LINUX.ORG.RU

Что быстрее изнашивает жёсткий диск: постоянная запись или разгон-остановка с паузами?

 ,


1

4

Здравствуйте! Есть ли какие данные по этому вопросу? Например, если писать на диск данные с небольшой скоростью(около 1-2МБ/с) ИЛИ если запись вести раз в час, но со скоростями, близкими к максимальным, в течении пары минут.

В первом случае логически очевидно, что магнитная головка будет в движении практически непрерывно, что, очень вероятно приводит к повышенному износу.

Во втором случае большую часть времени головка находится в состоянии покоя, но привод дисков, например, будет переодически испытывать разгон и торможение, что тоже негативно влияет на механику.

При каком способе жёсткий диск будет изнашиваться медленнее?

★★★★★

Честно говоря сомневаюсь что движения головки могут дать какой-то износ. Головка передвигается магнитным полем - там нет никаких зубчиков колесиков моторчиков - тольто подшипник. И как головку не двигай - этот подшипник и близко не подойдет к количеству оборотов которые набирает подшипник шпинделя.

Но головка может упасть - а это мгновенная смерть. И неожиданная - если она вдруг не будет запаркована когда скорость вращения шпинделя опустится ниже критического значения.

Вроде как были случаи смерти диска при введении головки в резонанс через команды позиционирования - но это опять же не износ.

Но тут если смотреть есть 2 эффекта - первый - шпиндель вертится всегда. Головка тут не упадет, но есть износ привода диска и его пожшипников. Ну и шумит и жрет. Втрой - вот эти все старт-стоп - тут надо запарковать головку до того как диск остановился и убедиться что головка не распаркуется обратно пока не раскрутится диск. То есть много ситуаций когда сбой в фирмвари или электронике может убить диск - но это не про износ.

Потом - диск крутится и центробежная сила пытается «стряхнуть» магнитый слой с подложки. если там какой-то дефект - то может слететь (скажем был микро-пузырь в напылении - и бах-лопнул.). Плюс - деградация самого магнитного слоя тупо от времени. Это же полимер - органика стареет, становится хрупкой.

Но это все теория. А на практике - ни разу не сталкивался с износом. Старение - да. «аварии» при парковке-распарковке головок - да. Выход из строя электроники - да. Но вот механический износ подшипников-моторов-приводов головок - ни один из моих дисков до такого не дожил. То есть я бы вообще не парился с износом - но старался бы избегать частых старт-стопов и особенно аварийного отключения питания.

Qui-Gon ★★★★★
()

Постараюсь ответить из общих сообщений. Если тут появятся специалисты, они поправят.

Износ, конечно, больше от прерывистой работы - и от пусков-остановов, и от работы после кратковременной записи. Непрерывная запись чуть больше греет жёсткий диск, но он изначально рассчитан в том числе на непрерывную работу, в отличие, скажем, от бытового блендера.

С другой стороны, поломка жёсткого диска - во многом случайное явление. Поэтому я бы не на износ смотрел, а на риски. Они тоже выше при кратковременной записи малых объемов, потому что суммарно диск проделывает больше работы.

Vidrele ★★★
()

нормальные диски хоть под постоянной, хоть под пиковой нагрузкой живут по 100+к часов без проблем, если ессно нет парковок и/или останова шпинделя.

NiTr0 ★★★★★
()

По совету майнеров Chia отключаю энергосбережение APM / EPC и всякие парковки

https://ctrl-art-del.github.io/HDD_reliability/

Энергосбережение сейчас не так актуально.

Все бытовые диски какие были, ломались от вибраций и падений, транспортировке, «изнашиванием» ничего не ломалось.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от Qui-Gon

Головка передвигается магнитным полем - там нет никаких зубчиков колесиков моторчиков - тольто подшипник.

Но соединена с усилителями и/или контактной группой гермоблока банальным гибким шлейфиком. Такая-то теория, да.

anonymous
()

Имею портативный HDD Silicon Power Stream S05 на 5ТБ,

Храню на нем некритичные для потери данных, в основном музыка с торрентов. Покупал в качестве эксперимента, музыку потерять не страшно – перекачаю. Диск запущен 24/7 в течение полутора лет. Температура стабильно около 50-ти градусов, считается что это очень много, вот и посмотрим. Нагрузка на диск: раздача торрентов, со скоростью около 2мб/сек.

