LINUX.ORG.RU

Релиз Mesa 19.2.0

 , ,


1

2

Состоялся релиз Mesa 19.2.0 -– свободной реализации графических API OpenGL и Vulkan с открытым исходным кодом.

Выпуск 19.2.0 имеет экспериментальный статус, и лишь после проведения стабилизации кода будет выпущена стабильная версия 19.2.1. Mesa 19.2 поддерживает OpenGL 4.5 для драйверов i965, radeonsi и nvc0, Vulkan 1.1 для карт Intel и AMD, а также поддерживает стандарт OpenGL 4.6 для карт Intel.

Основные изменения:

  • в драйверах (i965 и iris) для видеокарт Intel (gen7+) обеспечена полная поддержка OpenGL 4.6 и языка описания шейдеров GLSL 4.60;
  • расширение возможностей драйвера Iris для GPU Intel;
  • в драйверы RADV и RadeonSI добавили поддержку GPU AMD Navi 10 (Radeon RX 5700) и Navi 14. В драйвер RadeonSI также добавлена поддержка будущего APU Renoir (Zen 2 c GPU Navi) и частично Arcturus;
  • поддержка OpenGL 4.5 в Gallium3D-драйвере R600 для некоторых старых карт AMD;
  • новый компоновщик runtime — rtld для RadeonSI;
  • оптимизация производительности драйверов RADV и Virgl;
  • расширен драйвер Panfrost для GPU на базе микроархитектур Midgard (Mali-T6xx, Mali-T7xx, Mali-T8xx) и Bifrost (Mali G3x, G5x, G7x), используемых на устройствах с процессорами ARM, драйвер теперь может работать с GNOME Shell;
  • добавлено EGL-расширение EGL_EXT_platform_device, позволяющее инициализировать EGL без обращения к специфичным для устройства API;
  • добавлены новые расширения OpenGL:
    • GL_ARB_post_depth_coverage для драйвера radeonsi (Navi);
    • GL_ARB_seamless_cubemap_per_texture для драйвера etnaviv (при поддержке SEAMLESS_CUBE_MAP в GPU);
    • GL_EXT_shader_image_load_store для драйвера radeonsi (при LLVM 10+);
    • GL_EXT_shader_samples_identical для драйверов iris и radeonsi (если используется NIR);
    • GL_EXT_texture_shadow_lod для драйверов i965 и iris;
  • в Vulkan-драйвер RADV (для карт AMD) добавлены расширения:
    • VK_AMD_buffer_marker;
    • VK_EXT_index_type_uint8;
    • VK_EXT_post_depth_coverage;
    • VK_EXT_queue_family_foreign;
    • VK_EXT_sample_locations;
    • VK_KHR_depth_stencil_resolve;
    • VK_KHR_imageless_framebuffer;
    • VK_KHR_shader_atomic_int64;
    • VK_KHR_uniform_buffer_standard_layout
  • в Vulkan-драйвер ANV для карт Intel добавлено расширение VK_EXT_shader_demote_to_helper_invocation.

>>> Подробности

★★★★★

Проверено: cetjs2 ()
Последнее исправление: cetjs2 (всего исправлений: 3)

Ответ на: комментарий от mittorn

Там видеокарта почти унифицирована с десктопными ядрами, блоб тоже унифицирован, речь об последних версиях ядер шла и ещё это не игрушка вроде планшетиков и тв-приставок, он рассчитан на десктопный и серверный линукс, разработку, нейросети и микросерверы.

В общем получается что поддержка где то между малинками и кубибордами.

kirill_rrr ★★★★★
()
Последнее исправление: kirill_rrr (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от OpenMind

Тут есть путаница от того, что видеокарты это программно-аппаратный комплекс с их драйвером.

Заявленная на момент выхода карты версия опенжоеля/dx вообще так-то не обязательно описывает реальные возможности железа.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от OpenMind

А почему нет? Там из новых фич - новые типы шейдеров и синхронизации в основном. Если аппаратно синхронизации сделать возможно и gpu не ограничен железно под 2 типа шейдера (что 3.3 по идее гарантирует) то и 4.5 можно сделать. Всё реализуется программно, был бы разработчик

mittorn ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от mittorn

звучит как фантастика. Это ж теоретически можно использовать кучу железа, которое по современным меркам уже мусор практически. Надо будет протестить, как оно будет под 5450 и 3650 работать что у меня валяются, неужели полная поддержка будет?


ubuntu 18.04 последняя версия только 19.0.8. Как обновлюсь надо будет глянуть на чудо природы.

