LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

vi - unixway


0

0

где в lynx, vi и иже с ними юниксвэйность?
итакЪ. может показаться что TUI (Text User Interface) является легковесным
заменителем GUI. да, он может являться таковым. но, это не обязательно.
следует разделять понятия.
GUI - прежде всего для манипуляции с объектами. графическими объектами.
в то время, как unixway делает упор на текстовые потоки.
текст - это суть. графика - это рюшечки.
те, кому главное не рюшечки, а ехать, предпочитают клавиатуру мыши.
суть юниксвэя:
0) всё строить из "кубиков" и никак иначе.
1) отсутствие велосипедов
2) всё основано на текстовых потоках
vi/vim/lynx - один кубик.
задача vi/vim - дать возможность пользователю подправить конфиг/скрипт/исходник.
и всё. с этой задачей vi/vim справляется. и только с этой. да, vim можно
расширить, но это не обязательно.
задача lynx - показать страницу юзеру в интерактивном/неинтерактивном режиме.
и всё. с этой задачей lynx справляется. и только с этой.
примеры неюниксвэйного софта:
emacs: как редактор он не настолько продуман, поэтому, во время работы
не делает себя незаметным. также, в базовой сборке он позволяет решать
много задач. что не есть хорошо.
mc: велосипед, с неюниксвэйным интерфейсом

таким образом есть:
0) unixway утилиты командной строки. например, cat, grep, sed, awk,..
1) unixway end-user TUI софт (1 функция, требующая интерактивного участия
юзера). например, less, vi, lynx, imcom,..
2) неunixway end-user TUI софт (>1 функции, некоторые из которых могут и не требовать интерактивного участия юзера). например, emacs, mc, sc,..
3) неunixway GUI софт. GUI софт не может быть unixway'ным по определению.
т.к. в них упор идёт на графические объекты, а не текстовые потоки.

ЗЫ. также замечу, что vi изначально был _стандартным_ текстовым редактором
unix, созданным в лучших традициях unixway'а. это уже после появилось
много TUI неunixway софта. а тогда люди жили unixway'ем и не могли ошибаться
по этому поводу.

★★★★★

Ответ на: комментарий от zort

ацетон наверно подвезли, ветерком надуло, вот он и воскрес и начал опять постить на лоре ...

phasma ★☆
()

> emacs: как редактор он не настолько продуман,

ну давай рассказывай чем тебе емакс не угодил?

ugoday ★★★★★
()

выдыхай

anonymous
()
Ответ на: комментарий от ugoday

> ну давай рассказывай чем тебе емакс не угодил?

он решил его не ставить, но осуждает )

phasma ★☆
()

вот сектант...

повезло ещё что юниксвей не обязывает головой в пол биться...

>в них упор идёт на графические объекты, а не текстовые потоки.

ну разумеется, а ты как думал ? юниксвей изобретён в 70х, на железе слабее сегодняшних калькуляторов, и сегодня как системный фреймворк никем из разумных не рассматривается... так, для find . |grep сойдёт...

zort
()

> всё основано на текстовых потоках

4.2 текстовые данные

anonymous
()
Ответ на: комментарий от ugoday

>чем тебе емакс не угодил? >ugoday

я хоть не он, но тоже отвечу: vim ближе к телепатическому интерфейсу. В emacs'е лично я никогда не успеваю запомнить все эти аккорды, Esc-Meta-Alt-Ctrl-Shift, C-x C-t M-x wtf-keybinding

может, если начать разучивать гитару с аккордами, удастся запомнить биндинги по аккордам, но покамест я на этом баяне играть не умею, только типичные shell-редактирование и что Alt усиливает Ctrl помню.

В vim'е как-то всё просто: если не помнишь биндинг есть логичные команды и модификаторы буква/слово/предложение/абзац/функция, остальное всё по аналогии. А в EMACS толком не запоминается, приходится сваливаться через каждые 3 минуты в M-x describe-key, искать как эту vim команду в лиспе обозвали, итп.

