LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Программирование космических аппаратов

 ,


0

1

На примере Луны-25. Без нацполов, чисто технически. Как известно, она разбилась из-за ошибки в работе двигателей.

Вот какое объяснение: https://www.ixbt.com/news/2023/08/21/pochemu-razbilas-luna25-glava-roskosmosa...

Основная причина крушения «Луны-25» — нештатная работа корректирующего двигателя, который при попытке аппарата перейти на предпосадочную орбиту проработал больше положенного времени.

«К сожалению, отключение двигателя произошло не штатно, в соответствии с циклограммой, а по временной отсечке, и вместо запланированных 84 секунд он отработал 127 секунд. Это явилось основной причиной аварии аппарата», — сказал Юрий Борисов.

Я вот вспоминаю, давно была у меня (вернее у родителей) старая советская стиральная машина еще 60-х годов. С ручным управлением. Вернее бы сказать, с полуавтоматическим. Там можно было задать таймером продолжительность работы.

Происходило это так: таймером (механическим) выставлялось время работы (например 30 минут), таймер начинал обратный отсчет, довольно громко тикая. Потом нажималась кнопка, двигатель включался и работал заданное время. По его истечению таймер разрывал соединение.

Важно, что без взведенного таймера двигатель просто не включался. И вот, что получается такой простой вещи не было на Луне-25? Ладно, допустим все управление от циклограммы, но тогда откуда взялась временная отсечка в 127 секунд? Страховка от сбоя? Но хреновая какая-то страховка получается.

Я может конечно слишком много возомнил о себе, делая вывод о том в чем совершенно не специалист, но чего-то такое ощущение, что каким-то говнокодом веет. Или в программной части или в конструкторской.

P.S. Интересно все же, сам сбой аппаратный или программный?

★★★★★

Последнее исправление: praseodim (всего исправлений: 1)

Циклограмма, временная отсечка. Называется, отбрехался. В таких системах все должно быть пятикратно продублировано.

U53R
()

Каждая часть аппарата должна быть выполнена с необходимым качеством. Приведу в пример обычный автомобиль. Можно сделать всё хорошо, но разместить блок АБС так, что он под воздействием окружающей среды через некоторое время выходит из строя. Особенность современного производства связанного с госзаказом заключается в отсутствии внешнего контроля качества, что приводит к таким печальным последствиям.

ArtSh ★★★
()

Страховка от сбоя?

А может этот двигатель не предназначен для продолжительной работы, например, ему надо остыть. Вот и вкрячили ограничение на простом советском семибитном счетчике.

thesis ★★★★★
()

из-за ошибки

В любой сложно-длинной цепи есть слабое звено. Выявляется многократным тестированием с параметрами, которые «даже не могут быть».

Пример из моей практики: в подводной ТВ камере преобразователь DC-DC выключался при погружении на некоторой глубине и сам включался при подъёме. Мистика!
На испытаниях проверяли влажность, давление, температуру, … всё работает, а при реальном погружении – отказ.
Причина оказалась в скорости изменения температуры, на испытаниях в холодильнике – быстро, а при погружении – медленно. Вылечили перепайкой конденсаторов на термостабильные.

quickquest ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от i-rinat

Допустим секунды там не точные, миллисекундами прессу вряд ли будут нагружать, поэтому единицу можно убрать как следствие округления, получится ровно в полтора раза дольше проработал движок, слишком красивое число для случайности, значит замешан человек, либо константа в коде, либо с Земли команда.

mydibyje ★★★
()

сам сбой аппаратный или программный?

Человеческий.

Chord ★★★
()

Важно, что без взведенного таймера двигатель просто не включался. И вот, что получается такой простой вещи не было на Луне-25?

Таймер - не единственная деталь в подобном устройстве. Более того, этих таймеров может быть несколько - механический, электрический. Но все они могут приходить на один маааленький клапан, отсекающий подачу топлива в двигатель. И вот этот клапан мог не сработать, хотя до этого срабатывал всегда и считался очень надежной деталью.

Ладно, допустим все управление от циклограммы, но тогда откуда взялась временная отсечка в 127 секунд? Страховка от сбоя? Но хреновая какая-то страховка получается.