Из оптимизаций только:

/usr/bin/hdparm -B 254 -S 0 /dev/sda

Т.е. парковка головок отключена, что подтверждается smart-ом:

ID# ATTRIBUTE_NAME          FLAG     VALUE WORST THRESH TYPE      UPDATED  WHEN_FAILED RAW_VALUE
  1 Raw_Read_Error_Rate     0x002f   200   200   051    Pre-fail  Always       -       0
  3 Spin_Up_Time            0x0027   253   253   021    Pre-fail  Always       -       2316
  4 Start_Stop_Count        0x0032   100   100   000    Old_age   Always       -       38
  5 Reallocated_Sector_Ct   0x0033   200   200   140    Pre-fail  Always       -       0
  7 Seek_Error_Rate         0x002e   200   200   000    Old_age   Always       -       0
  9 Power_On_Hours          0x0032   085   085   000    Old_age   Always       -       11429
 10 Spin_Retry_Count        0x0032   100   253   000    Old_age   Always       -       0
 11 Calibration_Retry_Count 0x0032   100   253   000    Old_age   Always       -       0
 12 Power_Cycle_Count       0x0032   100   100   000    Old_age   Always       -       28
192 Power-Off_Retract_Count 0x0032   200   200   000    Old_age   Always       -       22
193 Load_Cycle_Count        0x0032   200   200   000    Old_age   Always       -       36
194 Temperature_Celsius     0x0022   104   095   000    Old_age   Always       -       48
196 Reallocated_Event_Count 0x0032   200   200   000    Old_age   Always       -       0
197 Current_Pending_Sector  0x0032   200   200   000    Old_age   Always       -       0
198 Offline_Uncorrectable   0x0030   100   253   000    Old_age   Offline      -       0
199 UDMA_CRC_Error_Count    0x0032   200   200   000    Old_age   Always       -       0
200 Multi_Zone_Error_Rate   0x0008   100   253   000    Old_age   Offline      -       0
MaZy ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от MaZy

Имею портативный HDD Silicon Power Stream S05 на 5ТБ Принципиально же не что на коробке снаружи написано, а что внутри. Винты сейчас делают буквально две с половиной конторы, поэтому предположу, что скорее всего WD.

Диск запущен 24/7 в течение полутора лет. Берём серийник (WDCчегото-там), смотрим к какой линейке он принадлежит, затем смотрим сколько лет производитель винтов даёт гарантию на эту линейку. Если у конкретной серии нет родовых болячек (баги прошивки, вроде пресловутого переполнения счётчика парковок, бракованные партии компонетов, либо нарушения техпроцесса) и диск не подвергается механическим воздействиям — гарантийный срок он скорее всего отработает.

Температура стабильно около 50-ти градусов, считается что это очень много Такой себе эксперимент. Комфортный температурный режим в основном нужен, чтобы диск не сдох сразу после истечения гарантии.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Принципиально же не что на коробке снаружи написано, а что внутри. Винты сейчас делают буквально две с половиной конторы, поэтому предположу, что скорее всего WD.

Да, там WDC WD50NPZZ-00A9JT0

MaZy ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

там шлейфик вечный. Ни одного потенциального излома, угол смешной. Если он когда-то в истории и рвался - то только благодаря кривым ручонкам возомнивших себя мегаремонтниками школяров решивших вынуть головки не отстегнув разъем. Какой-то другой потенцивльно опасной для шлейфика ситуации даже в теории не придумать.

Qui-Gon ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tiinn

Помимо привычки парковаться диски периодически имеют привычку перекалибровывать головки. А вот парковаться от бездействия - это привычка полезная. если вдруг питание пропадет - а головки уже запаркованы. И не надо думать отработает фирмварь не отработает, хватит заряда в конденсаторах (которые от времени деградируюти) убрать головки или пришел пушной зверек.

Qui-Gon ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Qui-Gon

А вот парковаться от бездействия - это привычка полезная. если вдруг питание пропадет - а головки уже запаркованы. И не надо думать отработает фирмварь не отработает, хватит заряда в конденсаторах (которые от времени деградируюти) убрать головки или пришел пушной зверек.

И не надо думать. Где-то с 1985 по 1998 гг головки в винтах парковались исключительно отключением питания. И это не какие-то там забытые технологии предков.

tiinn ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tiinn

чем новее винт тем больше плотность уже дорожки меньше зазоры точнее позиционирование. Мой первый винт был MFM 5 мегабайт. Мега - не гига, не тера. И эта дура ревела как самолет и размер был 3.5" двойной высоты. Там головки можно было не парковать особо зазор был в километр по современным меркам. А сейчас пихают с адовой плотностью и любой сбой в позиционировании - капут. Головка держится магнитым полем - и это очень не точное позиционирование - все плывет, и диски вынуждены периодически перекалибровывать катушки махнув головкой туда-сюда и пересчитать значение токов в катушке.

Qui-Gon ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tiinn

Ну типа да - если все работает правильно. если все работает правильно - то диск вообще должен быть выброшен только по моральному устареванию, ресурса там дохрена. Все дохнет через нюансы…. Внезапное выключение питания - это один из моментов где можно словить нюанс.

Qui-Gon ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tiinn

О да - пинать HDD это последнее дело…. Собственно ответ на вопрос почему желающие ставить в ноутбук HDD идиоты да прости меня аллах… Но системник - и тем более сервер , даже домашний, не так уж часто пинают в отличии от ноута и внешней коробочки.

А самый ад - выдернуть на лету усб-коробочку и ее стукнуть - на снижающихся оборотах и недопарковавшейся голове. Прямо контрольный выстрел.

