LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Изложение по физике

 


6

1

Почитал Фрейда, решил встретиться с вещами, которые больше всего пугали в детстве. Конечно же, это учебник физики, в котором ничего не понятно, а потом надо писать контрольную и отвечать у доски.

Ну что, сказано - сделано, идем на торренты, гуглим «учебник физики 10 класс», читаем.

Так вот что.. Там действительно ничего не понятно. Даже учитывая, что все написанное уже знаешь.

Есть такое предположение, что человек учится систематически, на основе ассоциаций. Одно знание прикладывается к другому, как кирпичики в стене, складываешь-складываешь - а там и египетские пирамиды вырастут, или чего покруче. Соответственно, дело учебника - выстраивать в голове систему знаний, помогать строить цепочки ассоциаций, итэпэ. Касательно практики - рассказывать, как правильно думать, чтобы решить задачу.

В учебнике по физике все абсолютно не так. Там рассказываются какие-то факты, каждому факту уделен какой-то абзац, глава или типа того. Иногда мелькают ученые, но они на вторых ролях. Целью абзаца обычно является впарить какую-нибудь формулу. Формулы подаются так, как будто они с неба свалились (приснились ученому, он, видите ли, их «открыл»), как будто они просто существуют как вода и воздух. Вот воздух, вот вода, а вот закон Гука, который ВНЕЗАПНО был открыт в 1660 году английским учёным Робертом Гуком.

Потом в конце идет блок задач, в которых эту формулу надобно использовать, но обычно не объяснено - как. Часто задачки как бы пытаются показать, что изученные факты можно использовать в реальной жизни, но на самом деле даже клинически больному дибилу понятно, что все это вранье.

Получается какая-то слабо стематизированная свалка фактов. Единственное связующее звено в том, что этот понос надо будет скоро сдавать, тебя вызовут к доске и спросят о том, о чем там в учебнике не написано совершенно, и это пугает.

Эта слабо систематизированная свалка напомнила песенку Сплина:

Тебе снится рыбак у коралловых рифов
Неизвестный герой древнегреческих мифов
Молекулярная физика, энергия атома,
Обнаженная женщина, киллер с лопатой
Новогодняя елка, орбитальная станция
Мыльница с музыкой, радио с танцами
Машинное масло, мобильные соты
Запорожец наконец обогнал шестисотый
Тебе снится Тибет где-то за облаками
Лондонский клуб, coffeeshop в Амстердаме
Японская кухня, 22-я уловка
Ракета-носитель с ядерной боеголовкой
Пещера, полная алмазов, рубинов
Ты самый желанный, ты самый любимый
Твой портрет в желтой прессе на первой странице
И ты понимаешь, что тебе это снится 

В результате прочтения в башке остается вот это - обнаженная женщина, киллер с лопатой. Куча несвязанных разобранных фактов и задачек, которые ты должен был решить (но ясно понятно, не решил, там же не написано как это делать).

На уроках литературы в школе есть такая любимая дисциплина - надо описывать «что как бы хотел сказать автор». Или там, написать изложение того, как кто-то описывал, что как бы хотел сказать автор. Тут получается что-то похожее! Ты читаешь книжку с обрывочной инфой, а потом пытаешься представить, что автор хотел сказать, если бы мог и хотел говорить.

Возникает вопрос. Отчего из года в год людей учат по этому поносу? Наверняка у авторов учебника перед именами столько титулов, что они не влезут в листок А4. Вряд ли они не понимали, что Ньютон сделал свои открытия не просто так, а под влиянием каких-то вполне конкретных вещей, которые собственно и строят цепочку ассоциаций. Что система записи и нынешний вид формул взяты не с потолка, а нужны по вполне конкретным причинам. Что есть давным-давно отработанные схемы решения стандартных задач, пользуясь которыми даже клинический дибил из 2ого класса «Д» сможет за пять минут решить весь учебник. Что не нужно никаких вымышленных задач о маше и пете, идущих по грибы, когда можно по-быстрому скрутить из говна и палок радиоприемник и показать, как и зачем изучается то, что изучается.

Касательно истории и цепочки ассоциаций можно глянуть, например, книжку Хокинга «история времени» (или как-то так, интернет очень тормозит, сложно нагуглить), которая читается буквально за несколько часов - чувак в простой доступной форме объяснил половину касающихся времени ассоциаций. (Да, там нет формул. Хокингу в издательстве сказали, что каждая формула будет сокращать количество читателей вдвое, поэтому он решил пожертвовать только половиной и написал про e=mc^2). Если бы все учебники были такими то, имхо, к третьему классу люди бы знали всю школьную программу.

Есть подозрение, что автор учебника далеко не дибил, и пытался достичь каких-то негуманоидных целей, сразу кучу, и бросился за всеми зайцами сразу. Ну его и разорвало. Когда пожарные отмыли от асфальта кровь, кишки и мозги, на дороге осталась лежать эта многострадальная книжка.

