LINUX.ORG.RU
решено ФорумTalks

Почему у ZX Spectrum такая отвратительная графика?

 


0

2

Если сравнить NES и Spectrum, то первый выдаёт куда более красивую картинку. У него есть ограничение на количество одновременно выводимых цветов и спрайтов, но максимум, где это отражалось - в мерцании спрайтов персонажей. На Spectrum же огромное количество косяков. Самый главный - отвратительная палитра. Цвета как у выцветших журналов прямиком из СССР, 2-3 цвета на экране одновременно. Спрайты окрашиваются в цвет зоны, в которой они находятся. Сабж можно наблюдать здесь: [1, 2]. И как бы да, NES вышел несколько позже. Вот только у спектрума было несколько версий, плюс различные совместимые клоны. Ладно, Commodore 64 вышел в тот же год. Вот скриншот случайной игры. И вроде бы такое же говно, но не совсем: спрайты прорисованы нормально, окрашивания в другие цвета нет, с детализацией получше.

Я что-то припоминаю, что говёность картинки связана с ценой спектрума. Но как я уже писал выше, у него было несколько версий + клоны.


Ответ: Почему у ZX Spectrum такая отвратительная графика? (комментарий)



Последнее исправление: Original_1 (всего исправлений: 2)

Ответ на: комментарий от windows10

говорить за ушедшую эпоху, когда половина программного продукта ориентировалась не только на фичи девайса, а и на его баги ?

Я ещё помню ЕГГОГологию по статьям в «Технике - молодёжи». Идеализировать этот трэш не хочется.

iZEN ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ex-kiev

Это не к процу претензии, а к архитектуре компьютера, для второго проца можно было развести шину в два раза шире, для чего хорошо было бы поставить чуть больше памяти. Но решили сэкономить, так как второй проц был контроллером периферии и ему в целом для этого всего хватало.

GAMer ★★★★★
()

патамушта графика на NES имела пачку аппаратных плюшек. Но при том спектрум был самым простым абонементом на покодить

bigc ★★
()
Ответ на: комментарий от bigc

Но при том спектрум был самым простым абонементом на покодить

У меня покодить на ZX-Spectrum («KEY-128») удавалось полчаса от силы. Далее происходило включение холодильника на кухне, помеха в цепи питания и общий сброс. Всё. :))

iZEN ★★★★★
()
Последнее исправление: iZEN (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от iZEN

У меня подобный эффект случался, когда мать забывала и включала разом стиралку и утюг)

bigc ★★
()
Ответ на: комментарий от lenin386

Commodore продавался за 200-300 долларов начиная с 1983-го года. цена ZX_spectrum 48k - за £175,

Цены в долларах это цены без учёта налогов с продаж. Цены в фунтах — с учётом. Минимальная цена Commodore 64 в фунтах, которую я смог найти в интернете, £249. То есть натурально: плюс налоги, плюс доставка, плюс на пиво.

не включая цену доставки

Какая ещё доставка? Не было тогда интернета для удобного заказа. А уж если в магазин пришёл и купил, просто берёшь коробку и идёшь домой. Не такая она большая и тяжёлая, чтобы просить доставить. Это ж не стиральная машина или стол какой-нибудь, которые просто так в руках не унести.

Если ты про цену доставки из Америки в Европу, то это не в пользу продукции Commodore.

и цену блока питания, бгггг.

https://live.staticflickr.com/65535/49203026048_357f4ebedc_k.jpg

Вот это в комплекте случайно не блок питания?

i-rinat ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от i-rinat

Минимальная цена Commodore 64 в фунтах, которую я смог найти в интернете, £249.

В Бриташке Комодора давили. В любых других странах, кроме Бриташки, у Синклера против Комодора было шансов ровно 0. Ну, было ещё пара артефактов, конечно : Франция и Испания. Хотя, Синклеров там было мало, но существенно. Во Франции SECAM, Комодор пролетал, а у Синклера был RGB или YUV. В Испании были законы против компьютеров с 64к оперативы.

Не было тогда интернета для удобного заказа.

Тогда, товарищ, были каталоги и журналы. Заказ делался письмом. В письмо вкладывался бланк заказа. А в магазине Синклеров внезапно не было. Потому что внезапно магаз гад такой накрутку хочет.

Если ты про цену доставки из Америки в Европу, то это не в пользу продукции Commodore.

Из США в Европу комодор не ездил. Для Европы делалась специальная локализованная версия. В Штатах - NTSC, в Европе - PAL.

