LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Нейронаука. Медитация. Боль

 


0

1

Источник: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6623400/

Неужели медитация способна уменьшить боль, используя особый нейромеханизм?

Исследование нейронаукой медитативных практик уже давно привлекает внимание ученых. В частности, интерес представляет необычное сочетание научных методов Запада и мистической традиции Востока. Однако возникает вопрос, касающийся полезности такого исследования для клинической и терапевтической практики. Исследования механизмов боли – идеальная площадка, чтобы это проверить. Многие виды хронической боли упорно сопротивляются лечению, направленному на устранение сенсорной составляющей, что заставляет фокусировать внимание на возможности облегчения страданий путем изменения эмоциональных и оценочных компонентов боли. Медитативные практики, направленные на концентрацию внимания на текущих переживаниях и на понижение оценочных и эмоциональных реакций, как будто специально созданы для этой задачи.

Несколько исследований уже продемонстрировали положительный эффект медитации для хронической и острой боли. Большинство из них подтверждают влияние медитации на эмоциональные и оценочные аспекты (McCracken и др., 2007; Morone и др., 2008; Perlman и др., 2010), а некоторые также показывают влияние на порог чувствительности (Grant и др., 2010 и 2011) и интенсивность восприятия боли (Grant и Rainville, 2009). Исследование биологических механизмов таких методов улучшает наше понимание эндогенной регуляции боли и может увеличить наши возможности в лечении болевых расстройств.

Недавнее исследование опытных практиков медитации показывает, что интенсивная тренировка определенных когнитивных способностей может приводить к утолщению кортикальных областей, связанных с обработкой болевых ощущений, включая межполушарный центральный кортекс (MCC, midcingulate cortex) и вторичный соматосенсорные кортексы (Grant и др., 2010). Изучение потенциалов, связанных с реакцией на события во время ожидания боли, показало, что долгосрочная практика медитации изменяет предварительную оценку и нейрональную обработку боли в MCC и других областях, отвечающих за болевые ощущения (Brown и Jones, 2010). Функциональная нейровизуализация показала, что во время болевых ощущений практикующие имели сниженную активацию амигдалы, гиппокампа, эмоциональных и оценочных областей передней коры головного мозга, а также увеличенную активацию в MCC, таламусе и инсуле (Grant и др., 2011). Кроме того, измененная чувствительность к боли была связана со снижением функциональной связи между MCC и dlPFC (дорсолатеральная префронтальная кора). Grant и др. (2011) истолковали эти результаты как согласующиеся с целями медитации, которые заключаются в увеличении внимания к текущему сенсорному опыту (в данном случае, боли), при одновременном снижении эмоциональных и оценочных реакций.

Данные, полученные из исследования опытных практиков, представляют огромный теоретический интерес, так как они демонстрируют, что интенсивная тренировка определенных когнитивных способностей может приводить к нейропластичности, которая будет полезной для медицины. Однако, уровень натренированности исследуемых практиков находится за пределами того, что способны достичь люди, страдающие от хронической боли, что поднимает вопрос о том, могут ли кратковременные медитативные практики изменить способ обработки и восприятия боли.

В связи с этим, Zeidan и др. (2011) сделали важный шаг вперед, опубликовав свое недавнее исследование в The Journal of Neuroscience. Zeidan и др. (2011) сканировали 15 здоровых добровольцев с использованием метода пульсирования артериальной маркировки спинов (ASL, arterial spin labeling. Последовательность импульсов МРТ, которая предоставляет количественную оценку кровотока в мозге [CBF, cerebral blood flow] с использованием воды в качестве индикатора потока). Сессии сканирования проходили до и после краткосрочного обучения медитации, состоящего из четырех сеансов по 20 минут в последовательные дни. При первом сканировании (до обучения медитации) испытуемым подавали неприятные (49°C) и нейтральные (35°C) тепловые раздражители в контрольных условиях: нейтральное состояние внимания (rest) и с концентрацией внимания на дыхании (ATB, attention-to-breath). После каждой серии подачи неприятных тепловых раздражителей оценивали интенсивность боли и неприятные ощущения. Вторая (после обучения медитации) сессия сканирования была идентична первой, однако следует отметить, что благодаря обучению медитации способность испытуемых сосредотачиваться на ощущениях своего дыхания, одновременно уменьшая влияние отвлекающих факторов, суждений и эмоциональных реакций, по-видимому, была улучшена. Итак, с точки зрения инструкций условия совпадали до начала обучения и после, но отличались с точки зрения способности индивида занимать нейтральную позицию к болевому раздражителю.

