LINUX.ORG.RU

Релиз Wayland 1.0 и Weston 1.0

 ,


2

2

Состоялся первый стабильный релиз комплекта библиотек и протокола Wayland, а также эталонного композитного сервера Weston. Версия 1.0 знаменует собой стабилизацию протокола, которая, впрочем, не означает, что протокол не сможет более совершенствоваться. Это означает лишь, что нынешняя версия протокола охватывает всю базовую функциональность, использование которой позволит дополнять Wayland нужными возможностями.

Механизм версионирования протокола аналогичен таковому для расширений Хorg. Основная идея в том, что новые версии никогда не нарушают обратной совместимости, вместо замещения старых запросов и событий происходит дополнение. Объект wl_registry уведомляет клиентские приложения о поддерживаемых версиях протокола. Если сервер использует более старый протокол, приложение не будет посылать неподдерживаемые запросы.

Впрочем, устаревшие интерфейсы могут быть удалены, но только после большого промежутка времени в статусе «deprecated» и только при наличии полноценной замены.

Описание политики версионирования:

  • Стабильность протокола и сгенерированного кода, объявленных в wayland.xml, а также клиентского API, определённого в wayland-client.h, будет обеспечиваться для всех версий ветки 1.хх. В ветке 1.хх протокол может быть расширен, но все приложения, собранные с libwayland-client.so версии 1.0.0, будут работать и с версиями в пределах 1.хх.
  • Серверная часть сгенерированного кода и серверный API останутся стабильными в пределах ветки 1.0.х. В главной ветке могут быть различные миграции кода между Wayland и Weston или другие ломающие API ситуации. В итоге может быть выпущен релиз 1.1.0, сохраняющий стабильность протокола и на стороне сервера, но чётких планов в этой сфере пока нет.
  • Weston будет сохранять стабильность API и ABI в пределах ветки 1.0.х. Работа над новыми функциями проолжится в главной ветке.

Изменения с версий 0.95.0 и 0.99.0:

  • Безусловно, самое значительное изменение - более безопасное API нитей. Удалены обратные вызовы из основного API и представлен новый механизм: wl_event_queue.
  • Механизм атомарного обновления поверхностей. Ранее точного определения момента обновления поверхностей просто не существовало, что могло привести к появлению артефактов. Теперь существует запрос wl_surface.commit, который должен использоваться для применения изменений к поверхностям.
  • Более точная проверка ошибок.
  • Удалены неименованные ARRAY_LENGTH и container_of из API.
  • Исправлено большое количество ошибок и существенно дополнена документация.

Напомним, что на данный момент вывод через Wayland поддерживается в Qt 5, GTK+ 3, Clutter и EFL. Также ведётся работа по внедрению поддержки Wayland в SDL.

Для желающих поэкпериментировать доступен git-репозиторий проекта Wayland, а так же Live-дистрибутив для тестирования.

>>> Подробности



Проверено: JB ()
Последнее исправление: JB (всего исправлений: 3)

Ответ на: комментарий от Axon

Почему нельзя использовать там те же оптимизации, что в NХ, или любые другие, даже более эффективные?

...ть!.. Потому что вейланд гоняет битмапы и ничего не знает о том, как эти битмапы были нарисованы.

Мне написать это капсом или раскрасить в гимпе цветными буквами? Может, заказать отлить в бронзе и выслать почтой? Как еще объяснять, чтобы дошла такая простая мысль — на буквах, на пальцах, на молекулярном уровне?

geekless ★★
()
Ответ на: комментарий от geekless

Потому что вейланд гоняет битмапы и ничего не знает о том, как эти битмапы были нарисованы.

Иксы тоже, если приложение рисуется современным тулкитом.

Axon ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Axon

/* методично деформирует лбом стенку */

Иксы тоже, если приложение рисуется современным тулкитом.

Может ты всё-таки с матчастью ознакомишься, прежде чем будешь тут рассказывать, как приложения рисуют в иксы?

В иксах, мать твою, приложения рисуют так:

  • Вот тебе глифы для букв А, Щ, Т, С, Ь, Е.
  • А теперь напиши мне слово ЩАСТЬЕ.
geekless ★★
()
Ответ на: комментарий от quiet_readonly

Unity и kwin не будут подлагивать

Вообще-то, они будут подлагивать еще больше.

