LINUX.ORG.RU

Предмет исследования vs Объект исследования

 


0

2

Слово «предмет» появилось в русском языке в результате калькирования, то есть заимствования из другого языка путем буквального перевода структуры слова.
Макс Фасмер сообщает
Было латинское слово objectus, a, um означющее «лежащий впереди».
«предмет» калькирует латинское objectum через польское (нет ли здесь нацпола?) слово przedmiot
где приставка ob- переведена как пред-, корень ject как -мет-(от метать). Окончание -um было отброшено и в результате в сумме отдельных слагаемых возникло новое слово «предмет».

Латинскоеслово «objectum» и русское «предмет» стали хрестоматийным учебным примером прямого калькирования иноязычного слова в водных курсах языковедения.

Различие между объектом и предметом возникло позднее, в связи с исследованиями в области гносеологии.
сейчас устоялось такое понимание, что «Предмет – целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания»

Что такое «целостность»?
Почему Вы считаете, что устоялось именно «понимание», а не «непонимание»?

Отличие предмета от объекта трудноуловимо. Оно всегда доставляет массу головной боли студентам. И кажется, что преподаватели всегда знают отличия предмета и объекта на зубок. В двадцатый раз они объясняют тебе, и всё вроде бы понятно, но когда принимаешься за очередной реферат, понимаешь, что опять забыл, чем же отличается предмет от объекта.

Знаем два типа связей между понятиями:
1) целое и частное (композиция/декомпозиция)
2) общее и частное (абстрагирование/конкретизация)

И тут разные люди начинают по-разному связывать «объект» и «предмет» в разных контекстах.

Итак:
чем предмет исследования отличается от объекта исследования?
Насколько велика разница в значениях слов «предмет» и «объект» и целесообразно ли в связи с этим использовать эти два термина, вместо одного?

До философии добрался?

Нам объясняли просто: предмет - это сущность, выделенная человеком в ходе познания из всего универсума, а объект - это независимо от человека существующая сущность, на которую человек может обратить внимание в ходе процесса познания. Дальше не углублялись, пожалели.

abraziv_whiskey ★★★★★ ()

Объект - это то, что ты исследуешь, предмет - то, насчёт чего ты его исследуешь. Не?

MageasteR ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от MageasteR

Я тебе таких определений сам могу понаписать:

В. Даль: «Объект, предмет, субъект. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы зрителем; субъективные чувствуются самимъ предметомъ». «Предметъ – все, что представляется чувствамъ. «Предметъ сочинения – основа, смысл его» [ Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. М., 1979. С. 635; Т. 3. С. 386 (сохранена орфография дореволюционного издания). ]

С. И. Ожегов: «Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-н. деятельность. Объект изучения». «Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие» [ Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1960. С. 428, 570.]

Н. Е. Яценко: «Объект – 1. В философии – всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле – предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность». «Предмет – 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство» [ Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999. С. 280, 330. ]

ты на вопросы ответь...

Indaril_Shpritz ()
Ответ на: комментарий от MageasteR

в том что их много и они разные. То что они разные - с первого взгляда незаметно, но как до дела доходит, взгляд обязательно не совпадает со взглядами одного или другого преподавателя.

Поэтому надо иметь свою точку зрения и уметь аргументированно показывать, чем своя точка зрения лучше всех остальных.

Indaril_Shpritz ()
Ответ на: комментарий от Indaril_Shpritz

Ииии? У тебя нет своей точки зрения и ты пришёл на ЛОР попросить её у кого-нибудь погонять?

MageasteR ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от MageasteR

да-да-да, ты всё правильно понял. Я именно что хочу, чтобы другие участники высказали свои точки зрения, пообсуждали отличия, в идеале сформировали что-то консенсусно-приемлемое с точки зрения айтишников.
Со своей стороны готов в обсуждении принять самое активное участие.

Indaril_Shpritz ()

В большинстве случаев предмет и объект — синонимы. Одно слово ісконно-славянское, второе латинское.

Было латинское слово objectus, a, um означющее «лежащий впереди».

А это форменный бред. Макса Фармера надо фигачить учебником латыни, пока не сдохнет в муках. Потому что кто куда кого бросал, определяется приставкой (сравни object, subject, project, reject, eject, conjecture, deject, adject, interject), а не окончанием, окончание вообще связано с морфологией.

В контексте же исследований, допустим, влияния процента картофеля в рационе серых крыс на их ожирение, предметом исследования является влияние процента картофеля в рационе серых крыс на их ожирение, а объектом — эти самые ожиревающие серые крысы.

shimon ★★★★★ ()
Последнее исправление: shimon (всего исправлений: 1)

Беседы с копипастой, том 50.

thesis ★★★★★ ()

Водный курс - это прям плавание в руская языку

minakov ★★★★★ ()

Прикольно. Не интересовался происхождением этих слов, поэтому как-то не парился существованию терминов "предмет исследования" и "объект исследования". Предмет исследования — тематика, объект — он и в Африке объект. Скажем: "предмет исследования — зависимость красного смещения от гравитирующей массы", "объект исследования — Солнце".

Eddy_Em ☆☆☆☆☆ ()
Ответ на: комментарий от shimon

Одно слово ісконно-славянское

нет там ни одного русского слова. "Предмет" по "исконно-славянски" — вещь.

Eddy_Em ☆☆☆☆☆ ()

Предмет исследования - это тема исследования.

