LINUX.ORG.RU

Избранные сообщения Baskakov_Dima

Мотивировка для разработчиков портировать игры на Linux

Форум — Talks

КОМУ “МНОГА БУКАФ” - читать со слов TL;DR. Если все еще скучно, читать со слов “СУТЬ” Если что-то не нравится - напишите. ___

Для простого пользователя-обывателя в Linux традиционно существовали три главные проблемы, вызывающие отторжение в пользу Windows или Mac OS. Первая проблема - сложность установки. Достаточно давно решена: пользователь скачивает образ диска, без особых проблем делает загрузочную флешку, после чего в интуитивно понятном интерфейсе ставит систему. До сих пор проблему вызывает лишь понятие точки монтирования (обычно при первой установке) и иногда, в случае нежелания внимательно читать, потеря данных, но это касается не Linux, а в принципе перехода. Современные устанвщики не имеют даже этих проблем.

Вторая проблема - Windows отказывается признавать Linux. Так, например, в WIndows нет поддержки линуксовых файловых систем. Но если это превратили в плюс (до файлов не дотянется вирус), то затирание загрузочного раздела при установке Windows (точнее, восстановление после) представляет для новичка (коим являюсь и я) некоторую проблему. Самый легкий способ решить эту проблему - иметь два жестких диска, но можно повозиться с настройкой GRUB, что не очень сложно.

TL;DR Третья проблема до сих пор предстает перед всеми пользователями Linux во всей красе. Это почти монополия Windows в отношении большого количества приложений. Монополия является порочным кругом. На Windows сидит множество пользователей, поэтому под Windows пишут много приложений. Из-за приложений многие пользователи выбирают Windows, и так далее. Есть несколько направлений решения данной проблемы.

Первое направление - использование эмуляторов Windows. Часть приложений в них вообще не работает, часть работает убого. Эмуляторы еще далеки от совершенства. Это связано со многими вещами. Основные причины - разобщенность сообщества создателей эмуляторов: часть сообщества пытается на этом заработать, закрывая код, вместо того, чтобы, объединив усилия, писать что-то одно, а также тонкая грань между фичей и багом в Windows.

Второе - использование двух установленных систем, одна из которых держится только для запуска некоторых приложений. Сюда же относится использование виртуальных машин. Первый вариант - пожалуй, самый адекватный на данный момент. Второй вряд ли можно назвать таким. Но в любом случае, это уход от проблемы, а не ее решение - Linux не удовлетворяет потребности пользователя, если он делает так.

А вот третий вариант я и хочу обсудить подробно. Это разработка аналогов Win-приложений для Linux. Плюс этого в том, что написанная специально под Linux программа работает очень быстро, гораздо быстрее, чем аналог под Windows. Кое-где это было сделано самим сообществом - например, бесплатные OpenOffice и его идейные продолжатели давно обогнали по удобству обращения и производительности платный Microsoft Office. Но, как ни крути, в области свободного ПО сложно взяться деньгам, которые позволят создать качественный аналог Photoshop или подобного. Особенно это касается ИГР. Долгое время ситуация была плачевна, и играть на Linux в игры можно было в основном только ради лулзов. Сейчас многие старые игры уже переписаны сообществом (например, переписаны Герои Меча и Магии 3). Интересно ситуация обстоит с новыми игрыми и приложениями. Valve впервые официально стали портировать игры на Linux, зная, что деньги так заработать можно. Многие игры на движках Source и Unreal, доступные в Steam, играбельны на Linux. Но основная часть, например, стратегий (Civilization, Total War) не портированы - у разработчиков нет стимула этим заниматься. Также стимула нет у разработчиков игр в промежутке между инди и культовыми. Затраты на портирование достаточно большие, и они вряд ли окупятся для игры с небольшим тиражом.

СУТЬ Для этого предлагается два возможных невзаимоисключающих решения.

Первое - в Steam создается специальный сервис. Участвовать в голосовании в нем могут только пользователи, имеющие хотя бы одну платную игру, чтобы нельзя было наделать ненастоящих голосов. Если пользователь запускает Steam-клиент для Linux, и игра для его ОС недоступна, он может нажать на кнопку “Поиграл бы” - название, конечно, рабочее, но суть именно такая. Разработчик игры получает уведомление о количестве нажавших на кнопку. Когда их количество станет достаточно большим, разработчик может, прикинув стоимость разработки, решить, что портирование имеет смысл и таки решиться на него. Минусы очевидны - во-первых, нужно договариваться со Steam, а до тех, от кого действительно будет зависеть принятие такого решения, очень сложно достучаться; во-вторых, игра с вероятностью 99% будет платной. Плюс - “подпись” осуществляется в одну кнопку, пользователю не нужно регистрироваться в нужном месте, чтобы ее поставить. Аудитория Steam настолько велика, что хотя бы попробовать договориться лучше.

Второе предлагаемое решение - специальный сайт для этих целей. Если ребята из Steam согласятся, можно сделать его только для нестимовских игр. Сначала проводится долгая и муторная работа по созданию базы данных компьютерных игр, вышедших за все время под Windows. Возможно создание этого сайта совместно с разработчиками Wine, чтобы не делать базу. Вход на сайт должен быть возможен без регистрации непосредственно на нем, при помощи чего-то вроде Google-Account, Facebook, ВКонтакте. Принцип далее почти тот же. Пользователь ищет недоступную на Linux игру, после чего ставит галочку, что он бы поиграл в нее. Когда набирается определенное количество подписей, разработчику игры направляется шаблонное письмо об этом и предложение об обсуждении условий портирования - метода монетизации проекта и формы распространения игры.

Монетизация возможна двумя основными способами: единоразовая оплата выполнения работы и оплата копий. В первом случае пользователи копят определенную заранее оговоренную сумму денег для однократной оплаты полностью свободного к моменту выхода порта. Когда она наберется, разработчик начинает портирование. Когда игра выйдет в свободный бесплатный доступ, разработчик немедленно получает деньги. Минус - разработчик не заинтересован в том, чтобы в игре не было багов, в их исправлении. Плюс - игра бесплатна для сообщества, которому, скорее всего, и придется исправлять баги.

Второй путь - оплата каждой копии. Плюсы - разработчику выгоднее не налажать, чтобы продажи не были почти нулевыми. Одним из условий должна являться возможность оплатить игру из каждой страны, в которой установлен Linux.

Выбирается и способ распространения игры:

1) В сеть выкладывается открытый исходный код 2) Выпускаются установочные пакеты вроде .deb или .rpm 3) Если это возможно, игра публикуется в Steam (но это не зависит от сообщества)

По выходу игры все подписавшие “петицию о портировании” получают уведомление об этом. Если человек не купил три игры, которые он подписал, прежде чем он сможет подписывать дальше, ему нужно купить хотя бы одну из них.

Если это случится, вендекапец будет ну вот совсем не за горами. Что думаете?

Перемещено tazhate из games

 , ,

Baskakov_Dima
()