Это могло означать даже «закончилось топливо, суммарно предназначенное для корректировки орбиты» ) Или «сработал датчик перегрева двигателя»

Я может конечно слишком много возомнил о себе, делая вывод о том в чем совершенно не специалист, но чего-то такое ощущение, что каким-то говнокодом веет. Или в программной части или в конструкторской.

Еще раз, специально для предстаителей ЛОРа, смутно представляющих устройство реального мира. В любом подобном устройстве много тысяч физических деталек, каждая из которых должна быть изготовлена почти идеально. И выйти из строя внезапно моглалюбая из них. Что могут - само собой дублируют. Но абсолютнов все продублировать невозможно. В цепи управления всегда будут узкие места.

Еще раз - почитайте интервью ГлавРосКосмоса. Он сказал, что на земле работа всего цикла посадки тестировалась многократно. Значит это почти наверняка не код, а выход из строя какой-то физической херни. Почти наверняка команда от компьютера не смогла прервать подачу топлива.

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от U53R

циклограмма

временная отсечка

Про циклограмму неясно, то ли это программа на самом аппарате или команда с земли. Отсечка же наверное как отсечка движка в авто, то бишь автосрабатывание.

mydibyje ★★★
()
Ответ на: комментарий от mydibyje

Про циклограмму неясно, то ли это программа на самом аппарате или команда с земли

Циклограмма - это как правило очень тупая и очень примитивно и надежно реализованная последовательность - хоть программно, хоть аппаратно. Их просчитывают теоретически, потом испытывают на стендах. Ручных команд стараются избегать - радиоканал управления с земли обычно гораздо менее надежен и работает с гораздо большими задержками, чем работа подобного управляющего таймера. Командой с Земли обычно запускают ту или иную жестко прописанную и отработанную подпрограмму.

vaddd ★☆
()
Последнее исправление: vaddd (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от mydibyje

Команда с земли подразумевает, что сначала сигнал должен был быть доставлен на землю, на земле обработан и принято решение, и затем команда, соответствующая решению отправлена на луну. Это порядка 3 секунд, недопустимо много, так что вряд ли решение принималось на земле. Скорее всего «решение принял» сам аппарат.

Chord ★★★
()
Ответ на: комментарий от vaddd

Понятно.

Ведомости дают такое описание события:

19 августа в 14:10 включились двигатели, которые должны были скорректировать и вывести аппарат на предпосадочную орбиту. Однако отключение двигателя произошло не штатно, в соответствии с циклограммой, а по временной отсечке. Эксперимент проходил в зоне устойчивой радиосвязи, поэтому специалисты знали все о положении корабля. В 14:57 связь с аппаратом прервалась, восстановить ее не удалось.

Получается время скорректировать курс было, ну типа противоположные двигатели включить для компенсации.., задержка до луны мизерная, ведь пока говорят только об одном нештатном случае во время работы, получается дальше тоже всё пошло не так? Надеюсь, узнаем больше подробностей.

mydibyje ★★★
()
Последнее исправление: mydibyje (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Chord

ТС между строк как раз и просит натянуть сову.

i-rinat ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от mydibyje

Получается время скорректировать курс было,

Теоретически. Ну представьте ситуацию - двигатель не отключился, по телеметрии приходит информация с акселерометров, в цупе давят на кнопки ручного управления, а оно все равно не срабатывает.

ну типа противоположные двигатели включить для компенсации.., задержка до луны мизерная, ведь пока говорят только об одном нештатном случае во время работы, получается дальше тоже всё пошло не так?

Это наверняка нерасчетная ситуация, сомневаюсь, что кто-нибудь планировал выруливать другими двигателями при одном заклинившем.

задержка до луны мизерная, ведь пока говорят только об одном нештатном случае во время работы, получается дальше тоже всё пошло не так?

