LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Изложение по физике

 


6

1

Почитал Фрейда, решил встретиться с вещами, которые больше всего пугали в детстве. Конечно же, это учебник физики, в котором ничего не понятно, а потом надо писать контрольную и отвечать у доски.

Ну что, сказано - сделано, идем на торренты, гуглим «учебник физики 10 класс», читаем.

Так вот что.. Там действительно ничего не понятно. Даже учитывая, что все написанное уже знаешь.

Есть такое предположение, что человек учится систематически, на основе ассоциаций. Одно знание прикладывается к другому, как кирпичики в стене, складываешь-складываешь - а там и египетские пирамиды вырастут, или чего покруче. Соответственно, дело учебника - выстраивать в голове систему знаний, помогать строить цепочки ассоциаций, итэпэ. Касательно практики - рассказывать, как правильно думать, чтобы решить задачу.

В учебнике по физике все абсолютно не так. Там рассказываются какие-то факты, каждому факту уделен какой-то абзац, глава или типа того. Иногда мелькают ученые, но они на вторых ролях. Целью абзаца обычно является впарить какую-нибудь формулу. Формулы подаются так, как будто они с неба свалились (приснились ученому, он, видите ли, их «открыл»), как будто они просто существуют как вода и воздух. Вот воздух, вот вода, а вот закон Гука, который ВНЕЗАПНО был открыт в 1660 году английским учёным Робертом Гуком.

Потом в конце идет блок задач, в которых эту формулу надобно использовать, но обычно не объяснено - как. Часто задачки как бы пытаются показать, что изученные факты можно использовать в реальной жизни, но на самом деле даже клинически больному дибилу понятно, что все это вранье.

Получается какая-то слабо стематизированная свалка фактов. Единственное связующее звено в том, что этот понос надо будет скоро сдавать, тебя вызовут к доске и спросят о том, о чем там в учебнике не написано совершенно, и это пугает.

Эта слабо систематизированная свалка напомнила песенку Сплина:

Тебе снится рыбак у коралловых рифов
Неизвестный герой древнегреческих мифов
Молекулярная физика, энергия атома,
Обнаженная женщина, киллер с лопатой
Новогодняя елка, орбитальная станция
Мыльница с музыкой, радио с танцами
Машинное масло, мобильные соты
Запорожец наконец обогнал шестисотый
Тебе снится Тибет где-то за облаками
Лондонский клуб, coffeeshop в Амстердаме
Японская кухня, 22-я уловка
Ракета-носитель с ядерной боеголовкой
Пещера, полная алмазов, рубинов
Ты самый желанный, ты самый любимый
Твой портрет в желтой прессе на первой странице
И ты понимаешь, что тебе это снится 

В результате прочтения в башке остается вот это - обнаженная женщина, киллер с лопатой. Куча несвязанных разобранных фактов и задачек, которые ты должен был решить (но ясно понятно, не решил, там же не написано как это делать).

На уроках литературы в школе есть такая любимая дисциплина - надо описывать «что как бы хотел сказать автор». Или там, написать изложение того, как кто-то описывал, что как бы хотел сказать автор. Тут получается что-то похожее! Ты читаешь книжку с обрывочной инфой, а потом пытаешься представить, что автор хотел сказать, если бы мог и хотел говорить.

Возникает вопрос. Отчего из года в год людей учат по этому поносу? Наверняка у авторов учебника перед именами столько титулов, что они не влезут в листок А4. Вряд ли они не понимали, что Ньютон сделал свои открытия не просто так, а под влиянием каких-то вполне конкретных вещей, которые собственно и строят цепочку ассоциаций. Что система записи и нынешний вид формул взяты не с потолка, а нужны по вполне конкретным причинам. Что есть давным-давно отработанные схемы решения стандартных задач, пользуясь которыми даже клинический дибил из 2ого класса «Д» сможет за пять минут решить весь учебник. Что не нужно никаких вымышленных задач о маше и пете, идущих по грибы, когда можно по-быстрому скрутить из говна и палок радиоприемник и показать, как и зачем изучается то, что изучается.

