LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Матаппарат для управления моделью самолета?

 , автоматика,


4

2

Посоветуйте книгу/статью с математическим аппаратом для решения задачи «На входе азимут и расстояние до точки в пространстве, на выходе команды управления элеронами-рулями, чтобы переместиться в эту точку».



Последнее исправление: panzerito (всего исправлений: 4)

Ты какой-то страшный аппарат плохого назначения собираешься делать? Ужос!

Deleted
()

А бомбы падают по баллистической траектории, если сопротивление воздуха не учитывать (ну для не очень скоростных дронов можно не учитывать)

Harald ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Harald

Интересует матмодель управления именно самолетом. Это вертолет может летать как головка 3d принтера.

panzerito
() автор топика

может быть... Попов?

dikiy ★★☆☆☆
()

Посоветуйте книгу/статью с математическим аппаратом

Ты думаешь, для этого хватит одной статьи или даже книги?

Кстати, есть довольно много открытого софта для управления дронами.

tailgunner ★★★★★
()

Если речь про самолёт нормальной схемы, то рекомендую начать вот с этой литературы:

  • Ю. П. Гуськов, Г. И. Загайнов. Управление полётом самолётов. 2 изд. Москва: Машиностроение, 1991.
  • И. А. Михалёв, Б. Н. Окоёмов, М. С. Чикулаев. Системы автоматического управления самолетом. 2 изд. Москва: Машиностроение, 1987.
  • Ю. В. Байбородин, В. В. Драбкин, Е. Г. Сменковский, С. Г. Унгурян. Бортовые системы управления полетом. Москва: Транспорт, 1975.

Такие вопросы лучше не сюда, форум не профильный же. Хотя понимаю, что профильные форумы по этой теме отвратительны.

nezamudich ★★
()
Последнее исправление: nezamudich (всего исправлений: 1)

И матан подтянуть определенно придется. Банальной университетской «вышки» не хватит

cvv ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от cvv

Если речь про автопилот (а я так понял, что речь про типовой автопилот), то университетской вышки хватит за глаза.

nezamudich ★★
()
Ответ на: комментарий от tailgunner

Зависит от начальной базы. Если есть хоть какое-то представление о том, на какие части делят аэродинамические силы и моменты, действующие на самолёт, то одной-двух книжек хватит, чтобы сколотить достаточно хороший автопилот.

nezamudich ★★
()
Последнее исправление: nezamudich (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от nezamudich

Если есть хоть какое-то представление о том, на какие части делят аэродинамические силы и моменты, действующие на самолёт

Я думаю, что такое представление можно иметь только при соответствующем образовании (в стандартную прогерскую/приматную матподготовку это не входит), но в таком случае не было бы такого вопроса.

tailgunner ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от nezamudich

Или вы не строили автопилот, или у вас вышка сильно лучше средней среди инженеров. Кстати, не секрет какой именно профиль у вас лично?

cvv ★★★★★
()
Последнее исправление: cvv (всего исправлений: 1)

Кстати, крайне рекомендую начать с математической модели самолёта, чтобы было на чём отрабатывать алгоритмы управления. Когда только начинаешь работать по этой теме, может показаться, что можно прилепить какие-нибудь алгоритмы и за счёт дешевизны эксперимента отработать автопилот сразу на реальном объекте.

В реальности так сделать скорее всего не получится, и после кучи потраченного времени, набив много больных шишек, всё равно начнёшь делать матмодель самолёта с автопилотом. Потому что отлаживать неудавшиеся эксперименты, искать косяки в управлении и ловить неочевидные источники возмущений гораздо проще и удобнее на математической модели, чем на реальном объекте.

Может быть это всё очевидно, конечно, но я встречал людей, которые познавали это на тяжёлом опыте. Лучше этих ошибок не повторять.

nezamudich ★★
()
Ответ на: комментарий от nezamudich

Литературы по тому, как летает самолёт, с оценками всяких коэффициентов и тяг, можно найти кучу (гуглёж «аэродинамика самолёта» и «динамика полёта»). Если будут затрудения, спрашивай, может я что подскажу, может ещё кто.

Хотя самый правильный путь — это найти энтузиастов по твоему направлению и кооперироваться. Одному грести куда сложнее, чем командой.

nezamudich ★★
()

Ах, да. Слышал, что есть автопилоты, которые умеют настраиваться под объект. Типа включаешь режим обучения, ручками делаешь несколько базовых манёвров, и по этим манёврам автопилот сам выбирает коэффициенты. Ссылок не дам, ибо в теме модельных автопилотов не варюсь.