Zeidan и др. (2011) сообщают о значительных изменениях у всех испытуемых в средних оценках интенсивности и ощущении неприятности боли между ATB (до обучения) и медитацией (после обучения), как это можно видеть на Рис. 2. Вторая сессия МРТ во время медитации показала значительное снижение вызванного болью кровотока (CBF) в контралатеральной первичной соматосенсорной коре по сравнению с нейтральным состоянием (rest). Вызванное тренировкой уменьшение интенсивности боли коррелировало с активностью в правой передней извилине и MCC, которая характерна для медитации независимо от наличия болевой стимуляции. Также вызванное тренировкой уменьшение ощущения неприятности во время медитации коррелировало с активацией орбитофронтальной коры (OFC, orbitofrontal cortex) и деактивацией таламуса.

Использование ASL было значимым элементом в исследовании Zeidan и др. (2011). Несмотря на то, что ASL имеет ограниченное пространственное и временное разрешение по сравнению с BOLD fMRI (blood-oxygen-level-dependent imaging), этот метод хорошо подходит для изучения нейромеханизмов, посредством которых медитация может влиять на клинические состояния боли. Одна из причин заключается в том, что сигнал ASL чувствителен к перфузии, а не к оксигенации крови, и поэтому не подвержен медленным дрейфовым артефактам, которые возникают в экспериментах с BOLD fMRI, когда интервалы времени стимулов и задач превышают 1 минуту. Это делает ASL идеальным инструментом для изучения как хронической боли, так и медитации, которые демонстрируют продолжительную нейрональную активность. Недавнее применение ASL для мониторинга динамических изменений CBF в течение нескольких минут в модели мышечной боли (Owen и др., 2010) подтверждает пригодность ASL для изучения естественно возникающих состояний боли. Исследование Zeidan и его коллег (2011) демонстрирует преимущество применения ASL для изучения медитации, поскольку авторы смогли использовать более длительные функциональные интервалы времени (например, блоки термической стимуляции продолжительностью 5 минут и 55 секунд) для изучения устойчивого медитативного состояния. В совокупности эти исследования предполагают, что изучение влияния устойчивого медитативного состояния на естественно возникающую боль может быть перспективным и клинически значимым применением ASL в будущем.

Исследование Zeidan и др. (2011) расширяет наше понимание нейромеханизмов, посредством которых краткосрочная медитативная тренировка может влиять на восприятие боли. Авторы предполагают, что медитация изменяет восприятие боли через несколько механизмов, некоторые из которых могут быть общими для других форм когнитивного воздействия на боль (например, переоценка, ощущение контроля, ожидание облегчения и т.д.). Дать точную характеристику когнитивным и биологическим механизмам, благодаря которым медитация особым образом влияет на боль, является хорошим стимулом для будущих исследований.

Когнитивный механизм, считающийся уникальным для практики медитации, заключается в сочетании повышенного внимания и снижения негативной оценки. Поскольку передняя инсула и MCC, как известно, играют роль в обнаружении значимости и подготовке двигательных реакций (Menon и Uddin, 2010), увеличенная активация в этих областях может представлять собой нейронную структуру для усиления концентрации внимания к восприятию значимых аспектов боли. Учитывая, что концентрация внимания и сопутствующая активация в этих двух областях обычно связаны с усилением ощущения боли, вывод о том, что активация в этих областях как-то связана с уменьшением интенсивности боли кажется контринтуитивным, однако он согласуется с результатами исследования, которые получил Grant с коллегами (2011), работая с опытными практиками медитации.