Вот это в комплекте случайно не блок питания?

Х.З. Может, разные комплекты были. В любом случае, имеется история с нестандартной полярностью блока питания - минус внутри. Я восстановил довольно много фирменных машин. Это довольно надёжная техника, но все они были поломаны явно из-за того, что туда не тот БП сували...

lenin386 ★★★★
()
Последнее исправление: lenin386 (всего исправлений: 8)
Ответ на: комментарий от lenin386

В Бриташке Комодора давили.

Это внезапно делает C64 дешевле?

В Испании были законы против компьютеров с 64к оперативы.

Если погуглить, то выясняется: (а) не законы, а таможенный сбор; (б) на микро-компьютеры с меньше чем 64кБ ОЗУ, то есть распространялся на Спектрумы, а не на C64; (в) таможенный сбор просуществовал до января 1986; (г) непонятно, почему ты вообще это притащил в обсуждение дороговизны; (д) Спектрум был заметно дешевле.

Тогда, товарищ, были каталоги и журналы. Заказ делался письмом. В письмо вкладывался бланк заказа. А в магазине Синклеров внезапно не было.

Хм, действительно, рекламные объявления предлагали заказать по почте. В аналогичных объявления о C64 в UK предлагалось позвонить по телефону, чтобы узнать адрес ближайшего магазина электроники, где продавались C64, с небольшой припиской сбоку, что, мол, по почте тоже можно. Но зато я увидел цену доставки, и это совсем незначительная сумма на фоне £175 или даже на фоне £125.

Для Европы делалась специальная локализованная версия. В Штатах - NTSC, в Европе - PAL.

Что возможно было ещё одним фактором удорожания.

Может, разные комплекты были. В любом случае, имеется история с нестандартной полярностью блока питания - минус внутри.

Да какой смысл не класть блок питания в комплект во времена, когда не было общепринятых стандартов на блоки питания? К тому же в заявлении об отзыве блоков питания с конструктивным дефектом говорилось «если вы купили или получили по замене ZX Spectrum», а не «если вы купили блок питания для ZX Spectrum», что сильно намекает на отсутствие принудительной отдельной продажи.

все они были поломаны явно из-за того, что туда не тот БП сували…

Зашёл человек на чердак, откопал там коробку со старым железом, нашёл Спектрум, нашёл первый попавшийся блок питания, у которого разъём подошёл, завернул в целофан, продал на рынке б/у устройств, даже не попробовал включить перед этим. Покупатель пришёл домой, включил, машина не заработала.

i-rinat ★★★★★
()

Во всяком случае программисты тогда были действительно программистами, а не говнокодерами на быдлофреймворках.

windows10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от windows10

Говнокодеры были. Просто сейчас, с неограниченными ресурсами, они срут сами. А тогда говнокодеры были те, кто копается в ведре-параше, тоесть ограниченной памяти, и делает это вместо всего. Не все эти копания можно назвать оптимизацией, просто упихивали до отказа, а например работа с прерываниями кривая

DumLemming ★★
()

Маломощный CPU без каких-либо плюшек для графики, примитивный «видеоконтроллер» на рассыпухе, малый объём ОЗУ подо всё, включая экран.

Дальше неким образом слежался сам собой «стандарт», в рамках которого красивости проще было разово хитро нарисовать в софте, чем заставить всех юзать определённую доработку в железе. К тому же, на тему графики кроме попытки приделать к ZX кусок от «Денди», как-то ничего не вспоминается. Со звуком вот очень много извращались - и двойные и 4-ные AY-ки, и FM, и аж второй ZX колхозили рядом с основным, чтобы MOD игрались.

yu-boot ★★★★
()
Ответ на: комментарий от windows10

Если ты возьмешь ПеКа определенного года\эпохи, и соответствующую консоль этого же года\эпохи, то графика на консоли всегда будет лучше, а конфигурация слабее

Исключительно до массовых voodoo + ЭЛТы убогую картинку приставочную приятно хорошо сглаживали.

yu-boot ★★★★
()

У NES за работу со спрайтами отвечал проприетраный чип от nintendo. В NES каждая точка спрайта кодировалась 2 битами, что давало возможность нарисовать спрайт с 4 цветами (если один цвет отвечал за прозрачность то оставалось 3 цвета). Спрайты NES в RAM не хранились, они все находились в ROM на картридже. В те времена небыло никаких графических буферов, потому как для картинки требовали много памяти, а RAM стоила денег. У NES в RAM хранилась только мета инфа о состоянии дисплея(=мира), в частности там хранилась ссылка на спрайт в ROM и информация с какой палитрой его отобразить. Плюс там были всякие фикшки типа детектора коллизий, отраженное рисование спрайтов (справа налево), скроллинг экрана, короче все для быстрой работы и минимизации использования памяти.