команды vim у меня "помещаются в голове", емаксовые распальцовки и функции -- нет. Хотя, конечно вопрос практики.

Единственная прелесть что можно слиться с консолью и командовать кофеваркой в Emacs'е.

и да, Climacs круче Emacs потому что на правильном CL :))

anonymous
()

sed для автоматизации рчень хорошо подходит.
но, для интерактивного редактирования _текстовых_ файлов vi/vim - самое то.
большой минус emacs'а как редактора - буферная реализация.
чуть что - начинают появляться новые и новые, разбивая рабочее пространство.
а это не есть хорошо. да и lisp в нём никчему. остальное см. выше.

почему так важны _текстовые_ файлы?
это не из-за того, что железо тогда было слабее.
бинарниками и тогда манипулировать можно было.
суть - в человекочитаемости. скрипты/конфиги/файлы данных - пишет человек.
и они должны быть ему понятны. всё для удобства человека.
машине, наоборот, всё как раз бинарниками удобней.
но, весь unixway вертится вокруг юзера. чтобы ему было удобней.
работать и _автоматизировать_ свою деятельность.

saahriktu ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от saahriktu

>но, для интерактивного редактирования _текстовых_ файлов

Есть ed :) Керниганом написанный. То есть "Ъ"!

robot12 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от saahriktu

>почему так важны _текстовые_ файлы?

Именно, потому в Plan9 интерфейс основанный на тексте. Текст более понятен и однозначно трактуется, в отличие от картинок :)

robot12 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от robot12

>Есть ed
>> ed -- первый стандартный текстовый редактор операционной системы UNIX,
>> применялся в начале 1970-х. Расширенная его версия, известная как ex,
>> послужила основой редактора vi.
почему таки был создан vi когда уже был ed? потому, что ed...
>> создавался в те
>> времена, когда мониторов не существовало и стандартным средством
>> ввода-вывода был телетайп.
>> После появления экранно-ориентированных редакторов ed стал
>> использоваться в первую очередь для автоматической обработки с помощью
>> командной оболочки UNIX, например, для применения патчей. В этом
>> смысле, он является родоначальником семейства потоковых редакторов,
>> таких, как sed.
во-о-от. а для именно _интерактивного_ редактирования был создан vi.

saahriktu ★★★★★
() автор топика

>ЗЫ. также замечу, что vi изначально был _стандартным_ текстовым редактором unix

4.2

polachok
()

"критика консольного разума":

> где в lynx, vi и иже с ними юниксвэйность?

надо не vi, бери уж сразу ex. И cat cmdfile.ex |ex editfile.txt > result.txt :))

> GUI - прежде всего для манипуляции с объектами. графическими объектами.

не обяз. графическими, но некими завершенными, целостными. при этом редко какой объект-документ состоит из одного сплошного куска, чаще таки есть "нелинейная", 2D, дерево, 3d структура, которая лучше представляет контент. Например, картинка -- "слои" в gimp. На уровне imagemagick никаких слоёв нет, "абстракции слипаются" в сплошной блоб.

> в то время, как unixway делает упор на текстовые потоки.

"We have persistent objects. They're called files" (c) Ken Thompson

заметь, потоки -- это 1D, без разбора "структуры"

> те, кому главное не рюшечки, а ехать, предпочитают клавиатуру мыши.

быстрее просто :))

> текст - это суть. графика - это рюшечки.

Рюшечки-завитушечки.. не всё так просто. Текст программы в Eclipse или в смоллтоковом браузере, -- линейный 1D или 2D (функции, классы, объекты) или 3d (аспекты, слои приложения)?

Эти рюшечки отражают адекватно структуру контента. В HTML DOM узлы отражают структуру, состав единиц (разделы/параграфы/предложения/слова) , и связи между единицами (ссылки)

> 0) всё строить из "кубиков" и никак иначе.

