LINUX.ORG.RU

Вышел Calculate Linux 20.6

 ,


1

1

Вышел 21 июня 2020 г.

К 20-летию компании «Калкулэйт» мы рады представить вашему вниманию новый релиз дистрибутива Calculate Linux 20.6!

В новой версии проведены оптимизации загрузки, снижены требования к объему оперативной памяти, добавлена поддержка преднастройки плагинов браузера для работы с Nextcloud.

Для загрузки доступны следующие редакции дистрибутива: Calculate Linux Desktop с рабочим столом KDE (CLD), Cinnamon (CLDC), LXQt (CLDL), Mate (CLDM) и Xfce (CLDX и CLDXS), Calculate Directory Server (CDS), Calculate Linux Scratch (CLS) и Calculate Scratch Server (CSS).

Основные изменения

  • Вместо дискового раздела Swap по умолчанию используется Zram.
  • Переход на сжатие Zstd для ядра, модулей и initramfs.
  • Модули ядра, устанавливаемые из пакетов, теперь также запаковываются в формат Zstd.
  • По умолчанию используется звуковой сервер PulsAudio, но при этом сохранён выбор ALSA.
  • Выполнен переход на браузер Chromium с преднастроенным плагином uBlock Origin.
  • Добавлена поддержка настройки плагинов браузера Passman и FreedomMarks для работы с Nextcloud во время создания профиля пользователя.
  • Вместо Deluge используется qBittorrent.
  • Действие по умолчанию при закрытии крышки ноутбука изменено на suspend.
  • Улучшена поддержка Wi-Fi.
  • Улучшено удаление неиспользуемых зависимостей пакетным менеджером.
  • Изменён порядок образов на мультизагрузочной флешке - основной образ находится всегда в конце.
  • В бинарный репозиторий включены 6 ядер разных версий, в том числе с патчем futex-wait-multiple для ускорения работы Steam.
  • Добавлена преднастройка для ccache для использования как в emerge, так и cl-kernel.

Исправления

  • Исправлено выполнение suspend и hibernate в XFCE.
  • Исправлена работа touchpad после suspend.
  • Исправлено отключение образа при использовании кэширования образа в память (docache).
  • Исправлена настройка локального оверлея.
  • Исправлен вход в сеанс MATE.

Утилиты Calculate

  • Добавлена возможность прерывать сборку пакета при неподходящем патче в шаблонах.
  • Исправлены загрузка и установка PXE.
  • Исправлена ошибка при одновременной настройке пакета и установке его в систему.
  • Добавлена возможность использовать FEATURES=«userpriv» при сборке пакетов.
  • Исправлено определение запущенного emerge при cl-update.
  • Исправлена подготовка дистрибутива для сборки.
  • Добавлено удаление .old-файлов в /boot при запаковке дистрибутива.
  • Добавлена поддержка работы eix-diff в собираемом образе.
  • Группа lpadmin добавлена в список групп по умолчанию.
  • Добавлена поддержка работы утилит с sys-apps/portage без Python 2.7.
  • Исправлена работа с pyopenssl.
  • Исправлено определение видеодрайвера.
  • Добавлена возможность выбора VESA в списке видеодрайверов.
  • Исправлена установка x11-drivers/nvidia-drivers во время загрузки.
  • Исправлена подготовка образа с x11-drivers/nvidia-drivers.
  • Исправлена работа cl-console-gui.
  • Исправлена инициализация пользовательской директории при использовании шифрованного профиля.
  • Добавлена возможность указывать дополнительные параметры загрузки ядра в собираемом образе.
  • Параметр –skip-revdep-rebuild заменён на –revdep-rebuild.
  • Исправлена функция шаблонов world().

Состав пакетов

  • CLD (KDE desktop): KDE Frameworks 5.70.0, KDE Plasma 5.18.5, KDE Applications 19.12.3, LibreOffice 6.4.3.2, Chromium 83.0.4103.106 - 2.73 G
  • CLDC (Cinnamon desktop): Cinnamon 4.4, LibreOffice 6.4.3.2, Chromium 83.0.4103.106, Evolution 3.34.4, Gimp 2.10.18, Rhythmbox 3.4.4 - 2.48 G
  • CLDL (LXQt desktop): LXQt 0.14.1, LibreOffice 6.4.3.2, Chromium 83.0.4103.106, Claws Mail 3.17.5, Gimp 2.10.18, Clementine 1.4.0 RC1 - 2.49 G
  • CLDM (MATE desktop): MATE 1.24, LibreOffice 6.4.3.2, Chromium 83.0.4103.106, Claws Mail 3.17.5, Gimp 2.10.18, Clementine 1.4.0 RC1 - 2.60 G
  • CLDX (Xfce desktop): Xfce 4.14, LibreOffice 6.4.3.2, Chromium 83.0.4103.106, Claws Mail 3.17.5, Gimp 2.10.18, Clementine 1.4.0 RC1 - 2.43 G
  • CLDXS (Xfce Scientific desktop): Xfce 4.14, Eclipse 4.13.0, Inkscape 1.0, LibreOffice 6.4.3.2, Chromium 83.0.4103.106, Claws Mail 3.17.5, Gimp 2.10.18 - 2.79 G
  • CDS (Directory Server): OpenLDAP 2.4.50, Samba 4.11.8, Postfix 3.5.1, ProFTPD 1.3.7 RC3, Bind 9.14.8 - 763 M
  • CLS (Linux Scratch): Xorg-server 1.20.8, Kernel 5.4.45 - 1.27 G
  • CSS (Scratch Server): Kernel 5.4.45, Calculate Utilities 3.6.7.42 - 562 M