У ZX Spectrum был единственный процессор - Z80, он отвечал за всю логику, и сам компьютер был сделан не для графики, а только для отображения текста. Тексты отображались битмап шрифтами, а для хранения картинки с буквой нужен 1 бит на пиксель и из этого растут ноги у палитры Spectrum. Плюс вся графика (спрайты) и логика должна была уместиться в 48к RAM, позднее в 128к RAM.

В общем NES был спроектирован как специализированное устройство для игр, а ZX Spectrum задумывался продвинутым калькулятором.

Aber ★★★★★
()
Последнее исправление: Aber (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от hobbit

Тем не менее, для своего времени Спектрум был достаточно интересным компом более-менее общего применения (были и бейсик, и ассемблер, и текстовые редакторы), и сравнивать его с игровой приставкой, пусть даже весьма хорошей — это эталонный тупизм, конечно. Это просто разные вещи.

Есть Бейсик под NES.

X512 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hobbit

А как решался вопрос с клавиатурой

Выпускались приставки с клавиатурой.

и долговременной памятью

Батарейка в картридже.

X512 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от X512

По ссылке оригинальный. Были ещё всякие «Сюборы» со своим набором «приложений».

Original_1
() автор топика
Ответ на: комментарий от Original_1

Не понимаю дроча на спектрум, вот и спросил.

Его клон было нефиг сделать, из заграницы нужен был только один чип - Z80. У нас научились клонировать Z80 только в 90-ом году. Там еще была логика отвечающая за кодирование видео-сигнала и звука, в оригинале для нее был использован очень дешевый чип, что-то вроде ПЛМ. Наши клоны ту несложную логику реализовывали набором микросхем, потому наши клоны спектрума были объемнее и дороже чем западный оригинал.

А фетиш был потому как ничего лучше в CCCР небыло, плюс люди мало кодили, больше игрались, а для Spectrum уже было много чего создано заграницей.
Ну и Spectrum был популярен в Европе, в США никому он был ненужен, слишком примитивный. Линус Торвальдс хоть и начал свое знакомство с ZX Spectrum но быстро купил старшую модель, клонов которой у нас небыло.

Aber ★★★★★
()
Последнее исправление: Aber (всего исправлений: 2)

Вопрос в количестве бит выделенных под цвет. А точнее - в количестве видеопамяти. Скажем так, с ZX видео просто не сталкивался напрямую. Но с i80286 - вполне. Например, в играх очень часто использовался видеорежим 320х240х256. Почему? Пиксель = квадратный, рисовать проще. Но есть один момент... Поскольку видеокарта поддерживала только две страницы 320х200, всю её использовать было как-бы нельзя, но если очень хочется - то можно. По всякому использовали. Кто для плавного скроллинга в экшенах, кто для спрайтов, для быстрого перемещения персонажа.
Это сейчас, видеопамяти дохренища, а оперативку хоть попой кушай.

cadaber ★★
()
Ответ на: комментарий от Aber

ничего лучше в CCCР небыло

В СССР всё было лучше. Все созданные в СССР машины были технически лучше ZX-Spectrum. Кроме Радио 86-РК, если только. Но это любительская машина, специально для сбора и изучения.

плюс люди мало кодили, больше игрались, а для Spectrum уже было много чего создано заграницей

Вот, это уже агрумент. ИГОРИ. Даже ПОИСК, вроде был PC-совместимая машина (не полностью). Но PC не была в то время игровой платформой, и игоря там было мало. Даже владельцы ПОИСКа плакали.

Ну и Spectrum был популярен в Европе, в

Не был он популярен в Европе, чисто Британская история. Во Франции, Испании, Италии встречался, но мало.

Линус Торвальдс хоть и начал свое знакомство с ZX Spectrum но быстро купил старшую модель, клонов которой у нас небыло.