(в иксах композитинг идёт в два шага, в вейланде в один).

А? В иксах композитинг для приложения не заметен вообще. Можно сказать, что он идет в ноль шагов. Все работает одинаково и универсально, приложение рисует свое окно и даже не знает, есть там композитный менеджер или нет.

В вейланде все хуже. Я знаю в нем два способа нарисовать окно. Первый — через дескриптор внешнего буфера. Приложение рисует окно в собственном буфере, общаясь напрямую с видеокартой. Когда оно закончило рисовать, оно передает дескриптор буфера композитору. Затем выделяет следующий буфер и рисует дальше. Получается тройная буферизация: один буфер у приложения, один у композитора и еще один сейчас передается от приложения к композитору (на самом деле их больше, потому что передаваться могут частичные буферы). Это считается за сколько шагов? Три?

Второй способ — SHM. Он в вейланде появился первым, и наверное, является основным для большинства приложений/тулкитов, поэтому их отрисовка в вейланде так тормозит. Даже в иксах Shm считается устаревшим, потому что его приходится в битмапном виде гонять туда сюда в память видеокарты и обратно. Шагов получается еще больше. Плюс это жрет в 3 раза больше памяти. Но, увы, в вейланде выбор не велик.

Приложения, выводящие много графики в реальном времени, будут тратить меньше времени на общение с графической подсистемой.

Пока что все с точностью до наоборот. Перемещение и изменение размера окон под вейландом жутко тормозит по сравнению с иксами. Даже родные wayland gears жрут 180% CPU, но показывают 56 FPS, в то время как glxgears на той же машине выдают 750 FPS.

Ещё там шаманили что-то над вводом-выводом, вроде как лучше будет поддержка дополнительных клавиш (мультимедийных, например).

Бгы. Плохо нашаманили. В вейланде даже обычный numpad не работает. Да и вообще, как поддержка может быть лучше, если в иксах она уже почти два десятка лет есть, а в вейланде ее нет?

anonymous
()
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

Но уже гораздо меньше.

С точностью до наоборот.

Например, когда ты смотришь лично Первый телеканал и тебе оттуда говорят, что Навальный - это плохой человек, который получает деньги от госдепартамента США и хочет развала страны, ты, не задумываясь, веришь.

Неа, ты как раз не веришь потому что все друзья-борцуны-повстанцы тебе твердят «по первому каналу сплошная пропаганда путена1111».

При этом кончено, «не веришь» ты только тому что тебе напрямую сказали друзья. Ну или глава секты-культа в который ты состоишь. То есть потцреотические «не смотрящие телевизор» в ОРТ не верят только тому что «путен велик». А всему остальному, например что навальный агент госдепа - уже верят вполне как зомби.

А когда на вопрос «А кто такой Навальный?» тебе это пересказывает знакомый, ты спрашиваешь «Откуда такая серьёзная информация? Где источник?».

А вот когда то же самое рассказывают друзья-борцуны, то ты про источник не спрашиваешь. А они его нихрена не помнят. Требовательно спрашиваешь источник только у «друзей», то есть у знакомых с противоположной политической ориентацией. Это очевидное свойство человеческой психики - доверие «своим».

kernel ★★☆
()
Ответ на: /* методично деформирует лбом стенку */ от geekless

Может ты всё-таки с матчастью ознакомишься, прежде чем будешь тут рассказывать, как приложения рисуют в иксы?

В иксах, мать твою, приложения рисуют так:

Вот тебе глифы для букв А, Щ, Т, С, Ь, Е. А теперь напиши мне слово ЩАСТЬЕ.

Комрад, вы не подумайте, что я издеваюсь. Просто, я, на самом деле, мало в этом понимаю, но мне интересно разобраться. И тут с одной стороны вы говорите это, а с другой - разработчики вейланда (среди которых полно бывших девелоперов иксов) говорят, что вся отрисовка производится средствами тулкита, а xorg получает готовую картинку. Косвенно это подтверждается тем, как быстро их портировали на wayland. Вот кому мне верить?

Axon ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Шагов получается еще больше. Плюс это жрет в 3 раза больше памяти.