Касательно истории и цепочки ассоциаций можно глянуть, например, книжку Хокинга «история времени» (или как-то так, интернет очень тормозит, сложно нагуглить), которая читается буквально за несколько часов - чувак в простой доступной форме объяснил половину касающихся времени ассоциаций. (Да, там нет формул. Хокингу в издательстве сказали, что каждая формула будет сокращать количество читателей вдвое, поэтому он решил пожертвовать только половиной и написал про e=mc^2). Если бы все учебники были такими то, имхо, к третьему классу люди бы знали всю школьную программу.

Есть подозрение, что автор учебника далеко не дибил, и пытался достичь каких-то негуманоидных целей, сразу кучу, и бросился за всеми зайцами сразу. Ну его и разорвало. Когда пожарные отмыли от асфальта кровь, кишки и мозги, на дороге осталась лежать эта многострадальная книжка.

Интересно узнать, что это были за цели. Какие цели вообще ставит современная образовательная система.

Так же интересно, есть ли нормальные книги по сабжу. Одновременно И пригодные для детей младшего-среднего школьного возраста, И описывающие вещи нормальным способом, без сатанинских пыток, изложенных выше.

К линуксу это имеет такое отношение, что передам ваши советы знакомому школьнику, который имеет по физике ровно два.

★★★★☆

Последнее исправление: stevejobs (всего исправлений: 1)

Ответ на: комментарий от FRCTLL

Образование же

Педагогическое? Если нет то это «изложение» с образованностью не имеет ничего общего.

J ★★★★
()

передам ваши советы знакомому школьнику, который имеет по физике ровно два.

Конечно же двойка у него исключительно из-за плохих учебников.

J ★★★★
()

по поводу учебников именно физики довольно точное попадание
причем это совершенно справедливо не только для последних учебников
та же самая фигня была и в советской школе
я помню, у нас физичка физику не понимала вообще
когда я пытался обратиться к учебникам, мое непонимание только множилось
они еще в то время были написаны непонятно кем и непонятно для кого
читать их было невозможно - один факт никак не был связан с другим, о целостной картине мира говорить было невозможно
если эта традиция сохраняется и сейчас, то можно говорить о том, что в школьной физике ничего не изменилось

kto_tama ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от FRCTLL

почитай «идиот» Достоевского,живее не чего не прочитаешь .

erzent ☆☆
()
Ответ на: комментарий от Suigintou

наслаждаться бурной фантазией с описанием приключений и переживаний героев в неведомых локациях

О, так ты ещё маленький, тебе ещё только яркие цветные игрушки интересны. Извини, пожалуйста, мальчик, я больше не буду тебя обижать.

Xellos ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Suigintou

Я вообще не понимаю,зачем под этот предмет 2 урока в неделю выделили,у них 4 дня в неделю по 7 уроков,пятницу субботу 6.Под всякий бред расходуют часы,которые бы потратили на подготовку к егэ и гиа.А учитывая писанину у учителей,они и так только 10 минут от урока теперь посвящают самому уроку и разъяснениям.

erzent ☆☆
()
Ответ на: комментарий от FRCTLL

С учётом того, что Чехов богат в основном рассказами, с персонажами у него не очень. А слог Достоевского для меня тяжёл. Но персонажи у Фёдора Михайловича действительно живые, про каждого можно отдельное сочинение на 20 листов писать, про его настоящее, прошлое и будущее.

Xellos ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Xellos

прикинь,мне 26 лет и я мангу читаю в основном сейчас.Прямо как японцы,и не чего.Книги сделаны чтобы расслабится а не загрузиться.

erzent ☆☆
()
Ответ на: комментарий от Xellos

Достоевский явно не лучший выбор,чтобы почитать книгу после работы, у него много смысла, а тяжёлый смысл, с задатками рассуждения о бытие, это нагрузка и так на уставший мозг.

erzent ☆☆
()
Ответ на: комментарий от Suigintou

Оличный способ получить четыре оценки сразу. 5/5 по языку и литературе, ещё одну 2 по литературе за то, что не в тему, и ещё одну 2 по поведению. И привод родителей в школу.

Xellos ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от erzent

Книги сделаны чтобы расслабится а не загрузиться.

Книги сделаны для передачи знаний. Либо идей. Остальные можно использовать по назначению после того, как расслабился

router ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Xellos

А посоветуй какого-нибудь философа, который не слишком выносит мозг. Фрейда ещё можно читать, а Юнг полный алес капут.

router ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от erzent

,и не чего

Результат заметен.

Книги сделаны чтобы расслабится а не загрузиться.

