LINUX.ORG.RU
решено ФорумTalks

Тем кто НЕ любит Wayland, посвящяется

 


1

4

Здравствуйте!

На создание этого поста меня навеяли разные комментаторы, которые плохо знают что такое Wayland, и иногда выкидывают необоснованные мысли. Если вы знаете о Wayland и он вам нравится - просто проходите мимо.

Это как в анекдоте будет, допилят Вяленого, а на выходе опять получится Хорг

Это отсылка на то что есть такая практика, что берут что-то новое и быстрое а когда оно обрастает функционалом - становится такое же медленное.

В случае с Wayland - так не получится. Wayland сам по себе маленький, и ничего не умеет не будет уметь кроме как компоновать рисунки который ему дают GTK+, Qt, Clutter. Он обрастает совсем другим функционалом, редко связанным с выводом на экран.

Чтоб вывести что-то на экран через Wayland нужно жирные тулкиты

Да, не поддерживает API отрисовки и оперирует только с уже сформированными окнами, что позволяет избавится от двойной буферизации, при использовании таких библиотек как GTK+, Qt и Clutter

Хочется чуть отвлечься, и написать что в KDE 5.12 сделали загрузку прослойки XWayland не обязательной. И чистый сеанс на Wayland теперь загружается очень быстро.

Если доделать Вейланду API рисования, то на выходе мы получим просто новый тулкит для рисования, который будет отдавать буферы пикселей подобно GTK или Qt, ничего нового.

X.Org лучше чем Wayland по причине...

Wayland делают разработчики Иксов

Вейланду уже 10 лет, а все никак не осилят

В википедии написано Первый выпуск - 2008. Но только в конце 2012 года вышел релиз 1.0 со стабилизацией клиентского API. После началось.. Дистрибутиву приходится не малую часть DE переписывать, рефакторить, и разделять на 3 части:

  1. Код который относится к X.org
  2. код который относится к Wayland
  3. Общий код для X.org и Wayland

И очень странно, что Gnome первые начали это делать, но все на много быстрее получилось у KDE. Они сумели избавиться от X как обязательной зависимости на сеансе Wayland. И могу вас поздравить,

Если бы дистрибутивы были радикальные, и забили на обратную совместимость с X.org.. Было бы уже все готово. Тогда бы их правда закидали камнями счастливые обладатели видеокарт NVIDIA.


Ответ на: комментарий от Deleted

Угу. Только линуесы использовали «хакеры», которые в том числе Тк используют. Дожили - на оффтопике Тк живее будет.

Shadow ★★★★★
()

2 Quasar

С чего вдруг я должен показывать? Я об этом речи не вёл. А ты с темы съезжаешь.

Потому что нет такогт тулкита. А ты тут просто воздух портишь своими воплями.

mogwai ★★★★
()
Ответ на: комментарий от mogwai

монополию называют стандартом и единством. Желаю тебе сдохнуть поскорее…

посмотри определение термина «монополия», неуч.

mogwai ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Quasar

Какие нафиг монолитные DE, если это графические серверы с диспетчерами окон и композитными диспетчерами?

коробки, lxde и прочие — да. GNOME и KDE — далеко нет. Но ты слишком безграмотен, чтобы это понять.

mogwai ★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

Это я понимаю, но «старый софт, который 100% завязан на иксы и никогда не перепишется на Wayland», это не про гном.

CYB3R ★★★★★
()

Вейланд создавался без оглядки на то, чтобы облегчить написание композиторов. В итоге композиторы ПРОСТЕЙШЕЙ фигней типа установки позиции курсора или даже окна должны заниматься САМИ. А это путь к возможному EEE от мира опенсурса(вы думаете EEE только про майкрософт? Нет, опенсорц тоже этим грешит). В итоге страдают кто? А мы с вами.

Правильно выше говорят. Вейланд писали люди, которые не имеют отношения к GUI. Его скорее вовсе писали под эмбеддед где он себя прекрасно чувствует, вроде Tizen теликов/часов/мобилок от самсунга или мобилок на SailfishOS.

a1batross ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от mogwai

Потому что нет такогт тулкита. А ты тут просто воздух портишь своими воплями.

Ты, мудило, пытаешься мне приписать то, что я не утверждал. Есть непопулярные тулкиты, но ты закидаешь их говном только за то, что они xlib/xcb нормально используют.

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от mogwai

Ты приравневаешь указатель мыши к курсору? Ты просто сказочный …глупец

Ты имбецил, который ничерта не понимает то, что горячие клавиши существуют.

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от mogwai

Безграмотен тут ты. В том же lxde ещё дофига всего в вяленд не перенесено. А гномокеды как раз графический сервер и реализуют сами.

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от mogwai

Ты психически больной и тебя необходимо принудительно поместить в лечебное учреждение закрытого типа под галоперидоловую капельницу.

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Quasar

Читать научись тогда. Я не говорил о переходе, я говорил об адаптации. Будет написан композитор для виртуального рабочего стола Wine

Sunderland93 ★★★★★
()

Если бы дистрибутивы были радикальные, и забили на обратную совместимость с X.org.. Было бы уже все готово.