как из квадратных, круглых и треугольных кубиков с буквами АПОЖ слепить слово "СЧАСТЬЕ" ? :))

> vi/vim/lynx - один кубик.

а по моему, 2-3 разных :P

кстати, vim -- правильный кубик. Есть команды перемещения по 2d структуре, разделы/абзацы/предложения/слова. В Опере тоже есть, по уровням заголовков "вглубину". А в lynx?

> GUI софт не может быть unixway'ным по определению. т.к. в них упор идёт на графические объекты, а не текстовые потоки

не согласен. Вопрос в удобном интерфейсе, который адекватно отражает модель "объекта" данных, с учётом структуры, которая нелинейна.

Вот например удобный gui интерфейс:

1. гипертекст http://en.wikipedia.org/wiki/Project_Xanadu

2. данные http://xanadu.com/zigzag/

> ЗЫ. также замечу, что vi изначально был _стандартным_ текстовым редактором

а sam и acme -- стандартные в plan9, и интерфейс там с plumbing'ом, мышиными жестами и интеркликами мышью (ужос-ужос). Мало ли, может "мыши плакали, кололись.."

anonymous
()
Ответ на: комментарий от saahriktu

В принципе, согласен с оратором.

Еще несколько соображений насчет текста:

1. Человекочитаемость текстового потока определяется тем, что существующие средства отображения (терминалы) легко преобразуют его в человекочитаемую картинку.

2. ИМХО наиболее ценное свойство текста для ПО в том, что он позволяет написанному приложению не иметь представления о том, как используют выходные данные и откуда оно берет свои входные данные. Формат текстовых данных всегда можно поправить, пропустив их через sed/awk и пр.

Firefox - модульный, т.к. имеет тучу расширений, но все это может работать только в рамках одной среды. Выдрать какой-нибудь adblock из firefox'а и заставить его фильтровать текст в текстовом редакторе не получится.

Примерно то же относится к емаксу с его расширениями.

А вот фильтры типа sort будут отлично работать и отдельно и в составе скриптов и с текстовым редактором и т.д.

Это я все к чему. Все это с текстом замечательно. Но далеко не все можно представить в тексте, да еще и человекочитаемом виде (картинки, фото, видео). И работать с такими данными с помощью текстовых утилит нельзя.

p.s. /me юзает иксы

p.p.s. вещества - зло

anonymous
()

бросай это дерьмо

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

> Это я все к чему. Все это с текстом замечательно. Но далеко не все можно представить в тексте, да еще и человекочитаемом виде (картинки, фото, видео). И работать с такими данными с помощью текстовых утилит нельзя.

Могу привести примеры, из которых видно, что с картинками _можно_ работать как с текстом. Например, SVG -- вроде и текст, а вроде и картинка.

Или же формат PNM -- тоже текстовый файл.

Или вот ещё отрывок из файла картинки, созданного программой tkpaint. Как видим,

.c create rectangle 102.0 86.0 413.0 285.0 -disabledwidth 0 -tags {Rectangle obj utag1}
.c create oval 199.0 3.0 469.0 101.0 -disabledwidth 0 -tags {Ellipse obj utag2}
.c create oval 143.0 95.0 281.0 167.0 -disabledwidth 0 -fill #bf08bf -tags {Ellipse obj utag3}
.c create text 330.0 169.0 -font {Helvetica 10 {}} -text Жопа -tags {text obj utag4}

gaa ★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

если бы файрфокс и емакс работали не поверх юникса, то юниксовые тулзы в них нельзя было бы использовать так же, как нельзя плагины файрфокса в юниксе.

zort
()
Ответ на: комментарий от gaa

> Могу привести примеры, из которых видно, что с картинками _можно_ работать как с текстом. Например, SVG -- вроде и текст, а вроде и картинка.

SVG веркторный формат, просто разметка - XML ... при чем тут текст ?)

phasma ★☆
()
Ответ на: комментарий от phasma

> SVG веркторный формат, просто разметка - XML ... при чем тут текст ?)