Разные книги сделаны для разного. Существует прикладное искусство, существует настоящее. Как и в науке: есть фундаментальная и есть технология. Просто ты видишь то, что тебе надо. Спи дальше.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Xellos

так сказал,как будто мне 200 лет,всего 26... Я вот не вижу смысла грузиться философами, особенно пока живу в проклятом богом государстве.К тому же у тебя видно пока детей нет,потому что ты не представляешь,как тяжело найти нормальную литературу для детей от 3-6 лет,чтобы и не сказки аля бычок и не ересь про пионера Васю,который ради ком партии тоскал трубы.И вот тут манга с стиле «повседневность» очень помогает.Ребёнку можно показать разные ситуации в жизни, и объяснить мотивы поведения в них.

erzent ☆☆
()
Ответ на: комментарий от Xellos

Стало стыдно через 20 секунд после того как нажал «отправить», теперь редактировать поздно

Когда приводил эти фамилии, думал только о умении писателя донести свою мысль доходчиво.

router ★★★★★
()
Последнее исправление: router (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от erzent

всего 26

Повторяю. К 26 годам я уже прочёл всего Юнга, Фрейда, Соловьёва, Бердяева, Ницше, до которых смог дотянуться. Я прочёл даже три работы Лосского, а это тот ещё загруз. Про Достоевского, которого я прочёл ещё в 10-11 классах, я не буду упоминать.

как тяжело найти нормальную литературу для детей от 3-6 лет

То есть ты читаешь только то, что читаешь ребёнку? Бедный твой ребёнок, тебе ведь ему нечего передать.

Xellos ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от erzent

Я вот не вижу смысла грузиться философами, особенно пока живу в проклятом богом государстве.

А после смены гражданства ты морально повзрослеешь, ощутишь себя надеждой человечества, титаном мысли и отцом ру^w финской демократии?

router ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от router

Из психологов Фромм считается достаточно доходчивым. Из философов - тяжело почти всех. У Ницше, впрочем, хорошо написаны Сумерки идолов и Антихрист, но без всего остального, без хотя бы «Человеческого, слишком человеческого» они непонятны. Впрочем, Ницше вообще рекомендуют читать на немецком...

Xellos ★★★★★
()

по поводу непереваримости учебников я вот еще что думаю:
основные математические инструменты были придуманы довольно давно, еще во времена пифагора
я имею ввиду аксиоматическое построение математики
т.е. в основе всего лежат постулаты, которые не подлежат обсуждению
вот их нужно принять - и все тут
показательны в этом отношении труды архимеда по математике и физике
после него в истории математики зияет пустота протяженностью почти в две тысячи лет
где-то только в 17-18 веке начал развиваться мат-анализ, теория бесконечно малых и т.д., основы которых фактически были заложены еще архимедом
возможно, одной из причин этого является тот факт, что архимед не удосужился обьяснить природу того, почему и как существуют те или иные математические и физические аксиомы
почему ?
возможно, и потому, что это невозможно сделать на обычном простом языке
я думаю, что эта традиция жива до сих пор, в том числе и в школярной литературе

kto_tama ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sin_a

сказки,это сказки,это нужны,но помимо сказак,нужна детская литература,по которой можно было бы показать ребёнку жизненные ситуации.Например по манге,я дочери в 4 года объяснил,что с ней может случиться,если она убежит от нас в магазине, и что делать,если она отошла,посмотреть товар,и нас оттуда не видно.Сейчас дети очень умные,мы говорить начали нормально уже в 2,5 года.Притом очень нормально,это минимум коверканья слов,полностью формулирует свою мысль,использует длинные предложения.А просто мама,папа,баба,деда уже в 8 месяцев говорили.с 3 лет очень хорошо стала запоминать последовательность жизнедеятельности,с посторонними взрослыми общается по минимуму,здравствуйте-до свидание.конфеты и тп не брала уже после 3 разговоров и примеров из манги,на примере которой мы обсуждали её поведение в магазине и на улице.Сейчас в 4,5 года,мы ходим сами по магазинам(не сидим в тележке),выбираем сами себе,что хотим.

erzent ☆☆
()
Ответ на: комментарий от Xellos

нет,я читаю и классику,но я и манги много читаю,потому что надо выбрать достойную моего ребёнка,и главное,чтобы эта манга помогла нам смоделировать необходимую ситуацию.Может для тебя это и не важно,а мне вот безопасность ребёнка важна,а в манге много сцен из «реальной» жизни,на базе которых можно представить наглядно ребёнку результат действий.

erzent ☆☆
()
Ответ на: комментарий от erzent

Знаешь, по твоему языку я бы не сказал, что ты много читаешь.