И канал шины, а он не резиновый.

geekless ★★
()
Ответ на: комментарий от Axon

В каком месте wayland может сделать прослойку?

http://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=34922
«передаются с использованием протокола похожего на VNC»
«не поддерживает работу с примитивами, как это реализовано в X11»

Обычные битмапы, обычный VNC. И то только при пропатченном композиторе, потому что родной протокол этого не позволяет. Никакой универсальной прослойки, и уж тем более никакой сетевой прозрачности нет. И сделать нельзя. ЧТД.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от carasin

Ну это, конечно, хорошо. Особенно, если и баг-репорты шлёте, и [если кодить умеете,-- я вот, например, не кодер] патчи пишете. Просто в Федорке этот процесс массовый, а не единичный.

я где-то писал про единичность?

Отсюда и её слава, типа «тестовый полигон» / «альфа редхата» =]

я не очень уверен, но вроде бы это дурная слава :). ну и, к сожалению, многие продукты редхата, вне редхата хм.. не очень хорошие.. (во всяком случае все, что мне встречались), и даже после обката на федоре они на уровне WORKSFORME.

qnikst ★★★★★
()

В вайленде хотя бы будет возможноть простой видяшко-карточко-независиой работы с обратной строчной разверткой?

Xintrea ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Axon

Вот кому мне верить?

Не надо никому верить, надо открыть сорцы и спеки и ознакомиться с тем, как всё устроено на самом деле.

Я уже несколько раз в обсуждениях подобного рода приводил простую и понятную вещь — логи x11trace, из которых ясно видно, какие именно команды пересылает приложение (в моём случае - на тулките gtk) иксам. Но потом я увидел, что всё это абсолютно бесполезно — НИКТО из вейладофилов не смог даже понять, что эти логи означают. А поэтому в очередной раз не буду тратить время на это пустое занятие.

Косвенно это подтверждается тем, как быстро их портировали на wayland.

Ключевое слово — cairo. cairo может рисовать через Xrender, OGL или просто в память. Рисуем окно целиком в память и загоняем в вейланд через неэффективный Shm. Получается тормозное говно, зато на вейланде. Ничего сложного тут нет.

вся отрисовка производится средствами тулкита

Возьмём обычное многострочное поле ввода, вот как это, в котором я сейчас пишу. Пользователь прокручивает поле по вертикали. Как отобразить изменения?

  • Взять битмап с предыдущим изображением.
  • Скопировать «двигающийся» фрагмент окна в новый битмап с соответствующим смещением по вертикали. Старый битмап выкинуть.
  • На пустое место отрендерить недостающие буквы текста (из битмапов с пререндеренными изображениями букв).

Поскольку все битмапы лежат на сервере (изображения букв мы уже загрузили ранее), для всех этих операций от клиента требуется переслать НОЛЬ битмапов. Тут, кстати, на это Binary пытался намекнуть Aceler-у, но тот сделал морду кирпичом и «не увидел».

Что делать приложению под вялендом? САМОЕ ЛУЧШЕЕ (и единственное), что оно может сделать — перерендерить поле ввода и отослать серверу команду «я тут кусок окна поменял, размерами 500 на 350, вот тебе 175000 пикселей в подарок».

geekless ★★
()
Ответ на: комментарий от qnikst

я не очень уверен, но вроде бы это дурная слава :)

Это диаметральная противоположность debian'у. Из двух полюсов я выбираю Fedora.

carasin ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от geekless

Или хотя бы возможность удаленно посылать команды OGL.

А в чем смысл пускать опенгл удаленно? К тому же по инфе с XDC2012 оно отчасти поломано, и там поддерживается только 1.4 (2002-2003 год, FFP), хотя на дворе уже 4.3

oh-la-la
()
Ответ на: комментарий от Axon

Слушай, ну ты заеп уже, волосатый... В чем убогость-то заключается ты можешь объяснить, кроме как повторять какие-то обрывки фраз, которые где-то подцепил, в надежде за умного сойти?

Вот у меня есть мешок серверов виртуализации, я захожу по ssh на них и запускаю virt-manager, и можно их прямо раскидать по мониторам и использовать, как будто это обычные локальные окна. Всё отлично работает, даже через дохлые каналы, при включенном сжатии ssh.