Про готовые автопилоты могу сказать, что коллеги на самодельных самолётах без особых проблем заводили вот это: http://px4.io/

nezamudich ★★
()
Последнее исправление: nezamudich (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от nezamudich

Спасибо. Да, вопрос о самолете нормальной схемы - тянущий винт, низко/центроплан, как-то так. Но я не в теме, так что не знаю, что важно, а что не очень. И собирался оценить все на матмодели.

panzerito
() автор топика

чтобы решить задачу «На входе азимут и расстояние до точки в пространстве, на выходе команды управления элеронами-рулями, чтобы переместиться в эту точку».

 — Задачу решил?
 — Пособник ИГИЛ!

quickquest ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от cvv

Может и хватит, если вышка более-менее профильная. Например, у физиков и математиков вполне матана хватит, вот специфическая информация это другое дело.

peregrine ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tailgunner

Как примат скажу что входит, если нормально учиться. Правда именно про самолеты и их физику почитать придется, как и про аэродинамику, если она нужна, а математическое понимание входит в дисциплины связанные с мат. физикой, моделированием, ТАУ, матан, функан, физика.

peregrine ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от nezamudich

Я встречал целую контору, весьма успешную, которая до сих пор не осилила мат. моделирование, в результате тестируют на глазок и на стенде, правда не самолеты, а попроще технику, но вот серьёзно новую продукцию они со времен СССР производить не могут, т.к. разработка по цене шибко дорогой выходит, не могут тягаться с западом.

peregrine ★★★★★
()
Последнее исправление: peregrine (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от peregrine

Как примат скажу что входит, если нормально учиться.

Про аэродинамически силы, действующие на самолет? Как назывался этот курс?

математическое понимание входит в дисциплины связанные с мат. физикой, моделированием, ТАУ, матан, функан, физика.

Да, Капитан. Но почему вы говорите о матмоделировании там, где вопрос о довольно специфической физике? А... да вы же просто передергиваете.

tailgunner ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tailgunner

Ты остальные посты почитай. А про математику аэродинамики, будешь смеяться, но дифуры и матан. И кстати, я сомневаюсь, что именно для управления положением самолета в пространстве так сильно нужна аэродинамика, если ты конечно не с нуля самолет делаешь и тебе надо считать обтекаемость корпуса, нагрузки и прочее, что вообще-то требует работы целого отдела и не делается одним человеком, даже если он гений, иначе будет как со Светочем и йоба кулером.

peregrine ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от peregrine

А про математику аэродинамики, будешь смеяться, но дифуры и матан

Буду смеяться, да. Потому что «дифуры» (какие именно, кстати?) - это математический аппарат, который можно использовать при описании аэродинамики, или теплопроводности, или распространения радиоволн. К чему ты приплел «матан» же (в смысле «математический анализ»), я вообще не понял.

И ты так и не сказал, как называется дисциплина подготовки прикладных математиков, в которой рассматривают силы, действующие на самолет. И про ТАУ в подготовке приматов тоже любопытно услышать.

tailgunner ★★★★★
()
Последнее исправление: tailgunner (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от peregrine

И кстати, я сомневаюсь, что именно для управления положением самолета в пространстве так сильно нужна аэродинамика

Нужна, причём аэродинамика специфичная. То, что зовётся «аэродинамика самолёта». Для примера могу кинуться вот этой книгой (классика по теме): И. В. Остославский, Аэродинамика Самолета. Москва: Гособоронгиз, 1957. Смотреть следует вторую часть книги под названием «Динамика полёта».

Смысл в том, что следует чётко понимать, какие силы и моменты действуют на самолёт в различных манёврах, и как эти силы и моменты описываются. Можно, конечно, и без этой подготовки обойтись, но получится банально дольше по времени.

nezamudich ★★
()

Я вообще предполагал, что это должно выглядеть как модель/отображение, которая соотносит вектор цели с последовательностью маневров самолета, что позволят ему достигнуть цели с некоторой заданной точностью.

panzerito
() автор топика
Последнее исправление: panzerito (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от tailgunner

Силы, действующие на тело рассматриваются в рамках дисциплины физика. А вот насколько подробно их рассматривать это уже зависит от препода, группы и студента. Есть студенты, которые и кулон подвеской считают. ТАУ как минимум входит в дисциплины «Численные методы», «Методы оптимизации», «Компьютерное моделирование физических процессов», «Основы мехатроники и робототехники. Компьютерный анализ задач теории управления». А теперь ваши представления о том, что изучается в рамках профиля мат моделирования у ПМИ-шников.

peregrine ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от quickquest

ВКА и ГУАП не нужны?

