LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Нейронаука. Медитация. Боль

 


0

1

Источник: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6623400/

Неужели медитация способна уменьшить боль, используя особый нейромеханизм?

Исследование нейронаукой медитативных практик уже давно привлекает внимание ученых. В частности, интерес представляет необычное сочетание научных методов Запада и мистической традиции Востока. Однако возникает вопрос, касающийся полезности такого исследования для клинической и терапевтической практики. Исследования механизмов боли – идеальная площадка, чтобы это проверить. Многие виды хронической боли упорно сопротивляются лечению, направленному на устранение сенсорной составляющей, что заставляет фокусировать внимание на возможности облегчения страданий путем изменения эмоциональных и оценочных компонентов боли. Медитативные практики, направленные на концентрацию внимания на текущих переживаниях и на понижение оценочных и эмоциональных реакций, как будто специально созданы для этой задачи.

Несколько исследований уже продемонстрировали положительный эффект медитации для хронической и острой боли. Большинство из них подтверждают влияние медитации на эмоциональные и оценочные аспекты (McCracken и др., 2007; Morone и др., 2008; Perlman и др., 2010), а некоторые также показывают влияние на порог чувствительности (Grant и др., 2010 и 2011) и интенсивность восприятия боли (Grant и Rainville, 2009). Исследование биологических механизмов таких методов улучшает наше понимание эндогенной регуляции боли и может увеличить наши возможности в лечении болевых расстройств.

Недавнее исследование опытных практиков медитации показывает, что интенсивная тренировка определенных когнитивных способностей может приводить к утолщению кортикальных областей, связанных с обработкой болевых ощущений, включая межполушарный центральный кортекс (MCC, midcingulate cortex) и вторичный соматосенсорные кортексы (Grant и др., 2010). Изучение потенциалов, связанных с реакцией на события во время ожидания боли, показало, что долгосрочная практика медитации изменяет предварительную оценку и нейрональную обработку боли в MCC и других областях, отвечающих за болевые ощущения (Brown и Jones, 2010). Функциональная нейровизуализация показала, что во время болевых ощущений практикующие имели сниженную активацию амигдалы, гиппокампа, эмоциональных и оценочных областей передней коры головного мозга, а также увеличенную активацию в MCC, таламусе и инсуле (Grant и др., 2011). Кроме того, измененная чувствительность к боли была связана со снижением функциональной связи между MCC и dlPFC (дорсолатеральная префронтальная кора). Grant и др. (2011) истолковали эти результаты как согласующиеся с целями медитации, которые заключаются в увеличении внимания к текущему сенсорному опыту (в данном случае, боли), при одновременном снижении эмоциональных и оценочных реакций.

Данные, полученные из исследования опытных практиков, представляют огромный теоретический интерес, так как они демонстрируют, что интенсивная тренировка определенных когнитивных способностей может приводить к нейропластичности, которая будет полезной для медицины. Однако, уровень натренированности исследуемых практиков находится за пределами того, что способны достичь люди, страдающие от хронической боли, что поднимает вопрос о том, могут ли кратковременные медитативные практики изменить способ обработки и восприятия боли.

В связи с этим, Zeidan и др. (2011) сделали важный шаг вперед, опубликовав свое недавнее исследование в The Journal of Neuroscience. Zeidan и др. (2011) сканировали 15 здоровых добровольцев с использованием метода пульсирования артериальной маркировки спинов (ASL, arterial spin labeling. Последовательность импульсов МРТ, которая предоставляет количественную оценку кровотока в мозге [CBF, cerebral blood flow] с использованием воды в качестве индикатора потока). Сессии сканирования проходили до и после краткосрочного обучения медитации, состоящего из четырех сеансов по 20 минут в последовательные дни. При первом сканировании (до обучения медитации) испытуемым подавали неприятные (49°C) и нейтральные (35°C) тепловые раздражители в контрольных условиях: нейтральное состояние внимания (rest) и с концентрацией внимания на дыхании (ATB, attention-to-breath). После каждой серии подачи неприятных тепловых раздражителей оценивали интенсивность боли и неприятные ощущения. Вторая (после обучения медитации) сессия сканирования была идентична первой, однако следует отметить, что благодаря обучению медитации способность испытуемых сосредотачиваться на ощущениях своего дыхания, одновременно уменьшая влияние отвлекающих факторов, суждений и эмоциональных реакций, по-видимому, была улучшена. Итак, с точки зрения инструкций условия совпадали до начала обучения и после, но отличались с точки зрения способности индивида занимать нейтральную позицию к болевому раздражителю.