Так как концентрация внимания, а также активация в MCC и инсуле, как ожидается, должны усиливать ощущение боли, то ключом к уже известному анальгетическому эффекту, который появляется благодаря обучению практике медитации, может быть снижение эмоциональных и оценочных реакций, возникающих одновременно с концентрацией внимания и активностью в MCC и инсуле. В связи с этим, следует отметить, что как Zeidan и др. (2011), так и Grant и др. (2011) обнаружили активационные паттерны в областях, связанных с подавлением негативных эмоциональных реакций (Ochsner и Gross, 2005). Grant и др. (2011) обнаружили функциональное разобщение в передней дорсолатеральной коре (dlPFC) и цингулате, которое они связывают с расхождением между вниманием к боли и оценкой боли. Zeidan с коллегами (2011) обратили внимание на обратную корреляцию между активацией OFC (орбитофронтальной коры) и оценкой ощущения неприятности, которая была связана с изменением в обработке переживаний удовольствия и вознаграждения. Степень согласованности между этими исследованиями указывает на то, что медитативные практики действительно могут снижать боль через особый нейромеханизм, который соответствует концентрации внимания и ослаблению оценочных и эмоциональных реакций.

Хотя эти паттерны активации согласуются с предполагаемыми когнитивными механизмами, которые характерны для практики медитации, подтвердить эти механизмы эмпирически предстоит будущим исследованиям. Было показано, что медитация приносит когнитивные преимущества (Lutz и др., 2008), но не следует предполагать, что эти эффекты возникают у всех людей или что они являются механизмом, посредством которого медитативная тренировка влияет на восприятие боли. Например, важно отметить, что Zeidan и его коллеги (2011) обнаружили, что после медитативной тренировки неприятные ощущения уменьшились примерно на 57%, но самооценка погружения в медитацию повысилась только на 14%. Хотя психометрические факторы могут объяснить это несоответствие, нельзя просто так считать, что изменения в восприятии боли могут быть полностью отнесены к медитации. Необходимо сочетать восприятие боли с хорошо зарекомендовавшими себя когнитивными задачами, которые манипулируют вниманием и измеряют его концентрацию, а также аффективные реакции на боль, чтобы установить связь изменений в самоотчете и нейрональной активностью с предполагаемыми когнитивными механизмами, которые возникают при обучении медитации.

Недостатком исследования Zeidan и др. (2011) с точки зрения проверки специфической для медитации механики является отсутствие контрольной группы с активным лечением. Существует много споров о том являются ли преимущества конкретных психотерапевтических вмешательств результатом когнитивных факторов, специфичных для этих видов терапии, или факторов, таких как ожидание эффективности, которые характерны для всех эффективных методов лечения (Wampold и др., 1997). Как показано в исследованиях эффекта плацебо относительно анальгезии, сильная вера в заявленные преимущества лечения, такого как медитация, может оказывать прямое влияние на восприятие и обработку сигналов боли (Wiech и др., 2008). Кроме того, такие убеждения могут привести к неосознанным предубеждениям в отношении самоотчета, которые будут соответствовать заявленным преимуществам (например, снижению оценок неприятных ощущений). Сравнение медитации с психотерапевтическими вмешательствами, которые не содержат специфичных для медитации компонентов, но в остальном совпадают по общим факторам, таким как степень вовлеченности пациента в процесс и убежденности в эффективности метода, позволит получить более точное понимание степени, в которой механизмы медитации отличаются от других форм когнитивной модуляции боли.

В заключение, Zeidan и др. (2011) предоставили важные сведения о нейронных механизмах, с помощью которых медитация изменяет восприятие боли. Исследование особенно многообещающее с точки зрения клинической нейронауки, поскольку наблюдаемые эффекты вызваны клинически обоснованным краткосрочным обучением медитации. Так как медитация и хроническая боль представляют собой трудности для традиционной функциональной нейровизуализации, использование ASL в настоящем исследовании также весьма многообещающе. Однако по мере того, как научные исследования медитативной практики продолжают расширяться, ключевой задачей будет определение степени, в которой изменения как в переживании боли, так и в связанной с ней мозговой активностью обусловлены когнитивными и биологическими механизмами, характерными для медитации.