Где и в чем убогость тут, особенно по сравнению с отсутствием такой возможности? Пусть сделают так, чтобы всё работало искаропке также с вейлендом и всё. Нет, надо всякую херь нести про то, как всё убого, то, что есть, и что кому надо, те пусть костыляют сетевую прозрачность поверх растров.

А потом его запилят в дистрибутивы, прибьют гвоздями, и всё, придется мне какие-нибудь vnc форварды городить из-за каждого сраного окна.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от XSerjo

Кстати, а есть ли пруфы бОльшей производительности Wayland, по сравнению с X11?

Пока что есть только пруфы меньшей производительности: wayland gears работает на порядок медленнее чем glxgears, а ресайз окон сжирает весь цпу и все равно тормозит. И это не считая всех остальных глюков из-за изначально дурацкого дизайна.

Иксы писались еще во времена когда компьютеры были большими 386 процессоров. Даже сейчас некоторые игрушки под вайном в иксах работают быстрее, чем под виндой. В wayland нет ничего такого, из-за чего он мог бы обогнать иксы. Иксы постоянно развиваются и дорабатываются, появляются новые расширения и новые возможности. Вон, нынче DMA_BUF внедряют...

anonymous
()
Ответ на: комментарий от geekless

Не надо никому верить, надо открыть сорцы и спеки и ознакомиться с тем, как всё устроено на самом деле.

Напоминаю, я ни фига не программист. Для меня это тайные письмена.

Возьмём обычное многострочное поле ввода, вот как это, в котором я сейчас пишу. Пользователь прокручивает поле по вертикали. Как отобразить изменения?

Взять битмап с предыдущим изображением. Скопировать «двигающийся» фрагмент окна в новый битмап с соответствующим смещением по вертикали. Старый битмап выкинуть. На пустое место отрендерить недостающие буквы текста (из битмапов с пререндеренными изображениями букв).

Поскольку все битмапы лежат на сервере (изображения букв мы уже загрузили ранее), для всех этих операций от клиента требуется переслать НОЛЬ битмапов. Тут, кстати, на это Binary пытался намекнуть Aceler-у, но тот сделал морду кирпичом и «не увидел».

Я тоже это видел, но не очень понял, что он имел в виду. Вы понятнее объяснили.

Что делать приложению под вялендом? САМОЕ ЛУЧШЕЕ (и единственное), что оно может сделать — перерендерить поле ввода и отослать серверу команду «я тут кусок окна поменял, размерами 500 на 350, вот тебе 175000 пикселей в подарок».

Хмм. В данном конкретном примере выходит, и правда, не слишком эффективно. Но это же только узкий пример, а в других случаях (контролы, декорации, и т. д.) разница будет незначительной, так?
P.S. Я не вялендофил и не вялендофоб. Я стараюсь быть беспристрастным и жду, когда увиду его в деле. Если он не будет, как минимум, заметно быстрее иксов, то это будет EPIC FAIL, я считаю, но до этого ещё надо дожить.

Axon ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Axon

Просто любопытно: зачем писать сначала пару слов на иностранном, а потом всё предложение на отечественном языке?

По теме: просто к слову пришлось; не нужно здесь искать радикализм.

carasin ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от carasin

Просто любопытно: зачем писать сначала пару слов на иностранном, а потом всё предложение на отечественном языке?

Дофига читаю и слушаю английской речи, в итоге очень часто фразы формируются в голове именно так. Ирония в том, что говорю по-английски я всё ещё фигово. ☺

Axon ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Axon

разработчики вейланда говорят, что вся отрисовка производится средствами тулкита, а xorg получает готовую картинку

Это они так оправдываются, мол «wayland будет не сильно медленнее иксов, вы этого почти не заметите, ведь итак многие изображения в исках передаются битмапами, мы просто убрали все остальные способы, вот и все». На самом деле они деликатно не договаривают. Иксы разработаны давно, и поддерживают очень много разных механизмов отрисовки. Если на пальцах, то в иксах можно:

1. Рисовать попиксельно, буквально вызывая XPutPixel для каждой точки окна. Учитывая overhead функции, это очень долго, поэтому большие куски изображения так никто не рисует. Но, например, поставить на экране три точки в разных местах быстрее всего именно таким методом.