Решать за юзера, конечно, неправильно. Лучше когда у юзера есть выбор. И выбор, в общем-то, есть давно.

при использовании таких библиотек как GTK+, Qt и Clutter

Проблема в том, что не всем достаточно этих тулкитов, а другие портировать пока что не спешат. Они, конечно, и так заработают в Wayland'е, но пока что только через XWayland. По копии сервера на каждую программу.

С другой стороны, портировать WM'ы на Wayland тоже не очень спешат, тем более, что из за другой архитектуры мало что портируемо. Это надо писать новые WM'ы. И новые WM'ы под вейланд делают, но, почему-то, в основном тайловые. А аналогов того же FVWM'а пока что, вроде как, не наблюдается.

saahriktu ★★★★★
()

Мне он не то чтобы не нравится (хотя сетевой прозрачностью иксов я пользовался и её жалко). Но когда я в sddm выбираю плазму на вейланде, всё начинает тормозить раза в 2 по сравнению с плазмой в иксах...

sergej ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Quasar

Хотя X-серверов много разных, мало кто имеет в виду что-то отличное от X.Org.

i-rinat ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от saahriktu

По копии сервера на каждую программу.

Нет, сервер будет один

Sunderland93 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от a1batross

Правильно выше говорят. Вейланд писали люди, которые не имеют отношения к GUI.

О да, то-то я смотрю хейтят Wayland люди очень близкие к GUI

Sunderland93 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Quasar

В Devuan, который базируется на Debian.

Не знаю как в Devuan, но в Debian библиотека Qt 4.8.7 от Xt не зависит:

$ curl -LOJ http://http.us.debian.org/debian/pool/main/q/qt4-x11/libqtgui4_4.8.7 dfsg-11_...
$ ar x libqtgui4_4.8.7+dfsg-11_amd64.deb
$ tar -xJf data.tar.xz
$ ldd usr/lib/x86_64-linux-gnu/libQtGui.so.4.8.7 | grep -E 'Xt|xcb'
	libxcb.so.1 => /lib64/libxcb.so.1 (0x00007fbdce972000)

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Но не перевелись ещё на Руси энтузиасты лихие, двигатель опенсорса!

bodqhrohro_promo
()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

Я лично человек более близкий к игровым движкам и играм. И я не хочу в свой софт пихать костыли, которые бы устанавливали указатель мыши туда, куда МНЕ надо. Ещё и знать какой там композитор работает, вдруг не умеет.

А между прочим без этого не сделаешь тот же шутер от первого лица. Потому что мышка будет улетать за пределы окна всегда, если её не центрировать. Можно конечно заблокировать мышь и читать relative с устройства. Это по идее и есть правильный путь. :)

a1batross ★★★★★
()
Последнее исправление: a1batross (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Deleted

экстренном обновлении

это кааак? в комнату врывается омон, и приставив калаши к голове, требует начать обновлять систему?

darkenshvein ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от a1batross

А между прочим без этого не сделаешь тот же шутер от первого лица. Потому что мышка будет улетать за пределы окна всегда, если её не центрировать.

Вот я и говорю, хейтят дохрена опытные программисты GUI. В составе wayland-protocols есть два протокола - relative-pointer и pointer-constrains, они решают те проблемы, что ты перечислил. Игре пофигу, они должны быть реализованы на стороне композитора. И уже сейчас можно нормально играться в нативные Wayland-игры, в том числе шутеры (Xonotic) в Гноме.

Sunderland93 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Xenius

да и если бы забили на совместимость с проприетарщиной, то nvidia-яйцы бы сами портировали.

Врядли. Nvidia свои деньги на одной винде с маком заработают. Так что тут они больше нужны линуксу, чем линукс им. Считай что пока-что они просто сделали большое одолжение что вообще сделали хоть какой-то драйвер

vertexua ★★★★★
()

Если бы [..] забили на обратную совместимость

Не волнуйся, это уже происходит. Линукс-сообщество всегда славилось своми юношеским «до основанья, а потом...»

beastie ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

Так вопрос, эти проблемы решает всё-таки вяленый или композитор? Где мне взять обычные функцию вида SetCursorPos( int x, int y )? У кого мне её искать, у композитора(которых может 100500, потому что это позволяет ваше непродуманное поделие) или в неком сферическом libwayland?

a1batross ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от a1batross

Wayland - протокол, базовый, сам по себе мало что умеющий, wayland-protokols - набор дополнительных протоколов для расширения функционала базового. Композитор - реализация всего этого. Хоть они и разные, но они будут работать одинаково, потому тебя не будет волновать вопрос совместимости с кучей разных wayland-композиторов. libwayland как раз и нужна для работы с протоколом Wayland, но как конкретно её юзать я не подскажу.

Sunderland93 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Quasar

Ну, я не знаю, кого нужно тащить, ведь не знаю, кто поистине «разбирается». Этот молодой человек назвался разработчиком X и проговорил свой бекграунд, я и поверил.

commagray ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

wayland-protokols - набор дополнительных протоколов для расширения функционала базового

Не успело оно ещё стабилизироваться для десктопа, а к нему уже расширения напилили. Сразу видно, что разработчики гоняли балду вместо проектирования.

libwayland как раз и нужна для работы с протоколом Wayland, но как конкретно её юзать я не подскажу.