XML это текст. Правда, структура у него плохогрепабельная.

gaa ★★
()
Ответ на: комментарий от gaa

это не картинки. картинки это битовые карты.

к тому же, текстовость этих "представлений" на самом деле бесполезна... текстом без специализированного редактора такое http://www.croczilla.com/svg/samples/tiger/tiger.svg не нарисуешь...

а xml, хрен из командной стоки распарсишь... проще будет скрипт на каком-нибудь пистоне написать...

zort
()
Ответ на: комментарий от zort

> повезло ещё что юниксвей не обязывает головой в пол биться...

ой-вей, юниксвей... Ж))

anonymous
()
Ответ на: комментарий от saahriktu

>почему так важны _текстовые_ файлы? >это не из-за того, что железо тогда было слабее. >бинарниками и тогда манипулировать можно было. >суть - в человекочитаемости

Эрик Ре(й)дмонд на тему текстовых метаданных и их прозрачности, расширяемости целую главу написал в "Art Of Unix Programming"

anonymous
()
Ответ на: комментарий от gaa

яп сказал, пока нет универсального формата файлов, унифицированной обработки, представления, и цветовой дифференциации штанов... ой, о чем это я ))

anonymous
()
Ответ на: комментарий от Neverb

┴PNG  ��� IHDR��h���┴��� S��IDATx°МщOH[ыъгЯШDМбf╔▓E╤╨pvSP╗⌡Q(╤I$#╓▀aDp.╓*Q┐бD*A╛ЮP├am#4ED*&N 7E▓бl╡╟▀┌┼ cj┐$Я╥ЬДyЗ<ф$Гчs▌}©vчЫЩ╬ГцВ·sO∙Шг0��������������������������─>ЧКБ ЪЭЖМшЪu╓╚╚К┌Ц╨т╘■╛qUкёзy╓bКTJ╣Э╨ВAw╙²Gн ���������������`▒/oрЩ:КХ·_TщС▀╙ё{~Qutо /╙▌jЫeQ╜Vж╠]╡P█≥ЛvШТТТЖЖЖннN,СЫ|Uq:²╘TЙ▐╘TйАpтЛ▓└Д(╛╜╜]╩vм0▄x<Нt:

файрфукс жжот

wfrr ★★☆
()
Ответ на: комментарий от gaa

> Могу привести примеры, из которых видно, что с картинками _можно_ работать как с текстом. Например, SVG -- вроде и текст, а вроде и картинка.

могу привести примеры, когда 1D текст теряет внутреннюю структуру 2D-3D контента.

Тот же сорец в эклипсе, слои, рефакторинг.

Слои в картинках.

"Структурные тексты" вроде составленных из кусочков, со ссылками/цитатами с точностью до слова/предложения/абзаца (ссылками "по содержимому", где оно там в тексте находится -- дело десятое). "Правильный" гипертекст в стиле Xanadu.

N-мерные кубы, сводные таблицы, OLAP всяческий, представление знаний с семантическими сетями.

Фрактальная фиговина, такая, чтобы сначала всё свернулось, а потом опять развернулось... и глазищами так, амор... ^U тьфу, о чём бишь это я..

>> Это я все к чему. Все это с текстом замечательно. Но далеко не все можно представить в тексте, да еще и человекочитаемом виде (картинки, фото, видео). И работать с такими данными с помощью текстовых утилит нельзя.

с текстовыми 1D нельзя, ага. Ну так напиши 2D, 3D или N-мерные как в ZigZag во Xanadu.

anonymous
()

Сейчас, когда свет и тьма, добро и зло всё ещё смешаны, настоящий, истинный юниксвэй невозможен из-за лжесправедливости Демиурга.