На самом деле времени для корректировки ситуации очень и очень мало. Представьте - аппарат вращается вокруг Луны на первой лунной космической скрости. Для плавного снижения скорость нужно замедлить ненамного. А за эти несколько секунд прохождения сигнала туда-сюда, хватания за голову в ЦУПе, скорость не просто снизилась, а аппарат уже с нарастающей скоростью ломанулся к Луне. Если что-то и можно было сделать - то лишь в первые пару секунд. Дальше - просто падение в безатмосферном пространстве, то есть даже воздух не замедляет

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от mydibyje

противоположные двигатели включить для компенсации

Двигатель там один, маршевый, он же тормозной, а двигатели ориентации («пукалки» на посадочных ногах) рис работают только в малоимпульсном режиме, чтобы ориентация менялась точно, но медленно.

quickquest ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от mydibyje

отключение двигателя произошло не штатно, в соответствии с циклограммой, а по временной отсечке

Видимо между моментом, когда должна была сработаь циклограмма и моментом той самой временной отсечки прошло слишком много времени и пытаться менять что-то с земли (учиитывая задержки туда-обратно) было уже поздно.

Chord ★★★
()
Ответ на: комментарий от quickquest

Судя по интервью, корректировали орбиту они не маршевым, а корректирующим двигаетелем. И садиться пока не собирались

«12 августа автоматическая станция «Луна-25» в первый раз скорректировала траекторию перелёта к Луне. Эта процедура прошла штатным образом. Двигательная установка станции (двигатели малой тяги) включилась в 16:00 по московскому времени и проработала 46 секунд.»

«14 августа автоматическая станция «Луна-25» во второй раз скорректировала траекторию перелёта к Луне. Эта процедура прошла штатным образом. Двигательная установка станции включилась в 06:40 по московскому времени и проработала 24,3 секунды.»

«16 августа «Луна-25» вышла на окололунную промежуточную орбиту высотой около 100 км, процедура прошла штатно. Впервые аппарат включил маршевый двигатель. Это произошло в момент выхода аппарата на начальную окололунную орбиту. Двигатели «Луны-25» работали около пяти минут и израсходовали значительную часть находящегося в баках топлива.»

«18 августа в 09:20 МСК «Луна-25» скорректировала окололунную орбиту. Двигатели работали 40 секунд.»

«Планировалось, что на четвёртые сутки после выхода на орбиту Луны специалисты ЦУП сформируют для станции финальную версию посадочной орбиты. Она будет эллиптической, причём при прохождении периселения (минимально удалённой от Луны точки) аппарат будет находиться всего в 18 км от поверхности земного спутника. На этой орбите космический аппарат проведёт ещё двое суток, совершив 24 витка.»

vaddd ★☆
()
Последнее исправление: vaddd (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от vaddd

Судя по интервью, корректировали орбиту они не маршевым, а корректирующим двигаетелем. И садиться пока не собирались

Дык, после отделения от 3 ступени все остальные ступени однодвигательные ©.

quickquest ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от vaddd

Из междустрочника вытекает:

а) суматошное включение корректирующих двигателей не катит - орбиты просчитывают заранее и это требует времени. Тем более это не катит для орбиты на расстоянии 18 км от поверхности.

б) топлива там было впритык

в) все предыдущие включения-выключения двигателей прошли нормально, проблема еще не проявилась

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от quickquest

Дык, после отделения от 3 ступени все остальные ступени однодвигательные

Абзац «16 августа «Луна-25» вышла на окололунную промежуточную орбиту высотой около 100 км, процедура прошла штатно. Впервые аппарат включил маршевый двигатель. Это произошло в момент выхода аппарата на начальную окололунную орбиту. Двигатели «Луны-25» работали около пяти минут и израсходовали значительную часть находящегося в баках топлива.» с этим не стыкуется

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от vaddd

Но все они могут приходить на один маааленький клапан, отсекающий подачу топлива в двигатель. И вот этот клапан мог не сработать, хотя до этого срабатывал всегда и считался очень надежной деталью.

Тоже была мысль, что чего-то такое не сработало, но тем не менее, по словам получается, что потом-то сработало.

praseodim ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от praseodim

получается, что потом-то сработало.

У родителй газовый котел тоже так работает - включается, а потом не выключается. А потом выключается. Иногда сам, а иногда надо посутчать ) Чем не Луна-25? )

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от vaddd

в) все предыдущие включения-выключения двигателей прошли нормально, проблема еще не проявилась

А вот кстати, что-то уже было. За день до Борисова говорили вот что: https://www.ixbt.com/news/2023/08/20/pechalno-chto-vremja-bylo-i-povidimomu-r...

Об этом рассказал ведущий научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ) РАН Натан Эйсмонт.