Не было у него никогда ZX Spectrum, и ничего он не покупал. У него был Sinclair QL, совсем другая машина, тоже детище дяди Синклера, но 0% совместимости, после избавления от которой он купил PC 386.

lenin386 ★★★★
()
Последнее исправление: lenin386 (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от cadaber

На i80186/80286 в 1994 лично я имел доступ к VGA-адаптеру. Компьютерные классы в техникуме в те времена оснащались i286, i386 и i486DX4. С 1997г уже ставились Pentium 133/8MB RAM с видеоадаптером S3 Trio 64V+ с набортными 1MB VRAM для SVGA-монитора. Эпоха игровых говно-приставок с клавиатурой 1980-х рождения тогда уходила в прошлое.

iZEN ★★★★★
()
Последнее исправление: iZEN (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от iZEN

Какой нахрен 186. 186 - это контроллеры, они только в промышленных платах встречались. Какой там VGA, там если CGA Text mode onlу, и то хорошо. А скорее всего, RS-232 only.

lenin386 ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Aber

Как я уже говорил выше, Z80 выпускался в ГДР вполне успешно с начала 80-х. Если «белые» производители из СССР восточногерманской продукцией толи брезговали, толи тиражи были не те. Но кооператорам не было проблемы использовать этот чип. Собственно, в ранних платах клонов ZX-Spectrum, он и использовался. У нас клонировать ничего не научились. 1990-й год - это не тот год, когда людям было до науки и вставания с колен. Никто не хотел ничего клонировать. Все хотели либо свалить в США, либо нагрести много денег и сразу (опасно, стреляли каждую ночь). Матрицы для производства Z80 просто вывезли из ГДР. На ранних чипах производства СССР даже опознавательные знаки ГДР-овские остались.

lenin386 ★★★★
()
Последнее исправление: lenin386 (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от iZEN

На i80186/80286 в 1994 лично я имел доступ к VGA-адаптеру. Компьютерные классы в техникуме в те времена оснащались i286, i386 и i486DX4

Ну, тебе наверное больше повезло. Когда я работал лаборантом в компьютерном классе, у нас были только ЕС1418 с монохромными дисплеями 11 дюймов и операционной системой ПРОС 2.0.

Это только на следующий год приволокли десять системников 286-х и один 386-SX, типо для преподавателя.

Ну-ё, вот тут я и оторвался, ночами на кафедре в StarControl 2 и Цивилизацию хренячить....

cadaber ★★
()
Ответ на: комментарий от lenin386

Даже отвечать не хочу - столько глупостей в трёх предложениях!

iZEN ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от lenin386

Кстати, где можно найти сорцы глюкалки? Есть репа на какой-нибудь CVS? В теме от 2011 года есть ссылка на tar архив. Ести ли репозитарий в git или другой CVS? Хочу попробовать собрать.

hateWin ★☆
()
Ответ на: комментарий от slackwarrior

ради чего отказались от Минск-32 и линейки БЭСМ

и правильно, так они по-факту были заточены только под рассчеты. Ни файлов ни баз данных на них нельзя было реализовать

adn ★★★★
()
Ответ на: комментарий от lenin386

Нет, на одинаковой частоте нет разницы. Просто Z80 были до 20Mhz, а i8080(5) - до 6.

Я, если често, Синклеров на 20MHz не помню. Было что-то порядка 3.5. Я что-то пропустил?

bugfixer ★★★★★
()
Последнее исправление: bugfixer (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от bugfixer

Фирменные только 3.5. На железном z80 были до 7 Mhz клоны, до 14 любительские эксперименты. Там после 8 Mhz либо схема сильно серьёзнее (дороже) становится, либо чипы памяти подбирать надо, что в серийном производстве не приемлемо. Современные новодельные эмуляторы на FPGA чуть не 80mhz эмулируют 😀

lenin386 ★★★★
()
Последнее исправление: lenin386 (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от lenin386

Там после 8 Mhz либо схема сильно серьёзнее (дороже)

Могу представить ;) Всё же сильно к развертке было привязано.

Зато какая романтика! Вы вот сейчас даже не осознаёте какой пласт воспоминаний Вы всколыхнули… Когда то я мог машинный код Z80 «с листа» читать ;)

bugfixer ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от bugfixer

К частоте работы оперативы. Лучшие чипы, работающие с Z80, были на 120ns. Это 8Mhz. Дальше либо гнать чипы, отбирая их, либо схема с вэйтом, она сложнее.

lenin386 ★★★★
()
Последнее исправление: lenin386 (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от lenin386

К частоте работы оперативы.

