А почему нет? Понятное дело, что кто-то должен смотреть/слушать со сторны и корректировать, но перед тем как пойти на какой-нибудь тренинг, хочется знать базу, поэтому и спросил о литературе.
То, что я видел, было всё очень даже ок и не только с дикцией. Очень грамотный преподнос: паузы, держащие слушателей в предельном напряжении, интонация, жестикуляция, очень грамотно подобраны слова. Правда я не совсем в курсе готовился Гитлер к выступлению или у него уже были предварительно набитые скиллы.
если у тебя мозг достаточно шустро работает, то с генерацией текста проблем быть не должно. по дикции полно учебников и видео в инете. дикция - главная проблема большинства выступающих. даже профессиональные дикторы страдают разными искажениями речи и иногда их бывает просто противно слушать. дикцию можно поставить с преподавателем. думаю, займёт месяца два-три, если заниматься старательно.
ну, понятно, что неуверенных личностей, сутуло стоящих на сцене и мямлящих что-то себе под нос, не спасёт даже дикция. вот тут приводили в пример разных политических лидеров. и дикция у них была ужасная, надо сказать. но они брали напором и уверенностью.
но дикция тоже важна. причём не только для слушателей, но и для самого оратора. правильно поставленный голос позволяет без физических усилий и перенапряжения говорить громко и чётко часами. обычный неподготовленный человек осипнет через полчаса активного монолога. если речь поставлена, это избавляет от типичных ошибок и голос не садится даже при больших ежедневных нагрузках (например, преподаватели, лекторы, профессиональные дикторы, ведущие передач).
Я не это имел ввиду. Я написал что без уверенности в себе хорошей дикции не будет. Человек просто будет сам себя подавлять, что бы не подвергаться атаке окружающих.
Когда же он внутрене согласится с возможностью быть атакованым и встанет против этого с полной грудью, то логоневроз прекратится. Не случайно сталин показывал на зал трубкой, а Ленин размахивал руками.
бывает и такое. но с такими комплексами, наверное, уже не к лингвисту, а к психоаналитику надо идти. у меня в школе была подружка, которая не умела отвечать у доски. причём когда мы с ней общались, она всё отлично знала и спокойно могла объяснить. но когда её вызывали к доске, у неё случался какой-то ступор и паралич и она не могла выдавить ни слова, поэтому часто получала незаслуженные двояки. это что-то психологическое, у меня, например, такого никогда не было. я спокойно могу выступить перед большой аудиторией, даже без подготовки, экспромтом. хотя перед концертами, пока сижу и жду своего выступления, бывает мандраж, но как только я выхожу на сцену - он куда-то исчезает. наверное, это просто опыт выступлений на сцене с детства. с маханием руками надо сознательно бороться. это тоже своего рода паразитные зажимы. можно перед зеркалом выступать или на камеру себя писать, чтобы заметить и убрать повторяющиеся автоматические движения. они бывают неконтролируемые, поэтому надо больше сознательности проявлять, пока не привыкнешь двигаться нормально. а некоторые, наоборот, стоят как стойкий оловянный солдатик, руки по швам и боятся пошевелиться. разные крайности бывают. но по движению на сцене есть отдельные классы и это целая наука.
системы усиления только усиливают, в том числе и все недочёты дикции. причём становятся слышны даже мелкие косяки. с микрофоном, кстати, тоже надо уметь обращаться. а бывают ещё старые заплёванные микрофоны, в которые надо орать очень громко, чтобы хоть что-то было слышно. обычно такие во всяких ДК и прочих публичных заведениях.
если у тебя мозг достаточно шустро работает, то с генерацией текста проблем быть не должно
с генерацией текста проблем нет, но не могу сказать, что голова работает быстро :)
по дикции полно учебников и видео в инете. дикция - главная проблема большинства выступающих
я пошёл иным путём, у меня есть знакомая, которая работает на радио. Она дала несколько упражнений, которые ставят голос и выпрямляют язык. Но поставленный голос звучит как-то совсем непривычно.
В принципе, меня интересует сама техника ведения выступления: жесты, мимика, тональность, движения и т.д.
возьми какую-нибудь камеру (хотя бы веб) и выступай перед ней. записывай и смотри. как только тебя перестанет тошнить от собственного вида и голоса - значит, можно показать записи кому-то ещё :)