«Были проблемы, они были не то, чтобы существенные, но признаки были, так скажем, тревожащие, но все надеялись, что с этим как-то удастся разобраться... Проблемы были, аккуратно скажу, есть расчётные вещи, а есть не по номиналу... Если у нас отклонение оказывается несколько выше, чем мы ожидали, это тревожащий факт, но, по-видимому, он недостаточно тревожил, чтобы перейти к радикальному решению», – сказал ученый.

praseodim ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от vaddd

Двигатели… с этим не стыкуется

Один маршевый и кучка движков ориентации могут работать одновременно, можно обозвать «двигатели».

quickquest ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от praseodim

Тут маловато информации ) Разве что тоже не сразу останавливался, но хотя бы быстрее ) Может с этим и связаны фраза «израсходовал значительное количество топлива»

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от vaddd

Тут подоспели объяснения от Алксниса

https://t.me/blackcolonel2020/1156

https://t.me/blackcolonel2020/1157

Много чего написано, но общий посыл, что гавкнулись из-за отсутствия надежных радиационно-стойких микросхем.

Источники. близкие к Роскосмосу, сообщают, что одной из основных версий потери межпланетной станции «Луна-25» считается отказ бортового импульсно-допплеровского радиовысотомера, который выдает в бортовой компьютер информацию о точной высоте орбиты и истинной скорости полета. В результате этого бортовой компьютер получил ложную информации об этих параметрах и выдал команду на торможение длительностью в полтора раза превышающую необходимую. В результате активного торможения межпланетная станция сошла с орбиты и столкнулась с Луной.

Т.е. основная версия произошедшего – отказ бортовой электроники. Хочу напомнить, что по этой же причине в ноябре 2011 года мы потеряли автоматическую межпланетную станцию (АМС) «Фобос-Грунт».

И в результате мы вынуждены использовать в военной и космической технике микросхемы категорий Kommercial и Industrial, что с точки надежности такой техники должно быть категорически запрещено. Но на безрыбье и рак рыба.

И вот снова авария из-за отказа электроники на борту «Луны-25». Предполагаю, что отказавшая электроника опять была собрана на микросхемах категории в лучшем случае «Indusrial», если не «Kommercial», которые печально знаменитым методом «Цап-царап» нашим спецслужбам через фирмы – прокладки еще удается добывать.

Но тут что странно. Кто же в конце-концов выдает команду на торможение и его длительность? Земля по рассчетам или бортовой компьютер?

praseodim ★★★★★
() автор топика

Мне кажется читать надо как-то так.

Корректирующий двигатель не отреагировал на команду бортового компьютера в соответствии с циклограммой и продолжил работу вплоть до автоматического остановки своей работы по превышению непрерывной времени работы корректирующего двигателя.

Итого чисто вангую что непрерывная работа корректирующего двигателя не должна превышать 127 секунд и он выключился так поздно не потому что бортовой компьютер неправильно задал время, а потому что бортовой компьютер потерял контроль над двигателем по вине той или иной промежуточной части клапана заклинило, реле не переключислось и двигатель просто продолжил работу вплоть до ухода в защиту.

Так как бортовой компьютер потерял контроль, то смысла корректировать нештатную орбиту не было так как без корректирующего двигателя невозможно совершить нужные манёвры другими двигателями.

LINUX-ORG-RU ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от praseodim

Весь путь корабля от старта до прилунения расчитан заранее, это называется программа полёта, тоесть как,где,когда аппарат будет выходить на орбиту известно заранее ещё до полёта вплоть до 3д координат с точностью до миллиметра, задача аппарата следовать этой программе полёта выполняя коррекцию дабы находится в рамках заданной программы полёта (расчётах кого чего куда когда и как)

Делать предположение что виной всему излучение и неверные в следвии этому расчёты коррекции (автокоррекции орбиты) можно, только вот это чистой воды догадка, выдумка, яб даже сказал желтизна, так как она не основана ровно Н И Н А Ч Ё М =) А далее основываясь на догадке делают конкретные выводы и даже обвинения.

Такое в средние века практиковали,

  • Она варит травы

  • Ведьма!

  • А я то гляжу у меня скот дохнет!

  • Точно, мне бабка говорила бойся бабу, это точно она, её боятся надо!