Qui-Gon ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Qui-Gon

А вот парковаться от бездействия - это привычка полезная

Да, на 2-3 градуса температура понижается. Экономия электроэнергии.

И не надо думать отработает фирмварь не отработает

А, по-моему, там же аппаратная реализация.

хватит заряда в конденсаторах

Вроде же, двигатель переключается в режим генератора.

gag ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tiinn

парковались исключительно отключением питания

А потом даже на слух стала слышна разница. Вместо жуткого щелчка просто пошевелить головками, тихо припарковать и спокойно отключить двигатель.

gag ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Qui-Gon

Головка держится магнитым полем

Там уже не просто головки на коромысле, и после перехода к 2-приводного с пьезоэлектрикой уже перешли к 3-приводному.

Да и высота головки постоянно корректируется нагревающим элементом.

И вообще, поверхности смазаны, т.к. головки уже не совсем парят, а находятся в частичном контакте с поверхностью.

gag ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от gag

А потом даже на слух стала слышна разница. Вместо жуткого щелчка просто пошевелить головками, тихо припарковать и спокойно отключить двигатель.

потому что старые HDD парковали головы на блины в специальной зоне, а на современных паркуются на какую-то пластиковую фиговину рядом с дисками. где-то читал историю, что бывали случаи когда головы врезались в эту штуковину при нештатном отключении питания.

Rost ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Qui-Gon

Добавлю, что 3,5" диски у меня вообще никогда не «умирали», кроме одного - и у того за 12 лет что-то случилось с позиционированием, бэдов очень мало, удалось всё скопировать на новый за пару суток.

Shadow ★★★★★
()

переодически испытывать разгон и торможение

переодически это как часто? у меня настроено останавливаться если обращений более 5-и секунд нет, а все базовые директории экспортированы в tmpfs, на выходже получается такое - вначале после старта винт крутится постоянно, потом начинает останавливаться\стартовать, со временем стартует все реже и реже, периоды работы становятся короче а периоды простоя наоборот увеличиваются, температуры на винтах начинают падать, а это хороший знак… рассмотрим винт как обычный электродвигатель - если просто включить то проработает довольно долго, естественно будет греться, но в разумных пределах и со временем подшибники развалятся, если включать, выключать и опять снова включать постоянно - так нагрузка будет еще сильней и двигатель начнет сильно греться и быстрее сгорит чем полетят подшибники, если же электродвигатель включать раз в 15 минут, а то и реже на 30 секунд - то он даже нагреваться не будет от столь редких пусков и ресурс подшибников будет беречься простоями.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от tiinn

Где-то с 1985

В 1985 году ещё входил на рынок ST-225, у которого никакой автопарковки не было. А в 1987 году появился ST-251 с автопарковкой по отключению питания. Но при этом и в 1990 в работе было полно НЖМД без автопарковки, так что их все по привычке парковали вручную.

Не знаю, использовались ли в ST-251 конденсаторы, похоже что нет, так как в этом году Seagate получил патент на использование энергии шпинделя (переключения привода блинов в генераторный режим) для передвижения головок при отключении питания. https://www.freepatentsonline.com/4679102.html

Не знаю, откуда идут высказывания про конденсаторы для автопарковки, исходно автопарковка была на НЖМД с шаговым приводом головок, там заметно больше энергии надо, чем для привода с подвижной катушкой. Либо большой конденсатор, либо схему повышения напряжения городить. Сложно, разве что из-за патентных ограничений...

mky ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Qui-Gon

MFM 5 мегабайт.

3.5" двойной высоты.

Не путаете? Может 5,25″?

Там головки можно было не парковать

Там же тогда вой при выключении был.

зазор был в километр по современным меркам

Дак это зазор между дорожками, а без вращения головка всё одно блина касалась и плохо её было.

Выше написал и ссылку на патент дал, что в автопарковке конденсаторов нет, сохнуть нечему. В случае современной системы перемещения головок (подвижная катушка) можно без всякой прошивки сделать схему подачи напряжения нужной полярности от привода (генератора) на катушку при исчезновении внешнего напряжения.

mky ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от mky

Почитал ещё патенты. Получается, что конденсатор для парковки при исчезновении питания был раньше, раньше чем ST-506 и там рисованы линейные (не шаговые) приводы головок и патенты касались необходимости ограничить скорость аварийной парковки головок, что нельзя просто подключать конденсатор к обмотке линейного привода. Получается, ST-506 на момент появления — отсталое техническое решение, ни линейного привода головок, ни аварийной парковки...

mky ★★★★★
()

Практическая ценность этого знания какая? Хард это расходник типа термопасты, сдох - выкинул. Благо дохнут они не так часто, если им не помочь, и перед смертью обычно жалуются на свою нелёгкую жизнь

Но какая в общем-то разница, это уже всё, отмершая технология, ты на этом знании и не заработаешь, и не сэкономишь.

shalom_ ★★
()