OpenMind ★★★★
()
Ответ на: комментарий от OpenMind

А толку то? Оно работать будет, но медленно. По идее это полезно для самых мощных моделей, потому наверно и сделали

mittorn ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от mittorn

Я как человек, у которого есть ноут с 8240, скажу что имеет смысл, ибо в блендер на этой видухе открылась сцена Blenderman на 11 000 000 треугольников, что нельзя сказать мало для видухи с GPU на 400 МГерцов. А вышеобъявленные видухи имеют 650 и 725 гпу соответственно. Помимо того, что это даст возможность запускать софт это требующий, это фактически даст вторую жизнь этому железу.

P.S.: Хотя возможно я ошибаюсь, ибо 8ххх поддеживает by design, а 3ххх и 5ххх это будет вкорячено сбоку и жёстко нивелирует их быстродействие не поддержкой чего-то. Вот потому и интересно)

OpenMind ★★★★
()
Ответ на: комментарий от OpenMind

поддержка OpenGL 4.5 в Gallium3D-драйвере R600 для некоторых старых карт AMD;

Я не понял, как они в карту с OpenGL 3.3 вкорячили OpenGL 4.5?! Оно вообще работает?

ну ты не понял похоже что r600 - это не то о чём ты подумал.r600 это драйвер, который используется для очень многих видеокарт, в том числе разных поколений. Например 6970 тоже на р600 работает. Видеокарта хоть и старая, но опенгл 4.5 поддерживает.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Аноним прав, r600 это драйвер для целой линейки чипов. Начиная с hd2400 которые аппаратно могут максимум в 3.3, заканчивая линейкой hd6xxx которые вполне 4.5 совместимы.Вы что то размечтались насчёт 4.5 на любом старье.

https://www.x.org/wiki/RadeonFeature/

Behem0th ★★★★★
()
Последнее исправление: Behem0th (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от mittorn

Я о младшем, нано.

https://github.com/JetsonHacksNano/buildKernelAndModules

Намекает, что всё не так уж плохо. Хуже чем у малины, но раньше у нвидии и такого не было. А гнаться за mainline ядром глупо, куда эффективней сидеть на достаточно свежей lts-ветке, особенно если раз в год-два ветку будут поднимать.

kirill_rrr ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

А собственно почему нет? Расширения 3.3 можно быстро выполнить аппаратно, а все остальные запустить на цпу. И вместо упавшего приложения мы получим тормозящее. А это лучше чем вообще не работать.

Так в своё время работал интел ГМА3150 с аппаратной поддержкой только directX 8.1. При этом можно было запустить hl2 и даже были шансы её пройти.

kirill_rrr ★★★★★
()
Последнее исправление: kirill_rrr (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от kirill_rrr

А собственно почему нет?

А тут стандартный ответ. Потому что лично ты не написал софтварную (на ЦПУ) реализацию необходимых расширений для OGL 4.5.

Behem0th ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от kirill_rrr

Ты сильно путаешь. В месе софтварные драйвера не могут даже в 4.0. Самым большой проблемой на пути являются GL_ARB_gpu_shader5 и GL_ARB_tessellation_shader. ЕМНИП кто то в отдельной ветке пилил какой то из них, но что то все заглохло.

Behem0th ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Behem0th

софтварные драйвера и не должны уметь в тесселяцию. они же для затыкания ситуации когда у тебя вместо видеокарты vesa

example_cat
()
Ответ на: комментарий от kirill_rrr

Расширения 3.3 можно быстро выполнить аппаратно, а все остальные запустить на цпу

Это так не работает в общем случае.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Я видел несколько частных случаев когда это работало. Правда только у интел на интеграшках, но всё таки.

kirill_rrr ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от kirill_rrr

Примеры будут? Пайплайн это единое целое и нельзя, как ты говоришь одно «выполнить аппаратно, а все остальные запустить на цпу», когда например «остальные» расширения влияют на свойства того, что выполнятся аппаратно. Придётся почти всё выполнять программно.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

С примерами сложно. Я хз что там внутри драйверов. Но я знаю, что интел для своих карточек такое организовал. И амд на интеграшках мог бы, они сколько хвалились, что ядра гпу и цпу имеют чуть ли не равноправный и одинаково быстрый доступ к оперативке. Понятно что с дискретками всё сложнее, но глядя на все эти трансляторы инструкций и виртуальные gpu в виртуальных машинах, мне кажется что это не только выполнимая задача, но и не критически сложная.