2. Рисовать примитивами. Еще с самых первых иксов можно рисовать линиями, дугами, полигонами, прямоугольниками и т.д. Но иксы развивались, и в современных иксах расширение XRender поддерживает также градиенты и всякие забавные преобразования, и там где это возможно, иксы делают их средствами видеокарты.

3. Рисовать картинками (изначально, pixmap-ами). Когда на экране нужно показать jpeg, то рисовать его попиксельно слишком долго, а на линии/треугольники он не разбивается. Поэтому можно сформировать готовое изображение и передать его иксам одной командой. А, например, для видеоплееров, которые такими изображениями плюются на скорости 100 штук в секунду, есть специально оптимизированные расширения вроде Xv, которое позволяют делать это не просто быстро, а очень быстро.

Конечно же, все современные тулкиты умеют пользоваться этими возможностями, и выбирают те, которые лучше подходят. Поэтому когда оконный менеджер простой, темы более-менее одноцветные, без картинок и цветочков, то они рисуются через XRender. А когда юзер ставит себе цветастую тему, которая итак задана в виде картинок, то тот же самый тулкит будет передавать ее в виде картинок, потому что так лучше.

Вот, теперь, если все пользователи используют только KDE/Gnome с разноцветными темами, никто не пользуется никакими awesome, wmfs2, ion3, icewm и другими простыми оконными менеджерами, то да, получается, что большая часть изображений в иксах рисуется картинками.

Правда, тут умалчивается, что эти картинки не передаются в иксы туда-сюда постоянно, а кешируются в памяти один раз и реюзатся, ведь декорации у всех окон, кнопок и контролов одинаковые. Да даже обычное окно терминала рисуется через примитивы, потому что командовать примитивами быстрее, чем каждый раз бегать по здоровенной картинке.

Косвенно это подтверждается тем, как быстро их портировали на wayland.

Да, все современные (а особенно кросплатформенные) тулкиты умеют рисовать и на сервере и на клиенте. Поэтому портировать их было легко. А более старые тулкиты (например, Tk), которые умеют рисовать только средствами сервера, фиг портируешь.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от geekless

Совет же запустить вторые иксы эквивалентен совету использовать две ОС на одном компьютере для управления правами доступа.

Нет, это обычное дело. Точно так же, как совет «запусткать недоверенные программы от отдельного пользователя». К тому же это всего 1-2 клика. Помню даже кто-то специально настраивал обвертку для вайна, чтобы игрушки в вайне автоматически запускались в других иксах.

А еще это бывает забавно, например, работая в гноме запустить KDE в окошке XNest. В иксах это возможно уже десятки лет. :)

Рассмотрим теоретическую ситуацию. [...]

А теперь в этой теоретической ситуации пользователь нажимает PrintScreen. Что должно произойти?

Не может. man xhost.

Странно, в моих иксах — может.

$ xhost
access control enabled, only authorized clients can connect
...
наверное, у меня неправильные иксы, пирацкие. :)

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Вот, спасибо за годный развёрнутый ответ. Одно мне непонятно: если вейланд, в лучшем случае, не должен быть быстрее иксов, то зачем его вообще было делать? В групповой приступ страсти к велосипедостроению, если честно, верится с трудом.

Axon ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Axon

Я стараюсь быть беспристрастным и жду, когда увиду его в деле.

Так кто ж мешает посмотреть-то? Ссылка на livecd выше. Слабо загрузиться с него и отписаться на лоре из wayland-а? ;) Но только не из XWayland-а и не из WaylandX-а, а из чистого weston-а. :)

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Так кто ж мешает посмотреть-то? Ссылка на livecd выше.

Там корявая недоделка на костылях, не хочу портить себе впечатление. Лучше я дождусь, когда он будет хоть на что-то способен. А то вот это:

Слабо загрузиться с него и отписаться на лоре из wayland-а? ;) Но только не из XWayland-а и не из WaylandX-а, а из чистого weston-а. :)

, как я понимаю, реально только если запустить какой-нибудь elinks в weston-terminal.

