LINUX.ORG.RU

Darktable 3.4.0

 ,


0

2

Ну что ж. Главный по обозреванию Darktable всея ЛОРа в моём лице пропил все праздники и готов разбираться в нововведениях фотографического комбайна для проявки цифровых негативов ad hoc.

Релиз мажорный, и это особенно заметно по тому, на сколько перелопатили интерфейс. Лет 10 у нас были категории модулей, списки их видимости и особо любимые модули, отмеченные звёздочкой. Всё.

Теперь у нас есть полностью настраиваемое и перенастраиваемое нечто, вплоть до внешнего вида иконочек, что опытный фотограф может заточить под свой любимый процесс, а для неопытных у нас есть предустановки, включая предустановку «для самых маленьких». Так и называется — «для новичков». Новички в реальной жизни, как правило, никогда не пользуются кнопками для новичков, но тут для них припасена кнопка «показать всё». Для крутых хакеров есть «только поиск», для работы только с клавиатуры.

Теперь у нас есть отдельная кнопка включения фокус-пикинга (раньше она была только по горячей клавише), а профили отдельных инструментов теперь в списке всех профилей — прям как в Rawtherapee можно накладывать профили, не выходя из меню профилей, а правую панель скрыть за ненадобностью. Теперь у нас слайдеры, изменяющие цвет, окрашены в соответствующий цвет — прям как в… везде. А ещё я убрал постоянно висящие кнопки применения профилей к модулям — они теперь показываются только по наведению, и это разгружает интерфейс.

Основное изменение под капотом — вместо микшера каналов появился модуль «цветовая калибровка», который к тому же теперь должен работать вместо модуля «цветовой баланс», но при этом требует включённого модуля «цветовой баланс» с нулевыми установками.

Если вы ничего не поняли из предыдущего абзаца — не пугайтесь, я три дня медитировал над записью в блоге над тем, что они имели в виду. Хорошо, что после нового года осталось много недопитого.

В общем, идея в чём. Идея в том, что писали программисты и реализовали по-программистски. Модуль баланса белого имел фатальный недостаток — он линейный. Нет, серьёзно, это приводит к большим проблемам при масштабировании синего канала — спросите Маргулиса. Как известно, синий цвет, как его видит глаз, как его видит матрица камеры и как его показывает монитор (а потом видит глаз) — это четыре разных человека. С красным и зелёным на самом деле то же самое, но там это не так заметно. И при определённых условиях, когда синего в кадре слишком много, классическая цветовая модель могла давать (и давала) артефакты в виде отрицательных значений канала B.

Смотрим на синий светодиод слева от Йорика, и наблюдаем чёрные ореолы вокруг яркого, в общем-то, светодиода (это старый процесс): https://pic4a.ru/iouB/

А здесь светодиод откровенно поголубел и перестал пугать народ провалами чёрного цвета (это новый процесс): https://pic4a.ru/iias/

Поскольку модуль баланса белого — это по сути и есть канальный микшер, а модель цветокалибровки — это и есть бывший канальный микшер, то теперь это и баланс белого и канальный микшер в одном флаконе. Но — нелинейный. Но — с исправлением и, в крайнем случае, обелением вылетающих в бесконечность значениях цветов. И с десятком моделей цветовосприятия, конечно. Такое ощущение, что разработчики Darktable решили реализовать всё, что нашли в соответствующей литературе. Я не жалуюсь, я восторгаюсь.

В балансе белого цвет задавался температурой и уточнением источника. Здесь же есть отдельно — типы источников — лампа накаливания, светодиоды, флуоресцентные источники — они дают не просто разную температуру, они дают разный спектр. Пользовательский HSL (на скриншоте). Классическая модель цветовой температуры. Я три года снимал в зале с диодным освещением, у меня постоянно тёмно-коричневый пол превращался в жёлтый из-за смещённого спектра освещения, а тут просто праздник какой-то!

Теперь грустное, про программисткость. Модуль цветокалибровки не может работать по байеровской матрице, ему подавай дебайеризованный вариант. Причём дебайеризация, разумеется, должна быть выполнена с множителями, равными 1 во всех каналах. А дебайеризация не может работать без модуля баланса белого, потому что… видимо, код такой. Поэтому по-прежнему надо включить модуль баланса белого, выставить в нём нулевое положение (6502К, 1,00 Tint), и далее крутить цветокалибровку. И если в модуле баланса белого будет любое значение, отличное от эталонного, оба модуля выдадут невразумительную ошибку. Со стороны модуля баланса белого она будет звучать как «Обнаружено несколько копий модуля «баланс белого» (возможно, это кривой перевод, sudo cast @AP), а со стороны модуля цветокалибровки — «модель баланса белого вернул ошибку».