Хотя если подумать, то изначально программная реализация, которая сможет часть инструкций гнать на гпу и там быстро обрабатывать, может быть весьма и весьма тормозной. Хз, даст ли это вообще ускорение относительно софтовой графики для дискреток. С другой стороны, это позволит всяким ноутам-планшетам-бюджетам с интеграшками вообще в принципе запускать приложения с неограниченными требованиями по версии графики.

kirill_rrr ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от OpenMind

Были карточки, которые могли в 4.5, там часть возможностей реализовывалась драйвером, а не аппаратно.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Моделей не назову, но были карты, которые не умели полностью аппаратно толи в 4.1, толи в 4.2. Под виндой с этим проблем небыло, а под ляликсом - только 3.3. К слову сказать, но могли и в версии выше, но не хваало там каких-то шейдеров, и амд затыкали это в виндовых дровах.

Deleted
()

Нашёл в пуле Debian эту версию месы, так она в завистмостях wayland имеет.

Вопрос такой, эта меза в принципе такая или это произвол systemd-like мантейнеров Debian?

torvn77 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

Про Дебиан понятно, я про саму Месу спрашиваю.

torvn77 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от torvn77

Чем вейланд-то тебе помешал?

anonymous
()
Ответ на: комментарий от OpenMind

gma3150, винХР, атом n270. Аппаратный dx8.1, программно 9.0с. HL2, минималки, при дистанции до 30-40м вполне себе 20-30фпс. На дистанции 200м падение в район 5-10, но это логично, сцена увеличивается в 4 и более раз.

Но самое интересное было при включении фонарика в вентиляционной шахте. Полигонов и текстур там по пальцам можно пересчитать, но драйвер честно обсчитывал весь динамический свет на цпу и фпс падал ы район 3-5. К счастью боёв с обязательным фонариком почти нет, так что игру в теории можно пройти.

kirill_rrr ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от kirill_rrr

у меня N450. Все как вы говорите. Но по факту, если пройти хотя бы часть игры, становится заметно что там падения FPS и статоры просто лютые, движ сделан на BSP и просчитывал только то что видно, и когда вы поворачивали за угол, появлялись новые полигоны, с болью. Это неюзабельно было вообще. Стояла и WIN XP, и WIN 7, и Linux Fedora 17 LXDE с ядром 3.4. Везде все было стабильно грустно. Она ещё кучу всего не поддерживала. Это не видеокарта была, а по факту возможность процессора показывать изображение, судя по всему 2х ядерного, где первое ядро типа проц, а второе видеокарта.

OpenMind ★★★★
()
Ответ на: комментарий от OpenMind

И при всём этом мне очень нравились те нетбуки.

Кстати, мне удавалось выжать из морровинда на атоме стабильные 20 фпс с помощью оптимизатора с динамической дистанцией обзора. А всё более старое и простое он только так глотал.

kirill_rrr ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от kirill_rrr

Мне тоже) Кроме железной части. Видеокарта помимо низкого быстродействия, имела 100 глюков в драйверах. В Шизариум на 2D спрайтах были розовые обоводки, как будто оно не обрабатывало прозрачность. Такой же глюк мог быть в 3D, когда в Blender можно были видеть через текстуры, которые по какой-то причине получали полупрозрачность(Это кросплатформенная фича была, когда можно было наблюдать в любой оси и в любой версии, от 2.49 точно по 2.76). И это только то что вспомнил. Тормоза, которые возникали когда ты смотришь видео на весь экран и тебе пришло сообщение были бесценны... Потом стало тормозить быстрее с апдейтами на линуксе и не так напрягало. Сейчас сижу за Lenovo thinkpad x140e, AMD E1-2500 2х1.4, 8 dd3 1333, AMD HD 8240. При 100% нагрузке 61 градус на проце при 800 оборотах кулера. Это волощение моей мечты о нетбуках. Почему тогда их не выпустили без видеокарты или со встройкой хотя бы HD3200 или GeForce 8200 (выдуманный, такого не существовало) непонятно. А так у меня корпус развалился, но сама плата с железом нетбука осталась. Что с ним делать? Так 2 minipcie слота есть в принципе... Сирвер в чулане?

OpenMind ★★★★
()
Последнее исправление: OpenMind (всего исправлений: 2)
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.