Axon ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от XSerjo

Никаких тестов-сравнений не видно

То-то и оно, зато теоретиков...

Binary ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Kindly_Cat

Чем тебе KWin не нормальный WM?

тем, что он не fluxbox ;)

bohm ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Axon

Вот, спасибо за годный развёрнутый ответ. Одно мне непонятно: если вейланд, в лучшем случае, не должен быть быстрее иксов, то зачем его вообще было делать? В групповой приступ страсти к велосипедостроению, если честно, верится с трудом.

Думаю изначально они хотели запилить что-нибудь простое и узкоспециализированное, например, для мобилок, где не нужны оконные менеджеры, где нет второго монитора, но зато есть графический ускоритель. То есть такой себе очень куцый, маленький икс-сервер для узкого сегмента устройств. Но тут внезапно выскочил космонавт и сказал, что он хочет перевести всех на новый сервер. Ну и началось...

А теперь, когда из разморозки выползли directfb-шники, да еще и начали выкладывать довольно вкусные видео, то вопрос об обдуманных перспективах вейланда стал совсем туманным.

Я не знаю никаких сильных сторон вейланда. Лично мне кажется, что вейланд держится исключительно на пиаре «вот, иксы такие толстые, а мы будем тонкими, маленькими и быстрыми». Есть такая история про интерфейс работы с видеокартой:

Этот интерфейс представлен в двух формах: Intel'овский GEM, и Tungsten Graphics'овый TTM. Между ними нет какого-то принципиального отличия; они оба выполняют одно и то же, просто реализуют это по-разному. Исторически GEM была разработана и гордо анонсирована как более простая альтернатива TTM, но со временем она тихо и мирно разрослась до примерно той же самой сложности.

ничего не напоминает? ;)

anonymous
()
Ответ на: комментарий от d9d9

Это даже не рядом с примитивами. То как оно сейчас отрисовывается не имеет ничего общего с тем, что поддерживают протоколы.

Я что, один вижу в этой фразе взаимоисключающие параграфы?

Окей, давай зайдём с другого бока, у тебя браузер примитивами рисует тебе странички или BMPхи гоняет с сервера?

Binary ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Думаю изначально они хотели запилить что-нибудь простое и узкоспециализированное, например, для мобилок, где не нужны оконные менеджеры, где нет второго монитора, но зато есть графический ускоритель. То есть такой себе очень куцый, маленький икс-сервер для узкого сегмента устройств. Но тут внезапно выскочил космонавт и сказал, что он хочет перевести всех на новый сервер. Ну и началось...

Если мне память не изменяет, космонавт выскочил уже сильно после того, как его стали двигать в сторону десктопов. Вроде бы, он сразу был десктоп-ориентированный.

ничего не напоминает? ;)

Да, этот сценарий мне пока кажется наиболее вероятным. Посмотрим как оно будет на деле.

Axon ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от geekless

Тут, кстати, на это Binary пытался намекнуть Aceler-у, но тот сделал морду кирпичом и «не увидел».

Это был abacaba здесь.

Но вообще действительно интересно, почему люди забывают что даже при отрисовке всего через пиксмапы, они, в случае иксов, ещё и кешируются. На самом деле, GTK приложения с простой одноцветной темой работают удалённо при нормальном канале гораздо лучшее VNC, даже безо всяких прокси.

Binary ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Binary

Я до того момента вообще не слышал про Wayland.

А между тем, на ЛОРе к тому моменту об него уже не одна сотня копий была переломана и не одна цисцерна говна пролита.

Axon ★★★★★
()
Последнее исправление: Axon (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Axon

как я понимаю, реально только если запустить какой-нибудь elinks в weston-terminal.

Там все не настолько плохо. Ну, декорации у окон иногда отваливаются, некоторые окна отображаются черными, и ресайз глючит — это все поправимо. Но программы запускаются, кнопки нажимаются, есть даже два рабочих стола (переключение по Win+Вверх и Win+Вниз, кажется). :)

В общем, смотреть можно. Главное запомнить хоткеи (Win+Tab для переключения окон, Win+ЛевыйКлик для перетаскивания, больше я не помню).

anonymous
()
Ответ на: комментарий от Axon

P.S. Я не вялендофил и не вялендофоб. Я стараюсь быть беспристрастным и жду, когда увиду его в деле.

