеймить!”
Понимаешь когда мы говорим о декадансе, то надо рассматривать фильм как таковой, а в контексте эпохи.
А 80-е года (и наверное даже конец 70-х) это уже декаданс советской эпохи.
До этого фильмы показывают великие стройки, о том как хорошо работают советские колхозники и прочее, если даже фильм о любви или фантастка или детектив, то там в обязательном есть и мораль, причем выраженная в явной форме.
А теперь возьми 80-е годы. Фильм Собака на сене например - чистый эстетизм, показывают жизнь испанских дворян, причем дворяне получаются вполне себе положительными. Или например "Служебный роман", практически в открытую показано, что советские люди массово (!) на работе просиживают штаны (по полчаса красяться, бегают по магазинам, крутят служебные романы в рабочее время), а не делом занимаются. Ладно б они при этом какие великие свершения совершали, целину поднимали, или хотя бы немного план перевыполняли, так нет, об этом даже и речи не идет. И такой фильм проходит цензуру, т.е. это считается нормой.
Это и есть тот самый декаданс.
>Хороший пример декаданса — это большая часть поэзии "серебрянного века". Блок (частично), Ахматова (которая тоже для декаданса была недостаточно мрачной), те кого называют "символистами"... Вот там, действительно, отрыв от реальности, искусство ради искусства, форма главнее содержания.
Еще раз повторю, я толкую декаданс более широко - как искусство эпоих упадка и развала. И например те же шикарные фильмы "Тот самый мюнгхаузен" и "Обыкновенное чудо" - это как раз пример "искусства ради искусства".
>Декадентским я бы назвал фильм "Сталкер". И значительную часть фильмов конца 1980-х—начала 90-х. Но "Чародеи" были лет на 5 раньше.
Чтобы "Чародеев" отнести к декадансу, достаточно послушать песенку "Главное чтобы костюмчик сидел"...
А то что было в конце 80-х и начале 90-х это расцвет советского декаданса.
Вы не поняли, я не сравнивал фильмы ни по "качеству", ни по стилю, ни по актерской работе, ни по режиссерской и т.п. Безусловно напримерм "Чародеи" и "Обыкновенное чудо" соврешенно разные фильмы. Но роднит их то что это декаданс.
Там достаточно других признаков чтобы отнесит это к декадансу. Я же имел ввиду примерное определение декаданса (вики):
"С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь)."
Вот та самая "система общественных отношений" и приходила в упадок...
Ну или как сказано в вики:
"Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам."
Отказ от политической и гражданских (в меньше степени) тем налицо, как и тоска по духовным ценностям и идеалам.
> Там достаточно других признаков чтобы отнесит это к декадансу
Нет там таких признаков.
> С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу
Я понял, ты стебешься :D Небось, "Любовь и голуби" и какой-нибудь "Спортлото-82" - тоже декаданс? А что, правящий класс - в кризисе...
Не, не стебусь. "Любовь и голуби" кстати почти подходит.
"Спортлото 82" конечно просто классическая комедия, к декадансу мало отношения имеет.
>А что, правящий класс - в кризисе...
>"Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам."
Мотивов небытия и смерти в "Чародеях" нет. Современная сказка с социальным юмором. Сказка про Белоснежку и Семь гномов -- тоже декаданс?
Ну так назови их. Насчет индивидуализма и прочего - ты отмолчался, про кризис правящего класса - отделался туманным замечанием. Конкретно - что декадентского в "Чародеях"? В чем декадентство песенки про коней?
>мы не режиссуру обсуждаем. Фильм хорош, и все! :)
+1
Также, как туева хуча других фильмов, снятых по _мотивам_ литературных произведений, которые просто приятно смотреть.
>Я думаю, что ты единственный человек, который ТАК понимает декаданс.
>И ты один из очень немногих зрителей, кому не нравятся "Чародеи".
+1, он кинокритик ... в душе, где-то очень глубоко :-)
>Мотивов небытия и смерти в "Чародеях" нет. Современная сказка с социальным юмором. Сказка про Белоснежку и Семь гномов -- тоже декаданс?
Это "постоянные", но не обязательные темы. Еще раз повторяю надо рассматривать все в контексте. И надо помать, что не бывает фильма (или другого произведения) подходящего только под какое то строгое определение, черты декаданса могут быть выражены менее или более явно. Но о том и разговор, что в 80-е годы, фильмы подобные Чародеям становяться массовыми. В этих фильмах уже не идет речь об освоении целины или об лесорубах-ударниках живущих в бараках в тайге (как в Девчатах, например), но работающих на пользу родине, или о том как (Весна на заречной улице) рабочие ударно трудятся, вносят рационализаторские предложения, учаться для этого в вечерней школы и как за все это их любит красавица-преподаватель. Например в той же "Любовь и голуби" не говорится тольком даже где главные герои работают, не то что показывают их трудовые подвиги. Эстетизм же в фильме и вовсе доведен до эксцентризма, когда бабку и деда играют вполне молодые актеры.
А уж фильмы типа Мушкетеров или Собаки на сене (для танкистов повторю - отличные фильмы) это просто эталон декаданса с точки зрения отсутсвия политической и гражданской позиции и эстетизма.
И еще раз повторю, что фильмы нельзя рассмаривать в отрыве от эпохи. Те же Мушкетеры могут быть и декадансом и просто приключенчиским веселым мюзиклом в зависимости от контекста.
>В чем декадентство песенки про коней?
В том, что нормальная тачка ездит не три месяца, а гораздо больше, и в ней не три лошадиных силы, а как минимум сотня :-)
>З.Ы. Все, я устал объяснять банальные вещи.
А ты не устал объяснять людям, что каждый воспринимает любой вид искусства индивидуально? Для примера: властелин колец и он же в другом звуковом исполнении - два абсолютно разных кинопроизведения.