Разве там больше одного кварца предполагался? Могу заблуждаться, столько лет прошло…

А кто нибудь застал такой шедевр как «Хоббит» (no pun intended)? Shadow mode - это же было нечто… Один кнопарь и вываливаешься в debugger, правда голенький совсем (по нанешним меркам) - даже dump регистров взять нельзя было. Но можно было пропатчить PC (вроде так назывался), и этого хватало…

bugfixer ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от bugfixer

Разве там больше одного кварца предполагался?

Нет, но есть делители.

lenin386 ★★★★
()
Ответ на: комментарий от lenin386

Советский Z80 спасли из ГДР

Цифровой синтезатор Wermona помню. Из конца восьмидесятых. Неплохой, что удивительно, к DX7 близко. Офигел, увидев внутри Z80. Подумал, что их буржуи нашлепали, как пуговиц, а потом излишки продавали по цене пуговиц, вот на них и клепали, что попало. А оно вот оно, что.

Звуки-то там, ясно, не от Z80, а от ЦАПа зависели, но, тем не менее.

Dementy ★★★
()
Ответ на: комментарий от Aber

У NES в RAM хранилась только мета инфа о состоянии дисплея(=мира)

Пипец, вот откуда пошла есть матрица с зелеными иероглифами

DumLemming ★★
()
Ответ на: комментарий от DumLemming

Пипец, вот откуда пошла есть матрица с зелеными иероглифами

Нет, это из алфавитноцифровых дисплеев родом. Можно было переключать цвет, уже за давностью лет не помню сколько из было, но зеленый действительно самый кошерный для глазок был :)

anc ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от slackwarrior

Но оно же не стоит по знакоместам, двигается. И иероглиф так же целиком чего то описывает, бабу в красном например

DumLemming ★★
()
Ответ на: комментарий от DumLemming

Это несущественно, т.к. в спектрумах тоже не так, как в матрице. А символизм иероглифов как баб в красном это вообще студеные былины притащенные за уши для СПГСа. «Метафора» уровня анекдота:

Умирает старый раввин. Его спрашивают:

-- Ребе, пока вы таки здесь, скажите, что наша жизнь?

-- Наша жизнь река!

-- А почему? Почему река, ребе?

-- Ну... не река.

Потому что символизм произволен: Вачевски щас рассказывают что там про трансов с самого начала, а доказательств что они это не потом придумали, когда стало можно, нет и без их каминг аута все можно толковать в рамках классических метафор путешествия, особенно из-за прямых аллюзий на зазеркалье, т.к. скорее всего в 1997 на ЛГБТятину никто бы денег не дал), а цвет древних мониторов — это тупо факт.

slackwarrior ★★★★★
()
Последнее исправление: slackwarrior (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от X512

Батарейка в картридже.

У меня был «Сюбор» без батарейки в катридже. Да и с батарейкой не очень интересно.

В это же время клоны ZX Spectrum'а с дисководами позволяли сохранять программы не только на кассеты, но и на дискеты. Что делало эти клоны ZX Spectrum'а с дисководами вполне приличными ПК того времени. Да, без многозадачности, но и интернет был дорогим. А многозадачность особенно актуальна именно при наличии интернета. Когда юзер параллельно открывает браузер, мессенджеры, почтовик,... и т.д. Плюс, в те годы и MS DOS был во все поля, а в нём тоже никакой многозадачности не было.

saahriktu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от slackwarrior

Все можно было реализовать.

Языком то да. Если изначально такая функциональность не закладывалась, то это очень сложный процесс был бы. Плюс написание всего ПО. Это при плановой экономике работы на десятки лет. И отставание от всего мира было бы еще больше. И так в СССР было отставание на 20 лет в компьютерных технологиях. ЕС ЭВМ был правильным выбором.

adn ★★★★
()
Ответ на: комментарий от adn

Не такой сложный. И да. Отставание стало перманентным лишь когда переориентировались на копирование. Плановая экономика не при чем. Прямой лоббизм минфина очень даже причем.

slackwarrior ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от saahriktu

в те годы и MS DOS был во все поля, а в нём тоже никакой многозадачности не было.

Была многозадачность MS-DOS в защищённом режиме работы процессора даже на i80286. Но она была кооперативной - управление потоком выполнения передавалось от одной запущенной программы к другой (ожидающей своего кванта времени). Это вносило некую ненадёжность в этот механизм переключения контекста выполнения: все запущенные программы зависели друг от друга - зависание одной приводило к остановке других.

iZEN ★★★★★
()
Закрыто добавление комментариев для недавно зарегистрированных пользователей (со score < 50)