Аналогично, только МК-61 в 1987 где-то. Причём мне его прислали родственники из Москвы, потому что даже в нашем миллионнике такое было не найти. Я видел Б3-34 в магазинах пару раз, но их быстро раскупали, а пацану накопить аж 85 рублей было сложно.
В конце 1980-х много на чём можно было учиться:
советские клоны IBM-овских мейнфрейемов и DEC-овской техники,
8- и 16- разрядные микроЭВМ, импортный ширпотреб и т.д.
Как и первые 2 комментатора начинал с ПМК + кружок в школе, где нас водили в радиоинститут на Мир-2.
А ещё раньше, после 5 класса, была книга Гутера и Полунова «От абака до компьютера», где я впервые прочитал про Шиккарда, Бэббиджа, Аду Лавлейс, Атанасова, фон Неймана, Тьюринга и других замечательных людей и их достижения. Собственно, после этой книги моё будущее и решилось, хотя это ни разу не был учебник программирования.
Рекомендация одна — занимайтесь тем, что вам интересно :)
Да, ещё вспомнил замечательный журнал «Монитор», безвременно сгинувший после развала СССР.
Ничего не путаешь? Он как раз во время развала возник и выходил в первой половине 90-х. Я его уже работая, почитывал. И там я впервые узнал про Linux, кстати. Но меня тогда больше интересовала OS/2, поэтому статью я прочёл, принял к сведению и всё.
Просто интересно, как училось программировать старшее поколение.
Первые программы я тоже пытался составлять на программируемом калькуляторе советского производства, сейчас уже не помню его названия. Зато я хорошо запомнил, что это занятие мне давалось с большим трудом (приходилось этим заниматься на учебе).
Следующим был пульт для программирования микропроцессоров КР - 580. Вот на нем я наслаждался, вбивая кнопками в машинных кодах одну ассемблерную команду за другой. Кайф.
После. Но он и возник во время развала. Судя по архивам, 2 номера вышло в 1991 году (т.е. последние полгода СССР, скорее всего, уже после ГКЧП), и далее полные комплекты по 1994 год включительно.
Учись дебажить. У некоторых такая проблема, что они не понимают, что происходит во время работы кода. Лаг между их фантазиями и реальностью вводит их в ступор. Оставляй возможность вытряхнуть максимум инфы о том, что происходит по необходимости.
Программируемый калькулятор мк56 (емним) и забивание в него непонятных символов из журналов. Потом книжка по программированию на нем же. Потом паскаль, Алгоритмы и структуры данных Вирта. Потом попытки подружиться с 3Д. А потом нашёл работу и пришлось учиться программировать.
Потом был Спектрум в институте, почти не играл на нем, а использовал как программируемый калькулятор, очень удобно было: включил и считай. На Микроше так было не разгуляться: Бейсика в ПЗУ не было.
Потом купил IBM-совместимую EC1841. Изучал на ней Borland C.
Потом купил i486SX, где-то достал книгу «Микропроцессор Intel 386» (там была кривенько описана архитектура и система команд) и «Ассемблер 8086» и занялся демосценой.
А потом базы данных, веб-программирование, 1С - чтоб было что покушать, а по ночам C++ и Qt. Это особенность регионов. Когда переехал в большой город, стало наоборот: C++ и Qt чтоб покушать, веб и микроконтроллеры - по ночам.
Смутные воспоминания из конца 80-х: школьная информатика, она же производственная практика. В сухом остатке: Паскаль отстой, C - универсальный инструмент, фортран - учить не надо, просто брать и писать на нем, если надо.
Школьная практика, кстати, сильно помогла с неожиданной стороны лет через 20 после школы. Видимо, дело в том, что в школе учили не программировать, а решать задачи.
Неа. Когда я покупал себе EC ЭВМ 1841 с CGA-монитором, другим людям родители 486DX покупали, на которой 3D-Studio уже вовсю работало.
Свою Б/У 486SX я покупал на 5-м курсе чтоб диплом оформить, ибо что сидеть в компьютерном клубе за чужим компом и писать диплом, что купить себе и писать дома - по деньгам выходило, что треть суммы компа отдашь в итоге за клуб, учитывая сколько времени верстать, готовить материалы и рисовать плакаты. Разумней было купить.
486DX4 по тем временам был бомбической бомбой. А с ЕС-1841 связана история первых заработанных денег. Ну, если не считать работы на заводе и птицефабрике.
Следующим был пульт для программирования микропроцессоров КР - 580. Вот на нем я наслаждался, вбивая кнопками в машинных кодах одну ассемблерную команду за другой.
У нас в институте был такой один-единственный экземпляр, и поломанный. Нам его показали что такая штука есть, на этом вся практика закончилась.
Мне-то по барабану, у меня Микроша была тоже на К580, которую я исковырял вдоль и поперек. А вот как остальные ученики в голову укладывали структуру компьютера - понять до сих пор не могу. Силой воображения видимо.
Аналогично в середине 2000-х раздобыл работающий МК-56 на свалке + аналогичная советская спецлитература из дедовского подвала. В те годы был школотой, своего компа не было, жил в провинциальном ПГТ.
Потом ещё раскопал в том же подвале МК-85 и начал переносить софт с МК-56 на бейсик 85-го.
Да, очень похож. У нас было только не чемоданное, а настольное исполнение и на крышке сверху были написаны ассемблерные команды и их шестнадцатеричные коды.
Странно, что твой препод не смог починить этот пульт. Если уж ума нету, то заменой всех радиоэлементов одного за другим можно было восстановить работоспособность устройства.
Фишкой этого пульта была пошаговая отладка с просмотром содержимого регистров процессора. Для осмысления самое оно.
кстате, йунцы. надо пердолиться. пердолиться надо с чем-то, чтобы что-то взлетело. в процессе нарабатывается опыт.
вопрос с чем. да хоть с чем, например.
можешь мотоцикл починять, или фановые трубы. или можешь купить ардуину и склепать робота, который по хлопку будет пивасик из холодильника возить. или строишь себе дачу из говна и палок за три копейки. тем самым качаешь инженерное мышление.
важный момент - никогда не закрывай вопрос деньгами. и не спихивай ни на кого. сам, все сам.
Я учился ещё в иетрадке, потом забивал код в БК. Советую писать свой код, внедрять в проект чужой код (как копи пастом, так и библиотеки), читать свой и чужой код, читать мануалы и те ресурсы, где обсуждают код. Вместо всего остального, например, вопросов на форуме.
У меня был спектрум и книжка с несколькими программами на бейсике к нему. Чё-то там набирал, разбирал, придумывал новое. Так бейсиком всю жизнь и пользовался, пока python не узнал.
я в начале нулевых нашел книгу про интернет в которой был какой-то примитивный самоучитель по html. это был первый опыт «программирования». а вообще сейчас учиться намного легче, тк информации намного больше, и в больших формах