Да, очень беспристрастный ты. Начал с того, что обкатил старые добрые иксы из ушата, при этом, как выяснилось, совершенно не будучи знакомым с матчастью. Именно так достигается ъ-беспристрастность, ололо.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Начал с того, что обкатил старые добрые иксы из ушата

Хде?

Именно так достигается ъ-беспристрастность, ололо.

Ну, в первых вялендосрачах я поливал вяленд и слушал, что мне отвечают. Потом поливал иксы. Теперь тыкаю палочкой в обе стороны. На разумных аргументах представителей обеих сторон я и пытаюсь строить своё мнение.

Axon ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Кстати, если вы внимательнее посмотрите, то и в этом треде первый камень был брошен мной в огород вейланда.

Axon ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Binary

Окей, давай зайдём с другого бока, у тебя браузер примитивами рисует тебе странички или BMPхи гоняет с сервера?

Ха! Нынче браузер не то что примитивы, даже 3D-шутер рисует. :)

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Ну, тесты в попугаях уже давно ничего не значат. Те же glxgears у меня на GeForce 9600GT показывают десятки фпс, а на древнем RadeOn 9600 - несколько сотен. Что на самом деле производительней, надеюсь, не надо уточнять?

XSerjo
()
Ответ на: комментарий от Axon

Хде?

Ты писал?

Там даже на уровне прототипа уже лучше, чем на уровне иксов сейчас. И в том и в другом случае по сети приходится гонять битмапы, но в расширении для wayland предусмотрены оптимизации этого процесса, как в VNC, а в X.org - нет.

Ещё одна прослойка, делающая сетевую прозрачность иксов юзабельной. Её существование только подтверждает убогость реализации этой прозрачности как таковой.

На разумных аргументах представителей обеих сторон я и пытаюсь строить своё мнение.

Ты лучше строй свое мнение на знании матчати и исходных кодах, а не на том, что тебе то одни, то другие дяди говорят, а потом рандомно выбирая кому из них верить.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Ты писал?

Там даже на уровне прототипа уже лучше, чем на уровне иксов сейчас. И в том и в другом случае по сети приходится гонять битмапы, но в расширении для wayland предусмотрены оптимизации этого процесса, как в VNC, а в X.org - нет.

Ещё одна прослойка, делающая сетевую прозрачность иксов юзабельной. Её существование только подтверждает убогость реализации этой прозрачности как таковой.

Да. И это так, если говорить о голой сетевой прозрачности иксов как таковой.

Ты лучше строй свое мнение на знании матчати и исходных кодах, а не на том, что тебе то одни, то другие дяди говорят, а потом рандомно выбирая кому из них верить.

Использую те инструменты, что мне доступны. Исходных кодов я не понимаю, а вот в людях разбираюсь, кажется, неплохо, и адекватность навскидку оценить могу.

Axon ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от x4DA

отличная новость, нормальная графика в линуксе не за горами.

Жгёшь не по детски. В отсутствии кучи рульных игр на OpenGL виновата текущая графическая система))) Хотя, если под графикой понимать снежинки на экране и 3D ШГ текст в окошках, тогда да, хорошей и полезной графики может стать больше.

Napilnik ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от plm

Все будет быстрее работать. Именно так, потому-что «все», это те приложения, которые видны, т.е. с GUI.

Процесс plasma-desktop перестанет внезапно и вхолостую обжираться процессорными ресурсами а файловый менеджер станет быстрее открывать каталог с тысячами файлов каждый из которых ему нужно просканировать?

Napilnik ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Axon

Одно мне непонятно: если вейланд, в лучшем случае, не должен быть быстрее иксов

Афтар хочет на планшеты и мобильники, имхо... Из wayland скорее всего получилась хорошая рисовалка (не знаю точно, тут надо допилить и потестить)...