Такде ещё один сюрприз — при нажатии Ctrl+C настройки модуля баланса белого не копируются, и если вы не используете модуль цветокалибровки и работаете по-старинке, это будет бесить. В общем, если бы при включении модуля «цветокалибровка» модуль «баланс белого» выключался, а вся математика шла бы под капотом без уведомления пользователя, было бы проще жить, и не пришлось бы такое костылять.

В остальном всё как обычно — кадр снят на праздновании нового года, nikon Z6, nikkor 50/1.4G, монитор, пиксели. А, и ещё интерфейс Darktable стал сильно глючить в Wayland, пересадил обратно на X11.

>>> Просмотр (3840x2160, 3535 Kb)

★★★★★

Проверено: cetjs2 ()
Последнее исправление: atsym (всего исправлений: 2)

Ответ на: комментарий от fornlr

Конкретно скажи, где она слабая. Когда я у тебя спросил, какие проблемы у тебя возникали с пульсой, ты просто отмолчался.

hateWin ★☆
()
Ответ на: комментарий от fornlr

Это твоя классическая манера вести дискуссию. Сначала нужно поплакать, что ваш задротский опенсорс полное говно, а в ответ на просьбу привести конкретные примеры перейти на обсуждение личности оппонента. Это наводит на мысль, что по существу тебе сказать нечего.

hateWin ★☆
()
Ответ на: комментарий от hateWin

Ну это чисто твои слова. У меня один орган не повернётся такое написать.

Но так проще конечно для слаборазвитых. Самому выдумать, и самому смеяться.

fornlr ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hateWin

Смотря перед кем. Если что-то доказывать глупому арчешкольнику, то это имеет около нулевой смысл.

А доказывать тому, кто этим реально пользуется не имеет смысла — он в курсе. И даже больше или равно чем я.

fornlr ★★★★★
()
Последнее исправление: fornlr (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от fornlr

Локализация очень слабая — это «Get the facts».

То есть такое же передёргивание? Окей.

hobbit ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от crypt

там обычный dng, никакой магии и шедевров внутри нет, я проверял
более того, там даже ColorMatrix1 корректно упущен, что намекает конвертерам что нет нужды делать дебайер, но старые DT упорно пытались его воспроизвести, новые хз, я в последний раз с этим калом мамонта игрался когда мне стало не хватать разрешения rd-1 для печати но быстро понял что это путь в никуда :-)

rukez ★★★★
()
Ответ на: комментарий от rukez

epson rd-1?

мамонта это путь в никуда :-)

это о чем?

там обычный dng, никакой магии

да, dng обычный... что меня напрягает во всех монохромах - совершенно плоская тональность. чб ведь по определению не может быть просто техническим точным воспроизведением яркости объектов. какая-то тональность должна закладываться на уровне сенсора тогда уж.

crypt ★★★★★
()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от crypt

epson rd-1?

ага, со времен фэда люблю дальномеры

это о чем?

о том что цифро м-лейки ни рыба ни мясо, а если точнее то фуфло (речь именно за м, х, q и s вполне себе):

  • хотца фана - рд-1 фановей (хотя-бы курком)
  • хотца ностальгии - плёнкой там даже не пахнет, любая нормальная плёнко-тушка в разы казуальней и при желании чуток вложиться в стёкла - лучше картинкой (особенно когда речь зайдёт о печати и суровая лодка влажных фантазий разобъётся о унылый быт, в котором нормально ч/б с цифры отпечатать это эпичная проблема - у меня плоттер с «quad black» (все четыре канала чёрного могут лить параллельно на правильных носителях) но даже после месяца калибровки это даже не рядом с дешёвским увеличителем, если печатать «на стороне» то это сразу провал)
  • хотца качества в ч/б и не охота возиться с плёнкой - сигмовский фовеон в ч/б поинтересней кодаковской пзс, и заметно лучше кмопа второго монохрома
  • хотца качества в цвете … тут м9 сложно переплюнуть но они уже тогда ржавели поголовно, да и опять-же если хочется экстрима то фовеон интересней

да, dng обычный… что меня напрягает во всех монохромах - совершенно плоская тональность. чб ведь по определению не может быть просто техническим точным воспроизведением яркости объектов. какая-то тональность должна закладываться на уровне сенсора тогда уж.

сенсор первого монохрома это просто счётчик падающих фотонов, в нём нет магии. его задача просто зафиксировать сколько света прилетело в конкретном месте кружка проекции. такие-же кодаковские кафы ставились на телескопы для астрофото, регистраторы сигналов и кучу всякого не богемного железа, а мы на аналоге от техаса даже делали видеокамеры для погранцов для условий ультра низкой освещенности
тональную кривую задаёт конвертер, который перемалывает данные с матрицы.
у лейки всегда были отменные настройки камерной обработки для «европейско-привычного восприятия» (с нормальным красным каналом и без утрирования синего) но в монохроме оно не выстреливает :-)

rukez ★★★★
()
Ответ на: комментарий от rukez

слушай, ты бы лучше не выделывался с русским языком-то... и так сложно мысль понять, а ты ведь далеко не литератор.

crypt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от rukez

у лейки всегда были отменные настройки камерной обработки

начнем с явной лжи, а точнее некомпетентного высказывания. у них отсутствуют свои наработки в color science и Out of camera jpeg всегда был рыжим *овном. впрочем, современный фотограф не художник и тупо не видит разницы между хорошим цветом и плохим.