а объект исследования - это предмет который ты исследуешь :)

ну, не всегда предмет :), объект исследования - это то что претерпевает на себе твои исследования, если можно так выразиться.

Т.е. вот например работа у тебя называется «исследование поведения мути при расплывании в луже».

Так вот предмет исследования у тебя это поведение мути. Не данной конкретно мути, а мути вообще. Более обще, кому нужна твоя конкретная муть. Людям нужны общие принципы поведения мути в луже, а то как себя ведёт твоя конкретная муть - всем начхать (кроме тебя может быть, ибо тебе с этим гемороится).

А объект исследовния - та конкретная муть которую ты исследуешь в конкретной лужи и то как она расплывается (судя по теме по крайней мере..). Из наблюдения за объектом исследования ты сделаешь выводы, обобщишь их и получишь некоторые данные о предмете исследования.

По моему так.

AndreyKl ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от shimon

В контексте же исследований, допустим, влияния процента картофеля в рационе серых крыс на их ожирение, предметом исследования является влияние процента картофеля в рационе серых крыс на их ожирение, а объектом — эти самые ожиревающие серые крысы.

чаю данному товарищу, очень хороший пример, у меня как то мутно.

AndreyKl ★★★★★ ()

cetjs2, ужик! Ну подправь сразу эти говнотеги!!!

Eddy_Em ☆☆☆☆☆ ()
Ответ на: комментарий от Eddy_Em

А я не говорю об этом вашем угро-финском наречии. Я говорю, что слово «предмет» славянское.

shimon ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от shimon

Я говорю, что слово «предмет» славянское.

Кинь-ка мне какую-нибудь летопись, где есть слово "предмет". Только летопись славянскую, до 10 века. Лучше — до 8 века.

Eddy_Em ☆☆☆☆☆ ()

А что тогда значат объектно ориентированн(ое|ый) (программирование|подход). Что тут является объектом, субъектом, предметом.

Bad_ptr ★★★ ()
Ответ на: комментарий от Eddy_Em

Ну-ка, расскажи мне о том, что польский — не славянский.

shimon ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от AndreyKl

А я вот никак не пойму, с чем (с каким фактором) связано это деление. То-ли это из-за материализма (что исследуем материальное, а структурируем по «предметам» идеальное). То ли это по другим причинам (их тут приводили - объект это про объект, а предмет - это про признаки объекта - типа каждая наука объект исследует со своей стороны). То ли это чтобы разделить познанное и непознанное (выше писали - объекты есть в принципе, а предметами они становятся, когда они попали в сознание человека)

Indaril_Shpritz ()
Ответ на: комментарий от AndreyKl

примеров надо много и разных, чтобы можно было выделить общее и существенное.

а вы приводите однотипные примеры из не полного спектра таких примеров. Т.е. и общее не выделить, и существенное не выделить

Indaril_Shpritz ()

все языки произошли от руского

teod0r ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от shimon

Польский язык появился, когда старославянского уже не стало! А до этого все на одном примерно языке говорили.

Eddy_Em ☆☆☆☆☆ ()
Ответ на: комментарий от Eddy_Em

до этого все на одном примерно языке говорили.

с чего это? Рисуем шкалу времени - чем ближе к нашему времени, тем средства коммуникации лучше и языков меньше. Значит чем дальше в прошлое - тем больше языков.

Indaril_Shpritz ()
Ответ на: комментарий от shimon

Потому что кто куда кого бросал, определяется приставкой ... а не окончанием, окончание вообще связано с морфологией.

Не понял что-то, разве у Фасмера что-то противоречащее этому написано?

alg0rythm ()

Объект дискретен.

Предметом исследования является поведение человека, но объектом человек чее поведение ... или факт характеризующий поаедение.

Наличие объекта подразумевает субъекта наблюдателя.

antares0 ★★★ ()
Ответ на: комментарий от alg0rythm

Ну почитай ОП. Там ахинея про то, что окончание -um означает движение вперёд.

shimon ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Indaril_Shpritz

мы приводим однотипные, по той банальной причине что вопрос именно по этой теме (т.е. именно в исследовании что есть объект а что - предмет).

AndreyKl ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Indaril_Shpritz

А я вот никак не пойму, с чем (с каким фактором) связано это деление.

Конкретно это деление связано с тем что одно дело та конкретная вещь над которой ты (условно)проводишь опыты, а другое дело это то явление которое интересно науке (людям, человечеству, которое ты изучаешь). Изучаемое явление в этом смысле просто другая вещь, нежели объект исследования. Вот и всё.

С чем связано разделение на хлеб и мясо? С тем что это банально две разные вещи. Так и тут - это две разные вещи.

AndreyKl ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от antares0

Наличие объекта подразумевает субъекта наблюдателя.

тоже кстати важное и верное замечание, на мой взгляд.

AndreyKl ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от AndreyKl

если изучаемое явление - это другая вешь,
то почему бы не использовать для проведения опытов именно её?

Indaril_Shpritz ()
Ответ на: комментарий от Indaril_Shpritz

потому что явление в целом (предмет исследования) нельзя использовать, оно абстрактно. Можно использовать только конкретное его проявление (в общем случае проявление явления на объекте, наверное так).

AndreyKl ★★★★★ ()
Последнее исправление: AndreyKl (всего исправлений: 3)
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.