  • Сжеч?!

  • Да!!!!!

А она просто варила суп с крапивой

LINUX-ORG-RU ★★★★★
()
Последнее исправление: LINUX-ORG-RU (всего исправлений: 3)

127 это же все 7 битов в 1. Без космических лучей не обошлось. А может забыли закомментить тестовый фрагмент в коде.

Psilocybe ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Chord

когда должна была сработаь циклограмма

Думаю что «циклограмма» — это просто график/таблица, временная диаграмма работы.
Это не что-то что «работает», а описание согласно которому должно работать.

Bad_ptr ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ArtSh

Каждая часть аппарата должна быть выполнена с необходимым качеством.

К пуговицам претензии есть? (с) Райкин

anc ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от vaddd

Почти наверняка команда от компьютера не смогла прервать подачу топлива.

Что есть «компьютер» на автоматизированной системе по вашему мнению?

Значит это почти наверняка не код

Вы никогда даже близко не проходили мимо автоматизации. Так такой быдлокод... индусам из МЦ в страшном сне не снилось... if (1==1) { ...} else { ...} это ещё детский лепет...

anc ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от vaddd

Ну представьте ситуацию - двигатель не отключился, по телеметрии приходит информация с акселерометров, в цупе давят на кнопки ручного управления

Полторы секунды только на получение сигнала, сколько-то секунд на осмысление полученного сигнала и ещё полторы секунды на «возможно» получения этого сигнала аппаратом, Пинг до Луны «всё ещё не очень».

anc ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от LINUX-ORG-RU

Делать предположение что виной всему излучение и неверные в следвии этому расчёты коррекции (автокоррекции орбиты) можно, только вот это чистой воды догадка, выдумка, яб даже сказал желтизна

Это как раз может быть причиной. Другой вопрос почему эту «причину» не предусмотрели? Почему на земле предусматривают всякие «свинцовые» бункеры на случай ядрючей войны, а отправляя в космос где радиации чуть больше чем дофига, не предусмотрели?

anc ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от i-rinat

84 + 84 / 2 + 1

Скорее просто максимум знакового char.

Tark ★★
()
Ответ на: комментарий от U53R

И везти несколько килограммов бесполезного груза за 300000 километров только затем, чтобы какому-то лоровцу было спокойней?

alegz ★★★★
()
Ответ на: комментарий от ArtSh

Все такие вещи отрабатываются на имитаторах и стендах, так что «ошибку в коде» лоровские эгзперды с большей вероятностью найдут у себя в ДНК. Тут скорей отказ железа — клапан какой-нибудь заклинил. Тем более, после удара микрометеорита (а с учётом Персеид, удар мог быть и далеко не один).

alegz ★★★★
()

Советский опыт показывает, что пускать нужно много и часто. С 1958 по 1976 году к Луне было запущено 45 советских АМС, 31 пуск закончился неудачей по разным причинам – от аварии ракеты-носителя, до ошибок уже на орбите Луны. Те из них, что упали на старте из-за аварии ракеты-носителя, так и остались в списке под именами «Е-# номер #», вышедшие на околоземную орбиту получили обозначение «Космос-###» как искусственные спутники Земли, те, что смогли улететь к Луне, получали уже лунную нумерацию – «Луна-##», но и на этом этапе не все добивались успеха – аварии происходили и из-за дефектов тормозных двигателей, и из-за ошибок в управлении.

Причем процент неудач оставался высоким и на поздних этапах. Если брать третье поколение советских лунных АМС, Е-8, то с 1969 по 1975 годы было запущено 16 станций. Удачных попыток было шесть, одна оказалась частично удачной, девять завершились потерей аппаратов.

Три Е-8 – носителей «Луноходов», в 1969, 70, 73 году. Первый пуск неудачный – потеря «Протона» на 52-й секунде полета, два стали миссиями «Луна-17» и «Луна-21», доставив на поверхность Луны «Луноход-1» и «Луноход-2» соответственно.

Два Е-8ЛС – тяжелые спутники Луны в 1971 и 1974 году. Оба пуска успешны, «Луна-19» и «Луна-22» вышли на окололунную орбиту. Но орбита «Луны-19» оказалась нерасчетной, отчего миссию можно считать лишь частично успешной, а «Луна-22» отработала свое, прислав серию телевизионных панорам Луны, что сильно помогло уже в решении задач «луночерпалок».