Для того, чтобы сколотить автопилот RC модели самолёта? Нет, конечно. Они нужны для совсем других вещей.

nezamudich ★★
()
Последнее исправление: nezamudich (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от peregrine

И ты так и не сказал, как называется дисциплина подготовки прикладных математиков, в которой рассматривают силы, действующие на самолет.

Силы, действующие на тело рассматриваются в рамках дисциплины физика.

Причем еще в школе. Ладно, с тобой всё понятно.

tailgunner ★★★★★
()
Последнее исправление: tailgunner (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от nezamudich

Для того, чтобы сколотить автопилот RC-модели самолёта?

У ТС'а задача: «На входе азимут и расстояние до точки в пространстве, на выходе команды управления элеронами-рулями, чтобы переместиться в эту точку».

Начинать её решение надо с классики: Бесекерский В.А. Теория систем автоматического управления ©.

Нет, конечно.

Да, конечно. Иначе заказчики из ИГИЛ сделают ТС'у секир-башка :)

quickquest ★★★★★
()

Думаю не взлетит.

burato ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от panzerito

Ха, это две отдельные песни, вообще говоря :)

Есть штука, которая из текущих и потребных параметров полёта (скорость, высота, углы Эйлера и т.п.) вычисляет потребные положения рулей — это автопилот.

А есть штука, которая вычисляет потребные параметры полёта, исходя из навигационной ситуации и заданного маршрута — это система самолётовождения (FMS в простонародье).

В архитектуре PX4, кстати, присутствуют и тот, и другой элементы. Рекомендую с их опытом детально ознакомиться, прежде чем самому что-то клепать. Благо документации они накалякали предостаточно.

nezamudich ★★
()
Последнее исправление: nezamudich (всего исправлений: 1)

Ещё тебя может заинтересовать мнение вот этого человека: cast baka-kun.

nezamudich ★★
()
Ответ на: комментарий от nezamudich

Я забыл, что самолету еще нужно находиться в динамической устойчивости. Например, некая последовательность по отдельности безопасных маневров может вывести самолет из устойчивости и привести к аварии.

+ ветер.

panzerito
() автор топика

Мякишев Г. Я. «Физика: механика. 10 класс»

Deathstalker ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от panzerito

Я забыл, что самолету еще нужно находиться в динамической устойчивости.

Критерий устойчивости Гурвица © спасёт твой «ероплан» от катастрофы :)

quickquest ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AfterWork

Ну вот смотри: когда мы изучали АСУ мы во всю использовали различные интегральные преобразования. Классическая инженерная вышка предполагает только преобразования Фурье, которые в контексте АСУ не актуальны.

cvv ★★★★★
()

Модный(и не такой длинный, как книжки читать) способ: взять какой-нибудь fgfs, забить туда свою модель, и тренировать на этом нейронную сеть или что-то подобное.

DonkeyHot ★★★★★
()

Это не сюда надо. Это в библиотеку МАИ (или где ты там учишься?)

Deleted
()

Грубо подъёмную силу можно описать по формуле

C_y S \rho v^2 / 2

S — площадь крыла, \rho — плотность воздуха, v — скорость самолёта относительно воздуха, C_y — коэффициент подъёмной силы, который зависит от угла атаки. Та же формула есть и для силы сопротивления воздуха, только площадь там — площадь сечения, ну и коэффициент свой. Из этого довольно просто составить дифференциальные уравнения и гонять свои модельки.

Для более надёжного результата лучше взять опенсорсный авиасимулятор и посмотреть свои модели там (выше уже предлагали).

luke ★★★★★
()

Ну недостаточно данных же. Потому что радо учитывать еще и ветер и случайные отклонения в процессе полета.

cvs-255 ★★★★★
()

Вангую следующий вопрос «навигация в условиях работы средств РЭБ условного противника» :)

Harald ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Harald

«навигация в условиях работы средств РЭБ условного противника» :)

Да легко - инерциальная. Но к математике описания полета это отношения не имеет.

tailgunner ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.