Так с протоколом или расширением? Если это по типу OpenGL, где нужно просто чекнуть расширение, чтобы узнать есть фича(на самом деле этого недостаточно), то может быть это неплохо. Всё не настолько плохо, как я себе подозревал. Но вот этот упор на расширения даже самого примитивного функционала всё-таки намекает.

a1batross ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от a1batross

Не успело оно ещё стабилизироваться для десктопа, а к нему уже расширения напилили. Сразу видно, что разработчики гоняли балду вместо проектирования.

Короче, иди читай протоколы, набирайся знаний. Как сделаешь это - поговорим.

Но вот этот упор на расширения даже самого примитивного функционала всё-таки намекает.

На что намекает? На модульность и юниксвейность? Ну да

Sunderland93 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

Короче, иди читай протоколы, набирайся знаний. Как сделаешь это - поговорим.

Если бы ещё была внятная документация. Заходил я на этот ваш фри дэсктоп точка орг(или где там хостится вяленый) где-то пару лет назад, документации не было от слова совсем. Может сейчас что-то поменялось, но я в этом глубоко сомневаюсь.

На что намекает? На модульность и юниксвейность? Ну да

Модульность для таких вещей излишняя. Юниксвей вовсе не о том.

a1batross ★★★★★
()
Последнее исправление: a1batross (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от EXL

тиринга

Да где вы его видите? Хрёти, нету никакого тиринга.

60fps

Человеческий глаз максимум 24 FPS воспринимает, зачем столько? Ладно ещё во времена ЭЛТ это было оправдано, но ЖК-то инертные.

глава Linux Foundation

Старпёр-юзверьменш-неосилятор.

macOS

Прибитое гвоздями к железу говно, нашёл на кого равняться. Кексты для радивона уже допилили для какинтоша?

bodqhrohro_promo
()
Ответ на: комментарий от bodqhrohro_promo

Человеческий глаз максимум 24 FPS воспринимает, зачем столько?

Давай начнём с того, что для наших органов зрения не существует понятия кадров.

a1batross ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от bodqhrohro_promo

Человеческий глаз максимум 24 FPS воспринимает

Ты ещё скажи, что не видишь разницы между анимацией в 24 кадра в секунду и анимацией в 60.

i-rinat ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Quasar

отказ от стандартизации того же ввода и IPC это негласная идея вяленда

А разве это не стандартизировано для него в виде связки libinput+udev+systemd? Вроде строят такой стек: весь ввод libinput+udev+systemd, весь вывод на монитор Wayland, все остальное GNOME 3 или иное DE?

Хотя мне эта возня со стандартами тоже кажется странной.

Vsevolod-linuxoid ★★★★★
()
Последнее исправление: Vsevolod-linuxoid (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от EXL

Странно. Кто-то говорил про пучок серверов по штуке на каждую софтину.

saahriktu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Rupricht

Запустить vnc клиент на выбор. Честно говоря, никогда не приходилось курить маны ради ключей запуска графических приложений.

И да, что будете делать, если приложение не предусматривает автоматический фоновый бэкап и внезапно связь оборвётся?

Deleted
()
Ответ на: комментарий от a1batross

Где мне взять обычные функцию вида SetCursorPos( int x, int y )?

Кажется это разработчики SDL2 как всегда тормозят:

static void
Wayland_WarpMouse(SDL_Window *window, int x, int y)
{
    SDL_Unsupported();
}

В GLFW 3 запилено:

void _glfwPlatformSetCursorPos(_GLFWwindow* window, double x, double y)
{
    if (isPointerLocked(window))
    {
        zwp_locked_pointer_v1_set_cursor_position_hint(
            window->wl.pointerLock.lockedPointer,
            wl_fixed_from_double(x), wl_fixed_from_double(y));
        wl_surface_commit(window->wl.surface);
    }
}

Правда х.з как оно работает и работает ли.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Vsevolod-linuxoid

А разве это не стандартизировано для него в виде связки libinput+udev+systemd?

Так systemd же не у всех есть. В той же Слаке есть Wayland, но нет systemd из коробки.

saahriktu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

Кажется это разработчики SDL2 как всегда тормозят:

Просто они серьёзные люди, в отличие от команды, которая пилит вяленый. :) Будет готово, запилят.

Но приятно, что такая фича скорее есть, чем её нет. Плохо, что всё это оставляют на композиторы.

a1batross ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от bodqhrohro_promo

Да где вы его видите?

Здесь: http://esxi.z-lab.me:666/~exl_lab/movies/tearing.webm

, зачем столько?

Чтобы все анимации, которые напиханы в GNOME и KDE были плавными и без разрывов с тирингом. Человеческие глаза тут ни при чём.

macOS

Прибитое гвоздями к железу говно, нашёл на кого равняться.

Сказал человек, использующий мимикрию под OS X у себя на компьютере.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от bodqhrohro_promo

Проходной процент в парламент во многих странах

обычно это всё же 5%

Deleted
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.