Ибо два начала - доброе и злое, не происходят одно от другого, и во всем отличны. Темное начало в определенный момент времени захотело захватить доброе, и напав внезапно, смогло поглотить некоторые частицы света. С целью вернуть свет обратно в царство света, добрые силы послали сначала Первочеловека, который принес в жертву пять своих сыновей, и доныне распятых во всем мироздании (т.н. Крест Первослаки), после чего никсоидскими силами был построен смешанный мир как тюрьма для архонтов-вендузятников, поглотивших свет. Светлые силы огнём красноглазия освобождают свет из смешанного мира и направляют его в мир подлинного света, для чего, в частности, проповедуют многообразные религии, сущность которых заключается только в том, чтобы забрать свет обратно. Когда весь свет, который может быть захвачен Машинами Спасения, будет выжат, Патрег обрушит структуры смешанного мира одну на другую, и подожжет оставшееся, чтобы наступил МИРОВОЙ ПОЖАР. В этом пожаре последний свет будет выбит из смешанного мира огнем, а темный остаток упадет вниз и так разделение двух начал будет восстановлено.

Лишь в МИРОВОМ ПОЖАРЕ голубоватым сиянием разгоряццо настоющие труЪ-программы, истинный vim, истинный emacs и т.д. Патрег! Зажигай!

anonymous
()
Ответ на: комментарий от wfrr

Поставь экстеншен "Open in browser" - у тебя будет выбор, как открывать - как веб-страницу, как текст, как картинку, или ещё как-то.

Miguel ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

>аплодисменты :)) а теперь -- то же в 3D :)

таки триде - это как раз гуевые рюшечки и нефиг им в base делать %) а ежели шибко надо кому будет - пущай модули ваяют %))

Neverb
()

> те, кому главное не рюшечки, а ехать, предпочитают...

ну так и езжай в /dev/null, а vi - не Ъ, ex - Ъ

anonymous
()

Попытки реализовать поточность/прозрачность для GUI предпринимались в NeXT и BeOS

Syncro ★★★★★
()

Нaдeюсь это предсмертная записка?

// :(

anonymous
()
Ответ на: комментарий от saahriktu

> vi == ex -v

Ну так неюзабелен со своими режимами бибиканья и порчи, а также нескриптабелен именно vi. А ex очень удобен, даже поудобнее emacs'овского M-x. Без ex'а vi не конкурент emacsen. К тому же некорректно сравнивать emacs и vi, сравнивать надо vim и emacs, кои оба работают в tui и gui и оба жирные на код (очень жирные, но слава богу модульные). Если vi и сравнивать с чем-то, то с ee или mg (тот что из openbsd).

ps, lynx научился нормально рисовать формы и таблицы по сравнению с w3m? если нет, то втопку это убожество.

anonymous
()

Vim это форк vi?
Vim это полноценная замена vi?
Или Vim всего лишь навороченный вариант vi, для мощных машин?
Есть ли консольный Emacs? :)

Windows-user
()
Ответ на: комментарий от Windows-user

> Есть ли консольный Emacs? :)

Нет, сынок, это фантастика.

anonymous
()

>неюзабелен со своими режимами бибиканья и порчи
как минимум screen позволяет выбирать между писком динамика, морганием экрана
и полным отсутствием обоих.
а если речь идёт про многорежимность - это часть философии vi, которая и делает
его удобным.
>Без ex'а vi не конкурент
еще раз повторяю, что vi - VIsual режим ex'а. vi без ex'а не бывает.
ибо vi - это и есть ex в VIsual режиме.
>lynx научился нормально рисовать формы и таблицы по сравнению с w3m?
незнаю как рисует их w3m, но таблицы и фреймы lynx как неподдерживал
так и не поддерживает.
>Vim это форк vi?
да
>Vim это полноценная замена vi?
да. возможно и обратное, но не всегда.
>Или Vim всего лишь навороченный вариант vi, для мощных машин?
vim летает на i486DX4 с 12-ю метрами оперативки
>Есть ли консольный Emacs?
да

saahriktu ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от zort

Он позволяет использовать юниксовые тулзы, работая не поверх юникса

bakagaijin
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.