★★★★★

Последнее исправление: papin-aziat (всего исправлений: 2)

Очень много слов. Но даже когда дитенку мамка говорит что-нибудь типа «Не плачь, куплю калач» - боль уменьшается ) Гдавное - отвлечься

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от s-warus

У научрука были проблемы с зубами, лечил он их стаканом водки с перцем и солью, говорил, так желудок сворачивает, что про зубы забываешь.

vvn_black ★★★★★
()
Последнее исправление: vvn_black (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Для современного человека, ‘измученного’ клиповым мышлением, необходимо вставлять в текст краткое пояснение/содержание для тех, кто TLDR (ниасилил, многабукаф). :)

krasnh ★★★
()
Ответ на: комментарий от krasnh

Перед тонной текста давать тезисно содержание придумали задолго до появления первых клипов. Так что не надо вот про «современного» человека и «клиповое мышление».

Upd. Если только под «современным» вы не имеете в виду Homo Sapiens.

vvn_black ★★★★★
()
Последнее исправление: vvn_black (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Ты хочешь знать ответ на вопрос в заголовке?

Вопрос, какой вопрос, где вопрос?

Вопро́с — форма мысли, выраженная в основном языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию.

В русском языке, если вопрос произносят, то используют вопросительную интонацию, а если пишут, то в конце ставят вопросительный знак и/или используют вопросительные частицы.
vvn_black ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Расскажи это людям с хронической болью, они оценят.

Им и медитация не особо поможет. Морфины, сэр.

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от vaddd

Им и медитация не особо поможет.

Расскажи это тысячам людей, которым уже помогли, создав специальные центры, опираясь на исследования по ссылкам в статье.

Морфины, сэр.

Предложи это людям, которым ещё жить десятки лет, но боль уже не пройдёт.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Конечно интересен, но мне неинтересно просто так ходить по ссылкам и читать плохо структурированный текст.

Я ожидаю от человека, который хочет поделиться информацией выжимку в виде тезисов и ссылку на оригинал. Эссе редко привлекает внимание.

vvn_black ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Расскажи это тысячам людей, которым уже помогли, создав специальные центры, опираясь на исследования по ссылкам в стать

Нет. это вы должны были рассказать. Вас ведь уже повоспитывали в топике. Вы должны писать пост так, как будто вам нужно непременно что-то продать. Чтобы покупатель не ушел, зевнув после второго предложения

Предложи это людям, которым ещё жить десятки лет, но боль уже не пройдёт.

Марихуана, сэр. Читайте исследования

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Знаете, когда во время мигрени отвлекаюсь на прием суматриптана боль постепенно проходит. Не чудо ли это?

PPP328 ★★★★★
()

тред читал один абзац. Ласковое слово и нервная система перестраивается на приятные импульсы.Хорошие чувства\мысли\покаяние\отказ от зла\... помогут жить хорошо.Убрав источник раздражения мозга.

Gennadevich
()
Ответ на: комментарий от vvn_black

Эссе редко привлекает внимание.

Это перевод обобщающей статьи, ссылка на оригинал дана. Лучше прочитать оригинал.

Я ожидаю от человека, который хочет поделиться информацией выжимку в виде тезисов

Информация настолько сногсшибающая, что заинтересованый прочитает, а остальным это не надо. Не для медика или психотерапевта сама статья может служить лишь толчком к поиску чего-то практического, дальнейшим размышлениям и возможно открытию для себя новых горизонтов.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Это перевод обобщающей статьи, ссылка на оригинал дана. Лучше прочитать оригинал.

Вы уверены, что находитесь в подходящей для этого аудитории?

Информация настолько сногсшибающая, что заинтересованый прочитает, а остальным это не надо.

Даже сногсшибающую можно подать так, что никто не прочтет. Даже если очень надо.

В конце концов, для кого придумали курсив, жирный шрифт, капслок, восклицательные знаки, предварительное обещание чудес?

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от vaddd

Чтобы покупатель не ушел, зевнув после второго предложения

Не беспокоит.

Марихуана, сэр. Читайте исследования

Завязывай фантазировать. Во-первых мало стран, где это работает, во-вторых – это тоже препарат со всеми вытекающими.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Ты хочешь знать ответ на вопрос в заголовке?