А «луночерпалок» было 11 штук. Е-8-5 и Е-8-5М – станции для доставки лунного грунта. Они запускались с 1969 по 1976 год, успешными были три – «Луна-16», «Луна-20», «Луна-24».

Еще три – «Луна-15», «Луна-18», «Луна-23» – потерпели неудачу при посадке, но получили номера, поскольку в СМИ успели сообщить о пуске.

Две потерпели неудачу на стадии работы разгонного блока и вышли на околоземную орбиту как «Космос-300» и «Космос-305».

И три остались под индексами Е-8-5 N 402, 405, 412 – не выйдя на орбиту.

Космос – это дорого. А если прекратить «потому, что не получается», то будет еще дороже – вероятность аварии после длительного перерыва всегда выше.

https://t.me/kramnikcat/3712

greenman ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anc

Это я к тому что у нас херова туча спутников летает, херову тучу грузовых модулей с херовой тучей корректирующих двигателей на них и так далее, на проблеме воздействия ионизирующего излучения на бортовые вычислительные системы собаку как грится того самого и я что-то даже не помню случая когда у нас на МКС или грузовых модулях, на всяких глонасах и прочих всё выходило из строя,слетало с орбит и прочего. Да, такая веростность может быть, но нет я не вижу оснований к этому, ладно бы мы первый раз что-то запускали, но нет же. Да, мы далеко мало что запускали, но это вообще не важно но радиационный пояс Ван Аллена у нас под жопой и он гораздо более мощный чем обычный радиационный фон уже ближе к луне.

Вероятность того что бит сбило когда электроника + космос есть всегда, да. Считать что это наиболее вероятно, вот вообще нет.

а отправляя в космос где радиации чуть больше чем дофига, не предусмотрели?

Откуда вообще этот вывод? Оно не могло быть не предусмотрено по определению. Ты делаешь из предположения факт, а из этого факта вывод, а из вывода обвинительную риторику. К предположению претензий нет, ко всему остальному есть так как любая следующая итерация следующая за предположением является ложью.

Лично я не отрицаю возможность что реально ЭВМ подвела, но к этому нет на данный момент даже теоретической предпосылки.

Я как и выше могу только предположить что ЭВМ отработала верно, а вот механизм связывающий её с двигателем уже нет. И двигатель и бортовые компьютеры и измерительные приборы работали исправно, но орбита менялась и показатели измерений тоже, с земли в этот момент ещё надо было понять кто врёт, эвм,приборы всё вместе или вообще никто, самый худший случай и я вот склоняюсь к этому что виной всему именно что механика, то что нельзя скорректировать, повлиять, ошибку датчиков можно учесть в корректирующих расчётах, ЭВМ наверняка продублирована, но если банально заклинило от расширения электрореле например подачи топлива в двигатель (ну или типа) то пока там на земле пытаются выявить виновника уже ничего не сделать, заклинило и всё. А вот почему, а вот это вопрос, вариантов мильён. Но это всё теория,предположение.

Наверное надо дождаться комиссии. Нам сказали только то что двигатель слишком долго работал, но не сказали почему именно. Вот ответ на этот вопрос и буим ждать =)

LINUX-ORG-RU ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от LINUX-ORG-RU

Это я к тому что у нас херова туча спутников летает, херову тучу грузовых модулей с херовой тучей корректирующих двигателей на них и так далее, на проблеме воздействия ионизирующего излучения на бортовые вычислительные системы собаку как грится того самого и я что-то даже не помню случая когда у нас на МКС или грузовых модулях...

Что находится ещё под «защитой» нашей земли.

anc ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от praseodim

Источники. близкие к Роскосмосу, сообщают, что одной из основных версий потери межпланетной станции «Луна-25» считается отказ бортового импульсно-допплеровского радиовысотомера, который выдает в бортовой компьютер информацию о точной высоте орбиты и истинной скорости полета. В результате этого бортовой компьютер получил ложную информации об этих параметрах и выдал команду на торможение длительностью в полтора раза превышающую необходимую.

Так по циклограмме манёвр или бортовой компьютер решает?