Интересно узнать, что это были за цели. Какие цели вообще ставит современная образовательная система.

Так же интересно, есть ли нормальные книги по сабжу. Одновременно И пригодные для детей младшего-среднего школьного возраста, И описывающие вещи нормальным способом, без сатанинских пыток, изложенных выше.

К линуксу это имеет такое отношение, что передам ваши советы знакомому школьнику, который имеет по физике ровно два.

★★★★☆

Последнее исправление: stevejobs (всего исправлений: 1)

передам ваши советы знакомому школьнику, который имеет по физике ровно два

Когда-то работало это, это, это и это.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от kinik

А когда на уроке тему разбирали, ты чем слушал? Насколько я помню школу, ни одну тему не давали для самостоятельного изучения по учебнику. Или сначала учитель расскажет, а на дом задаст прочесть то же самое в учебнике, или первые 15 минут урока класс читает учебник, а потом учитель рассказывает своми словами.
То есть двадцать лет назад так было, по крайней мере.

Xellos ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Essentuki_17

Он использует иные, прогрессивные методы.

Вот начитается он на ночь учебников своим прогрессивным методом, а потом на лоре вбрасывает...

Xellos ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от xnick

Что, правда? Ужасы какие.
Я-то последние годы в физмате учился, и производную с интегралом мы уже прошли к этому времени...

Xellos ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от xnick

вопрос,а нахрена это всем знать?у нас что,все поголовно пойдут инженерами работать или другие тех специальности?я вообще считаю,что надо школу сделать 14 лет,как в сша,и вести до 7 класса общую программу, и по профессиям обзоры,притом с полным спектром задач в профессии,таким образом к 7-8 классу люди будут определяться с профессией.и уже под неё будут выбраны предметы.А так же убрать из вузов 80% нынешних специальностей,тк им нечего там делать.И тогда будет нормальное образование,а пока маша идёт в вуз.чтобы сидеть в банк клиенте,это идиотизм.

erzent ☆☆
()
Ответ на: комментарий от Xellos

вот именно,так было 20 лет назад,сейчас учитель посвещает самому уроку не более 10 минут,потом заполняет 3 копии бумаг о этих 10 минутах.

erzent ☆☆
()
Ответ на: комментарий от erzent

Сейчас в 4,5 года,мы ходим сами по магазинам(не сидим в тележке),выбираем сами себе,что хотим.

а также пишем на ЛОР.

dikiy ★★☆☆☆
()

Когда пожарные отмыли от асфальта кровь, кишки и мозги, на дороге осталась лежать эта многострадальная книжка.

Упал моник и прямо на башку?

iVS ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от erzent

а пока маша идёт в вуз.чтобы сидеть в банк клиенте,это идиотизм.

это говорит лишь о том, что система позволяет маше закончить ВУЗ без наличия знаний.

dikiy ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от Satou

Что там решать то? По моему только клинические идиоты не способны вместо буковок в формуле подставить соответствующие циферки данные в условиях задачи

Ты в одной фразе раскрыл всю суть школьного образования по физике: нужно запомнить формулы и их применение. Понимание? А что это? Как проверить? А тут же все просто: вот задача, там взять нужную формулу, сюда подставить. И на основе этих формальных фактов можно судить о понимании. Так оно и работает, школьное образование.

iVS ★★★★★
()
Последнее исправление: iVS (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от dikiy

да это песец,в сбере такие кадры работают,я вчера хотел у неё уже забрать клавиатуру и сам ввести все данные,она тупо путалась что надо вводить....

erzent ☆☆
()
Ответ на: комментарий от iVS

тогда в чём смысл этого бреда?пусть все пройдут основу,явления,и тп,а формулы и тд оставить на тех,кто пойдёт работать в этом направлении.... Вот зачем телефонистке кате понимание вектора ветра и ядерная физика ?она что их запомнит?

erzent ☆☆
()
Ответ на: комментарий от dikiy

научиться думать понятие растяжимое,я работал в гос учреждении недолго,сидят доктора наук,это такие не приспособленные к самостоятельной жизни люди,хотя физику,химию,биологию они знают на отлично.Но что-то думать это их не научило.

erzent ☆☆
()
Ответ на: комментарий от Xellos

Я за тебя рад. Мы про всяких олимпиадников лицеистов физматчиков говорим, или про обычную для нормальных детей школу?

xnick
()
Ответ на: комментарий от erzent

Вот зачем телефонистке кате понимание вектора ветра и ядерная физика ?она что их запомнит?