По крайней мере не на русском языке.

Artificial_Thought ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Xellos

К 26 годам я уже прочёл всего Юнга, Фрейда, Соловьёва, Бердяева, Ницше, до которых смог дотянуться

Это вряд ли повод для гордости.

С другой стороны, лучше так, чем как тот бедолага, у которого от философии мозг устаёт.

FRCTLL
()
Ответ на: комментарий от Xellos

С учётом того, что Чехов богат в основном рассказами, с персонажами у него не очень

Не вижу логической связи. В одном небольшом рассказе можно передать больше, чем в графоманской писанине на пять томов.

FRCTLL
()
Ответ на: комментарий от router

А посоветуй какого-нибудь философа, который не слишком выносит мозг

Если человек умеет и любит размышлять, ему никакой философ не сможет вынести мозг.

Попробуй Канта, например. Хотя лично я рекомендовал бы экзистенциалистов.

FRCTLL
()
Ответ на: комментарий от erzent

В этом нет ничего плохого. Амёбам - амёбово, людям - человеческое.

FRCTLL
()
Ответ на: комментарий от Xellos

Из психологов Фромм считается достаточно доходчивым

Доходчив - это да, но он фанатик. Будучи смертным, отрицать и презирать всё, что связано со смертью - это так по-детски наивно.

FRCTLL
()

все что выше не читал

Все зависить от учителей.
Знаю по себе: пока учился в одной школе хорошо знал химию и плохо въезжал в физику.
Переехали - сменилась школа. Физика - отлично. Химия в говно.
Умение заинтересовать и правильно донести-растолковать - это и есть задача преподавателя.
А так да - учебники говно. Самостоятельно с ходу трудно понять, а особенно применить на практике.

mopsa
()

У меня только один вопрос после прочитанного - что вы, батенька, такое забойное курите?

cadaber ★★
()
Ответ на: комментарий от FRCTLL

Если человек умеет и любит размышлять, ему никакой философ не сможет вынести мозг.

Ты не читал Лосского. Иначе бы ты так не говорил. Открываешь «Мир как органическое целое» на любой странице, читаешь её - и закрываешь. И больше ты уже не будешь таким, как был.

Xellos ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Quasar

так они только на уровне рассказа и нужны. Ни один вменяемый человек (кроме настоящих физиков) никогда не будет обсчитывать реальные черные дыры. Но знать это обзорно, как часть культурного наследия - полезно. В стиле того, что всем полезно знать, сколько планет обнаружили в Солнечной системе, чтобы быть культурным современным человеком, но в жизни это знание не пригодится никогда.

stevejobs ★★★★☆
() автор топика

Автор бредит. Советские учебники физики прекрасны - зачитывался ими еще в 9 лет

michwill ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от michwill

Впрочем, если так уж хочется просветиться, советую почитать Суорца

michwill ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Xellos

Но ведь на самом деле, в учбнике не очень понятно всё объясняется. Частенько приходится к учителю подходить, чтоб объяснил что они и откуда взяли.

kinik ★★☆
()

В природе есть хороший школьный учебник физики (кратенько, на три нетолстых тома)

Элементарный учебник физики. Под ред. Г.С. Ландсберга Т. 1. Механика. Теплота. Молекулярная физика Т. 2. Электричество и магнетизм Т. 3. Колебания и волны. Оптика. Атомная и ядерная физика

xnick
()
Ответ на: комментарий от xnick

щас поискал на рутрекере
Ландсберг там кстати есть
на запрос - учебник физики - выдает портянку:
филатов, пинский, мякишев,сиротюк, генденштейн, лозовский, смирнов, тихонин ...

kto_tama ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от kto_tama

Главная беда школьной физики - детям пытаются на пальцах пересказать производную и интеграл без введения понятий производной и интеграла. Тот же F=ma вводится как сокральнео знание, без объяснения того, что a(t) = v(t)' = x(t)". И поэтому отдельно по пол года смакуют всякие частные случаи равноускоренного движения и прочую лабуду, которую, зная основы матана, можно вывести за пару минут.

xnick
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.