А он в простыне точно есть? Вот это хотелось бы знать в первую очередь, до того, как станет мучительно больно за потерянное впустую время.

Nervous ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от vaddd

Вы уверены, что находитесь в подходящей для этого аудитории?

Это может прочитать кто-то, кому надо, а если нет ни одного, то мне пофиг 😉

предварительное обещание чудес

Это всё есть.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Nervous

А он в простыне точно есть?

Нейронаука. Медитация. Боль (комментарий)

Вот это хотелось бы знать в первую очередь, до того, как станет мучительно больно за потерянное впустую время.

Если научные обоснования не интересны и хочешь сразу практиковать, то читать не нужно.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Это перевод Лучше прочитать оригинал.

С учётом того, что ты лепишь отсебятину под видом переводов, действительно, лучше читать оригинал.

frob ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Не беспокоит.

А зачем тогда запостили? Графомании ради?

Во-первых мало стран, где это работает, во-вторых – это тоже препарат со всеми вытекающими.

Что делать, пока надежно работают только препараты. А исследований еть очень много.

Это может прочитать кто-то, кому надо, а если нет ни одного, то мне пофиг

Можете в следующий раз текст зашифровать. Кому надо - тот расшифрует

Это всё есть.

Обещание чудес? В форме робкого предположения? Нет, так вы слона не продадите.

PS. И вообще, чем сопротивляться - лучше просто покайтесь и обещайте в следующий раз исправиться. Вас простят. Вы ведь не со зла.

vaddd ★☆
()
Последнее исправление: vaddd (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от vaddd

А зачем тогда запостили?

Причин сильно больше одной.

пока надежно работают только препараты

Правильно сказать «пока хоть как-то работают только препараты». Далее можно утверждать, что так будет всегда. К сожалению, подавляющее большинство людей не будет ничему учиться даже ради облегчения страданий.

В форме робкого предположения?

Не, тема уже давно работает. Конечно было бы лучше запостить что-то из научпопа, но прикольнее так, здесь же все науку как орехи щелкают 😉

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Раз науку вспомнили, то у неё есть один из отличительных признаков - воспроизводимость.

Т.е., исследователь описав методику получения результата гарантирует, что любой, кто придерживается этой методики получит тот же самый результат.

В вашей области это не так. Психопрактики не гарантируют результат, так как это принято в науке.

vvn_black ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от vvn_black

В вашей области это не так.

Мопед не мой.

Психопрактики не гарантируют результат, так как это принято в науке.

Люди, которые разработали курс в твоей Альма Матер, наверняка имели учёные степени, но результат всегда разный – один стал специалистом, а другой нет. Как быть?

у неё есть один из отличительных признаков - воспроизводимость.

Бери да воспроизводи, кто не даёт?

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Молитвы, пение псалмов, вращение барабанов, йога, потребление стимуляторов, внутренний диалог, аутотренинг - или работают не у всех, либо работают совершенно по разному. Сложно представить, что будет, если молитвы начнут работать у всех.

результат всегда разный – один стал специалистом, а другой нет

А это эксперимент, который или подтверждает или опровергает теорию эффективности высшего образования.

vvn_black ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от vvn_black

или работают не у всех, либо работают совершенно по разному.

Ну вот у 15 подопытных сработало более менее одинаково.

Молитвы, пение псалмов, вращение барабанов, йога, потребление стимуляторов, внутренний диалог, аутотренинг

АТ, полагаю, покажет тоже более менее одинаковый результат, так как он уже хорошо оформлен теоретически и практически. Люди, которые им занимаются, описывают почти всё одинаково и сами выглядят и ведут себя «одинаково», хотя есть нюансы, но они касаются внутренних ощущений, а на мониторе картинка была бы одинаковой, уверен.

Кстати, про молитвы. Я где-то читал про похожее по сути исследование каких-то монахинь. Их во время молитвы изучали и там тоже были какие-то общие паттерны, но убей не помню откуда дровишки.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от vvn_black

А это эксперимент, который или подтверждает или опровергает теорию эффективности высшего образования.