Сделать вейланд автор смог только потому, что в linux появился мощный графический стек (DRI, Mesa, EGL, KMS, GEM и другие слова). В итоге можно легко сделать графическое приложение прямо в консольке (например, есть порт quake3 на egl, который можно запускать прямо из консоли, поверх которой он будет рисовать 3D-картинку безо всяких иксов). Логичным продожением выглядит возможность запустить несколько таких приложений, нарисовать вокруг них рамку и таскать их по экрану мышкой, переключая ввод с одного на другое... Первый вариант такой реализации, имхо, вейланд. Есть, кстати, еще одна интересная идея, в которой в ядро linux добавляется менеджер GEM-буферов (как бы виртуальных, а может и реальных консолек), там можно будет реализовать композитор поверх API ядра безо всяких протоколов wayland на TCP/IP, а просто «композитить» GEM-буферы с терминалов на отдельном выделенном терминале...

Реализация полноценного DE на базе wayland сейчас, имхо, похожа на ад. Там очень куцые средства ipc между окнами/приложениями по сравнению с X11 (пусть в последнее время половина из них в X11 не используется). Например, вызов «текущие координаты окна» не реализуют в принципе (объясняя это тем, что теоретически окно может выводится на 2 композитора, соответственно в разных координатах), вызов типа «список открытых окон» разработчики вейланда очень долго не хотели запиливать (не знаю в итоге запилили, или нет). Наверное есть еще много вещей, которые раньше воспринимались как данность, а сейчас вдруг оказались под запретом или невозможны в принципе... К буферу обмена, например, у меня тоже большой вопрос, в протоколе я этого не вижу и сдается мне, что его перенесут на совесть тулкитов или в dbus, как следствие могут добавить несовместимостей в казалось бы элементарную операцию копипасты из qt в gtk (я очень надеюсь, что с этим вопросом уже разобрались и договорились).

Еще один момент - нормальное управление окнами + панельки в вейланде возможны только на уровне композитора (т.е. если нужен будет опенбокс в вейланде, то надо добавить дисплей-сервер в опенбокс, чтобы он сам смог «окна рисовать», т.е. стал композитором). Само по себе это не страшно, но учитывая куцые механизмы «диалога с приложениями» в wayland это тупиковый путь. Если api/протокол не расширят (например, в wayland 2, или когда-нибудь еще), то wayland подойдет максимум для андроедов...

В XWayland возможности ipc скорее всего будут, но там другие проблемы. Например, меню иксовых приложений вываливаются где придется и поправить это «невозможно by-design», т.к. «вейланд это всего лишь композитор, он предоставляет приложению контекст для рендеринга и приложение само король в своем королевстве и ничего не знает о других запущенных приложениях и в какое место на экране оно рисуется...» В общем костыль для исправления этого даже и не знают куда воткнуть ;)

anonymous
()
Ответ на: комментарий от Binary

Я что, один вижу в этой фразе взаимоисключающие параграфы?

Нет, ты просто не пользуешься мозгом, чтобы понять что примитивы, заложенные 10 лет назад в протокол не имеют отношения к тому, что отрисовывается сейчас.


Окей, давай зайдём с другого бока, у тебя браузер примитивами рисует тебе странички или BMPхи гоняет с сервера?

Когда отображается через RDP - оно по любому гоняет BMPхи с удаленно открытого браузера. Точно так же другие «примитивы» современных фреймворков гоняются битмапами.

d9d9 ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Aceler

А тебе зачем на русском? Если ты разработчик, то тебе надо на английском.

Разработчик обязан не уметь читать техническую документацию и использовать интерфейсы на родном языке?

Napilnik ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Axon

Но это же только узкий пример, а в других случаях (контролы, декорации, и т. д.) разница будет незначительной, так?

Контролы тоже можно собирать из ограниченного числа пререндеренных картинок. Тут вопрос только к тулкиту - делает ли он так. Gtk, это, насколько я понимаю, GtkThemingEngine.

abacaba
()
Ответ на: комментарий от Axon

Да. И это так, если говорить о голой сетевой прозрачности иксов как таковой.

Молодец, опять двадцать пять.

Исходных кодов я не понимаю, а вот в людях разбираюсь, кажется, неплохо, и адекватность навскидку оценить могу.

Вангуешь об адкеватности постеров через интернет? А если им лень или нет времени объяснять тебе терпеливо почему ты несешь чушь, так, как другому анониму? Молодец, продолжай разбираться в людях, чтобы понять как работает вейленд, это ъ-путь.

anonymous
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.