Zeidan и др. (2011) сообщают о значительных изменениях у всех испытуемых в средних оценках интенсивности и ощущении неприятности боли между ATB (до обучения) и медитацией (после обучения), как это можно видеть на Рис. 2. Вторая сессия МРТ во время медитации показала значительное снижение вызванного болью кровотока (CBF) в контралатеральной первичной соматосенсорной коре по сравнению с нейтральным состоянием (rest). Вызванное тренировкой уменьшение интенсивности боли коррелировало с активностью в правой передней извилине и MCC, которая характерна для медитации независимо от наличия болевой стимуляции. Также вызванное тренировкой уменьшение ощущения неприятности во время медитации коррелировало с активацией орбитофронтальной коры (OFC, orbitofrontal cortex) и деактивацией таламуса.

Использование ASL было значимым элементом в исследовании Zeidan и др. (2011). Несмотря на то, что ASL имеет ограниченное пространственное и временное разрешение по сравнению с BOLD fMRI (blood-oxygen-level-dependent imaging), этот метод хорошо подходит для изучения нейромеханизмов, посредством которых медитация может влиять на клинические состояния боли. Одна из причин заключается в том, что сигнал ASL чувствителен к перфузии, а не к оксигенации крови, и поэтому не подвержен медленным дрейфовым артефактам, которые возникают в экспериментах с BOLD fMRI, когда интервалы времени стимулов и задач превышают 1 минуту. Это делает ASL идеальным инструментом для изучения как хронической боли, так и медитации, которые демонстрируют продолжительную нейрональную активность. Недавнее применение ASL для мониторинга динамических изменений CBF в течение нескольких минут в модели мышечной боли (Owen и др., 2010) подтверждает пригодность ASL для изучения естественно возникающих состояний боли. Исследование Zeidan и его коллег (2011) демонстрирует преимущество применения ASL для изучения медитации, поскольку авторы смогли использовать более длительные функциональные интервалы времени (например, блоки термической стимуляции продолжительностью 5 минут и 55 секунд) для изучения устойчивого медитативного состояния. В совокупности эти исследования предполагают, что изучение влияния устойчивого медитативного состояния на естественно возникающую боль может быть перспективным и клинически значимым применением ASL в будущем.

Исследование Zeidan и др. (2011) расширяет наше понимание нейромеханизмов, посредством которых краткосрочная медитативная тренировка может влиять на восприятие боли. Авторы предполагают, что медитация изменяет восприятие боли через несколько механизмов, некоторые из которых могут быть общими для других форм когнитивного воздействия на боль (например, переоценка, ощущение контроля, ожидание облегчения и т.д.). Дать точную характеристику когнитивным и биологическим механизмам, благодаря которым медитация особым образом влияет на боль, является хорошим стимулом для будущих исследований.

Когнитивный механизм, считающийся уникальным для практики медитации, заключается в сочетании повышенного внимания и снижения негативной оценки. Поскольку передняя инсула и MCC, как известно, играют роль в обнаружении значимости и подготовке двигательных реакций (Menon и Uddin, 2010), увеличенная активация в этих областях может представлять собой нейронную структуру для усиления концентрации внимания к восприятию значимых аспектов боли. Учитывая, что концентрация внимания и сопутствующая активация в этих двух областях обычно связаны с усилением ощущения боли, вывод о том, что активация в этих областях как-то связана с уменьшением интенсивности боли кажется контринтуитивным, однако он согласуется с результатами исследования, которые получил Grant с коллегами (2011), работая с опытными практиками медитации.