Нет. Смысл образования доказан эмпирически – это более менее постоянный приток специалистов при известных экономических, культурных и политических условиях.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика

Что там? Очередной эффект плацебо натягивают на глобус?

ya-betmen ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Ну вот у 15 подопытных сработало более менее одинаково.

Вы уж простите мой скепсис и невежество в оценке данного исследования, но это не из той же серии, что опрос посетителей бакалейного отдела показал, что много людей регулярно употребляет алкоголь?

vvn_black ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от vvn_black

Прощаю. В результате этих исследований нет вопросов работает это или нет, остались только традиционные для науки вопросы про более точное описание деталей, на которые предстоит ответить в будущем.

Для наблюдателей не из науки всё ещё проще. Они и так знают, что это работает, причём лет этак несколько тыщь, но прикольно узнать и всякие нейроподробности.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика

В целом охотно верю. С весны практикую медитации и мне очень запомнился момент, что я обжегся горячей ложкой и машинально сфокусировал внимание на ощущениях и дыхании. И, внезапно, боль прошла. Стало немного страшно, что будет если сделать это до того как положил ложку на стол :-)

Ещё с усталостью можно работать. Тоже интересный эффект. Карабкаешься по тропинке в гору. И чувствуешь что выдохся из сил. Вдох выдох просканировал мышцы, где усталость, где боль. И, внезапно, ебошишь дальше, я даже не присел как изначально хотел.

Напрашивается аналогия, что телесные ощущения как непрочитвнные сообщения. А медитации как кнопка «отметить все как прочитанные». В отличии от игнорирование и убегания от ощущений - реально работает.

KivApple ★★★★★
()

Краткий пересказ этой портянки от робота

Основные моменты статьи:

- Исследование нейробиологических механизмов боли - важная задача для клинической и терапевтической практики.

- Медитация положительно влияет на эмоциональные и оценочные аспекты боли. Некоторые исследования показывают влияние на порог чувствительности.

- Исследование Zeidan et al. (2011) с использованием ASL показало, что краткосрочная медитативная тренировка уменьшает интенсивность и неприятность болевых ощущений.

- Эффект медитации связан с активацией префронтальной коры и деактивацией таламуса и лимбических структур.

- Тренировка концентрации внимания во время медитации может приводить к нейропластичности, полезной для медицины.

- Необходимы дальнейшие исследования механизмов и клинического применения медитативных практик для лечения хронической боли.

--
Claude - Anthropic [23608 символов]

theurs ★★
()
Ответ на: комментарий от theurs

И пересказ оригинала

Основные моменты статьи:

- Изучение нейробиологических механизмов боли важно для клинической практики и терапии.

- Медитация положительно влияет на эмоциональное восприятие и оценку боли. Некоторые исследования показали влияние на порог болевой чувствительности.

- Исследование Zeidan et al. (2011) с использованием метода ASL продемонстрировало, что краткосрочные медитативные практики уменьшают интенсивность и неприятность болевых ощущений.

- Эффект медитации связан с активацией префронтальной коры и деактивацией таламуса и лимбических структур.

- Тренировка концентрации внимания во время медитации может приводить к нейропластичности, что важно для медицины.

- Необходимы дальнейшие исследования механизмов и клинического применения медитативных практик для лечения хронической боли.

--
Claude - Anthropic [15309 символов]

theurs ★★
()
Ответ на: комментарий от theurs

Ну вот, а кто-то там кукарекал, что я несу отсебятину 😁

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от vvn_black

стаканом водки с перцем и солью

Русская медитация)

goingUp ★★★★★
()

В начале было слово. И это слово было Бек. И сказало слово:

Мысль определяет эмоции

Физиологи это конечно со временем опровергли, но как частное решение эта концепция дает очень хорошие результаты. Если на что-то мы не можем влиять, то мы можем влиять на восприятие этого. Медитация это про самоконтроль разума через наблюдение, так что в эту концепцию вписывается прекрасно.

dvetutnev
()
Закрыто добавление комментариев для недавно зарегистрированных пользователей (со score < 50)