сенсор первого монохрома это просто счётчик падающих фотонов,

по-моему я где-то видел информацию, что они по углу падения все-таки делают какой-то анализ на тему длинны волны. по крайне мере чб пленка никогда не реагирует одинаково на свет с разной длинной волны и я сомневаюсь, что на чб лейках оставили все в таком запущенном виде. вытья в интернете о том, что чб лейка - это новая пленка полно. хотя кадры этого не подтверждают. и нет, софтварно ты это не исправишь.

тональную кривую задаёт конвертер, который перемалывает данные с матрицы

это не вся правда. сенсор тоже имеет свои свойства.

о том что цифро м-лейки ни рыба ни мясо

вот тут пожалуй есть доля правды. хотя твои причины скрыты под слоями твоего умничания. но Leica единственные, кто предоставляют уникальный размер, уникальную систему фокусировки, а epson - это уже давно история.

у m9 такой dd, что его здоровый человек тоже всерьез воспринимать не будет. и цвет на помойку.

crypt ★★★★★
()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 4)
Ответ на: комментарий от crypt

слушай, ты бы лучше не выделывался с русским языком-то… и так сложно мысль понять, а ты ведь далеко не литератор.

да я вообще давно зарекался бисер метать

начнем с явной лжи, а точнее некомпетентного высказывания. у них отсутствуют свои наработки в color science и Out of camera jpeg всегда был рыжим *овном. впрочем, современный фотограф не художник и тупо не видит разницы между хорошим цветом и плохим.

алёш, человек который использует слово «колор сайнс» - жертва маркетинга, весь твой сайнс это выдать максимальное соответствие длинны волны на входе и трёх цифр на выходе, но для монохрома даже это не требуется - там на входе только амплитуда а на выходе яркость

по-моему я где-то видел информацию, что они по углу падения все-таки делают какой-то анализ на тему длинны волны

лол, какой анализ по углу падения? там ПЛЕАТ ФОТОДИОД обычный в каждом пикселе - ты понимаешь что такое фотодиод? если нет то погугли.
а видел ты наверное информацию о микролинзах, которые заворачивают лучи перпендикулярно на углах - теплое с мягким, но это нормально для колор-сайнтистов(с)

это не вся правда. сенсор тоже имеет свои свойства.

обоснуй

вот тут пожалуй есть доля правды. хотя твои причины скрыты под слоями твоего умничания. но Leica единственные, кто предоставляют уникальный размер, уникальную систему фокусировки, а epson - это уже давно история.

у m9 такой dd, что его здоровый человек тоже всерьез воспринимать не будет. и цвет на помойку.

чувак, с этим барахлом, которое ты для себя открыл, все наигрались десять лет назад - тогда dd (dynamic durachok?) у всех был никакой, по современным меркам - сейчас в карманном gx80 за 30 рублей новым больше дд в меньших габаритах, что правда не мешало ни тогда ни сейчас.

но ты можешь продолжать считать что в равах скрыта тайная магия и шедевры, а подлый ДТ все проявляет как овно и во всём виноват, мы не против но дело обычно не в ДТ :-)

rukez ★★★★
()
Ответ на: комментарий от rukez

да я вообще давно зарекался бисер метать

ну вот... очередной умственно отсталый технарь попался.

ПЛЕАТ ФОТОДИОД

у которого спектральная чувствительность может быть нелинейной.

обоснуй

см. выше. обойдешься. добавил в игнор.

crypt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от crypt

по-моему я где-то видел информацию, что они по углу падения все-таки делают какой-то анализ на тему длинны волны у которого спектральная чувствительность может быть нелинейной.

и как он измерит угол падения?
особливо что заведомо не известна ни мощность источника ни его спектр
теперь мы точно знаем что приводит к поиску магии в равах лейки - каша в голове :-)

ну вот… очередной умственно отсталый технарь попался. см. выше. обойдешься. добавил в игнор.

ой ой, у художника колор-сайнтиста бомбануло :-)
пака-пака

rukez ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Exmor_RS

Можно. Но особым образом.
Как пишут:
darktable --library :memory:

After start darktable creates a new database in memory which is being deleted when darktable is being closed.

И тикет на гитхабе.

tis ★★
()
Ответ на: комментарий от fornlr

Что GIMP, что Krita ужасают локализацией.

Если тебе не нравятся конкретные места в переводе гимпа, можешь написать про это прямо мне.

Если тебе в принципе не нравится локализация, это вообще другая история, какие тут вопросы — дело вкуса.

AP ★★★★★
()
Последнее исправление: AP (всего исправлений: 1)
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.