И вообще, у меня сложилось впечатление, что этот радиовысотомер нужен был уже на стадии мягкой посадки, правильно рассчитать импульсы торможения.

Вот о «Луна-23» «Луна-23» на ruwiki

Снижение происходило штатно до высоты 2280 м, измерение скорости и дальности на этапе прецизионного торможения производилось с помощью доплеровского измерителя скорости ДА-018.

greenman ★★★★★
()
Последнее исправление: greenman (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от anc

Я не просто так про радиационный пояс Ван Аллена сказал, магнитное поле земли да,совершенно верно защищает, но одновременно с этим оно держит у земли «пояс» просто чудовищного излучения (захваченых этим нашим защитным полем высокоэнергетических частиц и ещё разогнанным этим же нашим магнитным полем), рядом с землёй оно и оно на порядки мощнее чем около луны.

Короче говоря, на одних высотах оно защищает,да, а на других оно является убийцей космических аппаратов, аппарат словил свой «глюк» уже давным давно его пройдя после многократной штатной отработки двигателей корректировки в относительно спокойном радиационном фоне.

Короче предположение о том что плохая защита ЭВМ или ЭВМ сама по себе была не для космоса, такое же как и моё предположение что некая промежуточная часть дала сбой/поломку между двигателем и бортовым компьютером одинаковы.

Доказательств что бортовой ЭВМ выдал не то нет, доказательств что бортовой ЭВМ потерял управление над двигателем нет, доказательств что бортовой ЭВМ сделал неверные корректирующие расчёты из за сбоя датчиков положения/ускорения/прочего нет. доказательств что инопланетянин открутил винтик нет

Мы как бабки просто гадаем и строим предположения. А чё нет, тоже дело =)

LINUX-ORG-RU ★★★★★
()
Последнее исправление: LINUX-ORG-RU (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от LINUX-ORG-RU

аппарат словил свой «глюк» уже давным давно его пройдя после многократной штатной отработки двигателей корректировки в относительно спокойном радиационном фоне.

Вот именно с такой формулировкой соглашусь.

Короче предположение о том что плохая защита ЭВМ или ЭВМ сама по себе была не для космоса, такое же как и моё предположение что некая промежуточная часть дала сбой/поломку между двигателем и бортовым компьютером одинаковы.

Точно! Всё на уровне предположений, но не более того. Мы знаем про внешние факторы которые могли повлиять, но это не означает что «в кабине не раздолбай сидел».

доказательств что инопланетянин открутил винтик нет

Почему обязательно инопланетянин? man «Незнайка на Луне» :)

Мы как бабки просто гадаем и строим предположения. А чё нет, тоже дело =)

Согласен!

anc ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anc

Короче чё гадать надо на луну просто слетать по бырому, забрать аппарат, привести на землю, положить на стол и посмотреть ЧТО ТАМ ТАКОЕ СЛОМАЛОСЬ ЧТО МЫ НИКАК НА ЛУНУ НЕ МОЖЕМ КОРОБОЧКУ В ЗОЛОТОЙ ФОЛЬГЕ ПОСТАВИТЬ, а потом уже спокойно найдя причину и собрать новую коробочку отправим повторно ^.^ :D

LINUX-ORG-RU ★★★★★
()
Последнее исправление: LINUX-ORG-RU (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от LINUX-ORG-RU

по бырому

Угадал приблизительный возраст по этой фразе :) Эх, как давно это было...

anc ★★★★★
()
Последнее исправление: anc (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от anc

Вот именно так и работает предприятие по госзаказу. А то что станция в лугу врезалась, так это не проблема предприятия.

ArtSh ★★★
()
Ответ на: комментарий от ArtSh

Вот именно так и работает предприятие по госзаказу. А то что станция в лугу врезалась, так это не проблема предприятия.

в лугу

Вы на подобном предприятии работаете?

anc ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от praseodim

Но тут что странно. Кто же в конце-концов выдает команду на торможение и его длительность? Земля по рассчетам или бортовой компьютер?

Что странного? Как я это понимаю: команда даётся с земли, длительность и прочие параметры должны высчитываться мозгами самого аппарата. Которые как раз отъехали, как пишут выше.

evgeny_aa ★★☆
()
Закрыто добавление комментариев для недавно зарегистрированных пользователей (со score < 50)