Запомнит. Суть же школьного образования - запомнить. Не важно, что не понимаешь, почему нельзя совать шпильку в розетку. Зато помнить уравнения из электричества. Память в детстве настолько хороша, что можно запомнить весь этот бред. А в конце школы окончательно убедиться, что учебники - это говно, а редкие всплески понимания были тогда, когда тебе попадался учитель от бога.

iVS ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от erzent

Если ключевое слово работа, то можно рассматривать всеобщую массовую общеобразовательную школу как фабрику кадров для промышленности в эпоху индустриализации. Окончил школу и научился тупо просиживать по 8 часов и делать точно по инструкции без понимания. В итоге индустрия получала идеального массового рабочего на конвейр. Сейчас парадигма меняется, а система образования работает по старому и нацелена на решение задач, актуальных век назад. Аттестат (как и вузовская бумажка) себя потихоньку изживает. С абстрактными знаниями не привязанными к опыту непонятно что делать. В итоге, налицо систменый кризис. А 10, 11 или 14 лет лоботряса учить - совершенно не важно.

xnick
()
Ответ на: комментарий от xnick

если убрать 80% специальностей из вузов,то эти школы с такой системой и будут готовить специалистов.Просто таким образом мы избавимся как от надобности ребёнку проплачивать ненужную ему корку так и кормить непонятных чиновников,но это мечты.

erzent ☆☆
()
Ответ на: комментарий от erzent

Сейчас есть система профессионального образования, 9 лет проучился в школе, потом доучился ПТУ и работаешь специалистом в конкретном деле. Но после 9го класса человек (как правило) сам еще в жизни ничего не понимает, а у родителей в мозгу засело, что для успешной жизни чаду непременно нужно получить вышку. И вот токарь от бога учится на менджменте и прочей экономике. А когда наконец осознает, что он токарь (если осознает) - два года в школе и пять лет вуза - псу под хвост.

xnick
()
Ответ на: комментарий от xnick

если бы токарь получал больше продавщицы Маши в турфирме ,может быть родители бы и не отправляли его туда.

erzent ☆☆
()
Ответ на: комментарий от erzent

В том и дело, что это миф. Диплом о ВО сам по себе не гарантирует продавщице Маше зарплату больше чем у токаря Васи. Более того, диплом даже не является необходимым условием, но родители этого упорно не понимают.

xnick
()
Ответ на: комментарий от xnick

скажи это в питере 70% компаний,где сейчас уборщице необходимо высшее образование.Притом без вышки реально не берут.

erzent ☆☆
()
Ответ на: комментарий от xnick

нет,просто появилась такая профессия HR,сидят там чаще всего дуры лет 20-28,с уровнем мозга как у улитки,они читают разные новомодные книжки для hrов,притом прочитав 2 я узнал.Что кандидат из неполной семьи ,это на 70% наркоман и алкоголик,человек без высшего образования из нищей семьи,а значит он вор и лентяй,а если у кандидата родители работают продавцами и тп,значит доверять ему работу престижнее тоже не желательно....

erzent ☆☆
()
Ответ на: комментарий от kto_tama

основные математические инструменты были придуманы довольно давно, еще во времена пифагора

Ньютон, Коши, Эйлер, Колмогоров, Пуанкаре и еще тысячи других смотрят на тебя с недоумением.

unanimous ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Suigintou

любимое классическое SF
персонажи там живые, и слог прекрасен.

Как раз в большинстве СФ слог ужасен, а персонажи одинаково плоские. Хотя есть исключения, из недавних вспоминается Лем.

alg0rythm
()
Ответ на: комментарий от alg0rythm

В общем случае, СФ лучше смотреть, чем читать. Ничего не теряешь, а времени в разы меньше тратится.

alg0rythm
()

Что касается темы треда, то целью школьного образования не является понимание предмета, а насыщение неким набором знаний и навыков, который может пригодиться в будущем (а может и не). А подставить в формулу числа из условия задачки может любой, у тебя проблемы.

alg0rythm
()
Ответ на: комментарий от Xellos

а потом ты поднимаешь руку и говоришь «я ничего не понял». Но специально для тебя повторять никто не будет, потому что урок маленький, да и вообще все кроме тебя все поняли и если начать пересказывать убьют на перемене.

stevejobs ★★★★☆
() автор топика
Ответ на: комментарий от tazhate

Они все на ЛОРе же! :3 В жж такие темы пролистывают не читая, а тут уже четыре страницы набралось

stevejobs ★★★★☆
() автор топика
Ответ на: комментарий от stevejobs

да тут создай тему про секс с женой тебе все 12 страниц будут

erzent ☆☆
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

Один раз - будут. Но если ты с третьего раза ничего не понимаешь, это повод задуматься.

если начать пересказывать убьют на перемене

Ты бредишь.

Xellos ★★★★★
()

Рекомендую двухтомник Суорца, по-моему, «Необыкновенная физика обыкновенных явлений». Очень доходчивый и наглядный учебник.

mentalmenza
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Вряд ли модераторы не понимали, что stevejobs сделал свой топик не просто так, а под влиянием каких-то вполне конкретных веществ, которые собственно и строят цепочку ассоциаций.

Я даже могу сказать, у кого именно он их взял ;)

ktulhu666 ☆☆☆
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.