Так как концентрация внимания, а также активация в MCC и инсуле, как ожидается, должны усиливать ощущение боли, то ключом к уже известному анальгетическому эффекту, который появляется благодаря обучению практике медитации, может быть снижение эмоциональных и оценочных реакций, возникающих одновременно с концентрацией внимания и активностью в MCC и инсуле. В связи с этим, следует отметить, что как Zeidan и др. (2011), так и Grant и др. (2011) обнаружили активационные паттерны в областях, связанных с подавлением негативных эмоциональных реакций (Ochsner и Gross, 2005). Grant и др. (2011) обнаружили функциональное разобщение в передней дорсолатеральной коре (dlPFC) и цингулате, которое они связывают с расхождением между вниманием к боли и оценкой боли. Zeidan с коллегами (2011) обратили внимание на обратную корреляцию между активацией OFC (орбитофронтальной коры) и оценкой ощущения неприятности, которая была связана с изменением в обработке переживаний удовольствия и вознаграждения. Степень согласованности между этими исследованиями указывает на то, что медитативные практики действительно могут снижать боль через особый нейромеханизм, который соответствует концентрации внимания и ослаблению оценочных и эмоциональных реакций.

Хотя эти паттерны активации согласуются с предполагаемыми когнитивными механизмами, которые характерны для практики медитации, подтвердить эти механизмы эмпирически предстоит будущим исследованиям. Было показано, что медитация приносит когнитивные преимущества (Lutz и др., 2008), но не следует предполагать, что эти эффекты возникают у всех людей или что они являются механизмом, посредством которого медитативная тренировка влияет на восприятие боли. Например, важно отметить, что Zeidan и его коллеги (2011) обнаружили, что после медитативной тренировки неприятные ощущения уменьшились примерно на 57%, но самооценка погружения в медитацию повысилась только на 14%. Хотя психометрические факторы могут объяснить это несоответствие, нельзя просто так считать, что изменения в восприятии боли могут быть полностью отнесены к медитации. Необходимо сочетать восприятие боли с хорошо зарекомендовавшими себя когнитивными задачами, которые манипулируют вниманием и измеряют его концентрацию, а также аффективные реакции на боль, чтобы установить связь изменений в самоотчете и нейрональной активностью с предполагаемыми когнитивными механизмами, которые возникают при обучении медитации.

Недостатком исследования Zeidan и др. (2011) с точки зрения проверки специфической для медитации механики является отсутствие контрольной группы с активным лечением. Существует много споров о том являются ли преимущества конкретных психотерапевтических вмешательств результатом когнитивных факторов, специфичных для этих видов терапии, или факторов, таких как ожидание эффективности, которые характерны для всех эффективных методов лечения (Wampold и др., 1997). Как показано в исследованиях эффекта плацебо относительно анальгезии, сильная вера в заявленные преимущества лечения, такого как медитация, может оказывать прямое влияние на восприятие и обработку сигналов боли (Wiech и др., 2008). Кроме того, такие убеждения могут привести к неосознанным предубеждениям в отношении самоотчета, которые будут соответствовать заявленным преимуществам (например, снижению оценок неприятных ощущений). Сравнение медитации с психотерапевтическими вмешательствами, которые не содержат специфичных для медитации компонентов, но в остальном совпадают по общим факторам, таким как степень вовлеченности пациента в процесс и убежденности в эффективности метода, позволит получить более точное понимание степени, в которой механизмы медитации отличаются от других форм когнитивной модуляции боли.

В заключение, Zeidan и др. (2011) предоставили важные сведения о нейронных механизмах, с помощью которых медитация изменяет восприятие боли. Исследование особенно многообещающее с точки зрения клинической нейронауки, поскольку наблюдаемые эффекты вызваны клинически обоснованным краткосрочным обучением медитации. Так как медитация и хроническая боль представляют собой трудности для традиционной функциональной нейровизуализации, использование ASL в настоящем исследовании также весьма многообещающе. Однако по мере того, как научные исследования медитативной практики продолжают расширяться, ключевой задачей будет определение степени, в которой изменения как в переживании боли, так и в связанной с ней мозговой активностью обусловлены когнитивными и биологическими механизмами, характерными для медитации.

★★★★★

Последнее исправление: papin-aziat (всего исправлений: 2)

Ответ на: комментарий от dvetutnev

Мысль определяет эмоции

Физиологи это конечно со временем опровергли

Как это, совсем?

Если на что-то мы не можем влиять, то мы можем влиять на восприятие этого. Медитация это про самоконтроль разума через наблюдение, так что в эту концепцию вписывается прекрасно.

То есть способность изменять массу мозга с помощью ментальных упражнений это «на что-то мы не можем влиять»?

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от vaddd

У этих был устаревший на сегодня трансляционизьм, где они что-то передавали, а здесь научно доказанное торжество духа над материей, – это вообще о разном.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от s-warus

или ударить молотком по пальцу, чтобы зубы не болели

Ну вообще-то нет, болеть будут и пальцы и зубы.

anc ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от vaddd

У тебя в этой теме трудности с терминологией. Гуглить самовнушение и осознанность. Думать, найти разницу, сделать выводы.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от vvn_black

У научрука были проблемы с зубами, лечил он их стаканом водки с перцем и солью, говорил, так желудок сворачивает, что про зубы забываешь.

Ну тоже вариант удаления гланд через попу. Водкой же только полощут зубы, а не глотают её, а зачем там перец и соль аааще не понятно... Видимо перепутал сбивание температуры с лечением зубов.

anc ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Вы зря пытаетесь навязать свое понимание происходящего через термины - для этого вам сначала надо научиться применять их к месту

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Знание разницы вам никак не помогает. Вы пытаетесь впихнуть происходящее в свой набор терминов, а это и происходящее неполноценно описывает, и вас к ложным выводам приводит.

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Вам кажется, что вы знаете, но на самом деле это у вас самовнушенная убежденность, держащаяся лишь на том, что от нее ничего не зависит и всем на нее плевать )

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Я пытался в меру возможности вам помочь, но вам слишком уютно в плену собственных убеждений-заблуждений

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

А сейчас разговор непредметный. Вы уверяете, что все знаете, я посмеиваюсь. Скажите что-нибудь конкретное, так и быть, зайду к Вике.

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от vaddd

Нейронаука. Медитация. Боль

Интересно то, что встречаются утверждения похожие отчасти на правду.
В этих «теориях» понятия души нет.
Всё лихо закручено в некую физиологическую модель ...

Что здесь обсуждать то?

Forum0888
()
Ответ на: комментарий от Forum0888

Интересно то, что встречаются утверждения похожие отчасти на правду. В этих «теориях» понятия души нет. Всё лихо закручено в некую физиологическую модель …

Что здесь обсуждать то?

Тем более, что и души нет, и модель скучная

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Как это? 15 душ, у них это подопытные называются.

15 душ - это ни о чем. У моей прапрапрабабушки в Вятской губернии и то 200 было

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от vaddd

Я те выдал дорожную карту по самообразованию и саморазвитию, но ты меня не услышал. Доживай как есть.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от vaddd

Шутка

Вспомнилось произведение Гоголя «Мёртвые души».

Forum0888
()
Ответ на: комментарий от vaddd

Шутка

Sorry, настроение хорошее.

Тем более, что и души нет,

Это да, многие не имеют таковой.

А почему нет?

Потому, что земля плоская.

Forum0888
()
Последнее исправление: Forum0888 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от vaddd

Предполагал и как всегда ошибся. Врачей я оставляю доживать как есть, при условии, что по дверь они не серут, а санитары иногда коррекции поддаются.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от vaddd

В вику сходи по другому поводу (правда там наврут неосиляторы, но хоть что-то для затравки). Разберись, чем осознанность (медитация) отличается от самовнушения (феноменом которого пользуются ныне уже малограмотные, думающие, что внушают). И пусть тебя не вводят в заблуждение общие для этих феноменов моменты.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Как я и говорил - вы зря пытаетесь играть в термины, не умея их применять. Зря пытаетесь противопоставлять осознанность и самовнушение - это как теплое и мягкое, они друг другу не противоречат. Более того, пытаться сводить медитацию к чему-то одному из этого - вообще смешно. Займитесь чем-нибудь более подходящим для вас, чем-нибудь попроще

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от mydibyje

Что может быть проще, чем постить тупняк на ЛОРе?

Не постить тупняк на ЛОРе?

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Не волнуйтесь, если у вас закружится голова - я вас подстрахую

vaddd ★☆
()
Закрыто добавление комментариев для недавно зарегистрированных пользователей (со score < 50)