Загрузка и обновление

Образы Live USB Calculate Linux доступны для загрузки на странице https://wiki.calculate-linux.org/ru/download

Если у вас уже установлен Calculate Linux, просто обновите вашу систему до версии 20.6.

>>> Анонс

★★★★★

Проверено: cetjs2 ()
Последнее исправление: cetjs2 (всего исправлений: 5)

Ответ на: комментарий от Capsid

Сами себе придумали проблему. Ничего не сломается, с чего бы? Какая разница что там по дефолту. Не нравится дефолт с хромом? ну сделайте дефолт с Фаирфокс и с него устанавливайте. Это делается четырьмя командами в консоли, грубо говоря, открываете Live для изменений, удаляете Хром, емержите Файрфокс (он бинарный приедет, конпелять не надо), сохраняете изменения. Всё. Никто от Файрфокса не отказывается, никто его не выкидывает из портежей и не прекращает им пользоваться. Вы создаёте проблему на пустом месте из ничего. Файрфокс остаётся абсолютно таким же как и был, просто не ставится по умолчанию. А на уже установленной системе это делается двумя командами. Ломаться там тупо нечему.

Jameson ★★★★★
()
Последнее исправление: Jameson (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от Jameson

Восстали против собственных зондов ? Че же вы отказываетесь от единоверного фаирфокс ? Не хотите что бы через его окно по вам ползали деволоперы мозилы?)

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Я? Я не отказываюсь. У Lautre были какие то соображения, исходя из которых он сменил дефолт. Я не вникал, какие то заморочки связанные с удалённой работой через браузер. То ли видео в конференции не видео, толи звук не звук... А я как пользовался, так и продолжаю. И девелоперы мозиллы по мне не ползают, это кстати по дефолту отключено вроде как. Да и в Хроме наверняка зонды тоже есть.

Jameson ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Jameson

А, я понял. Страхи что «всё сломается» идут с тех времён когда калька по шаблонам насильно запихивала юзеру свой дефолт при обновлении, даже если юзер был не согласен, снёс дефолт и поставил что то своё. Она больше так не делает, уже давно. Это было действительно странно и неудобно (точнее неочевидно).

Jameson ★★★★★
()

Бинарные обновления между релизами насколько актуальны? Или RR тут в пересборке новых пактов между релизами заключается?

hatred ★★★
()
Ответ на: комментарий от Jameson

Ну да, страхи конечно с тех времен. Но вы упускаете из виду, что когда стоит браузер по дефолту, то им пользуется больше людей, соответственно все проблемы решаются быстрее. Да и сами разработчики, ставя браузер в дефолтную поставку волей неволей проверяют его, это тоже положительно влияет на стабильность. И большая просьба - не надо мне рассказывать как и что делать в кальке. Я вполне справлюсь сам, а ваших советов не просил. Кроме того я не очень понимаю, почему вы бросаетесь на амбразуру в случае, когда даже сами разработчики явно понимают что не все в порядке - посчитайте сколько раз за последние четыре года менялся дефолтный браузер.

Capsid
()
Ответ на: комментарий от Capsid

Но вы упускаете из виду, что когда стоит браузер по дефолту, то им пользуется больше людей, соответственно все проблемы решаются быстрее.

Браузер гентушный. Калькулейтовцы просто бинарно собирают гентущный пакет. На фоне пользователей генту 3.5 пользователя калькулейта не видны. Проблемы в браузере тоже не калькулейтовцы решают. Так что смена дефолта в калькулейт никоим образом поддержке файрфокса не навредит.

И большая просьба - не надо мне рассказывать как и что делать в кальке. Я вполне справлюсь сам, а ваших советов не просил.

Сложилось по вашему нытью ощущение что вы ламер, извините.

я не очень понимаю, почему вы бросаетесь на амбразуру в случае, когда даже сами разработчики явно понимают что не все в порядке - посчитайте сколько раз за последние четыре года менялся дефолтный браузер.

Бросаюсь потому что не понимаю почему вас так заботит что там у кальки в дефолте. Пусть хоть каждую неделю дефолт меняют, для меня это проблем не создаёт. И я не понимаю кому это вообще проблемы создаёт. Многим людям вообще фиолетово какой браузер, лишь бы странички показывал. И хром это делает не хуже фокса. А если у юзера есть конкретные предпочтения он себе то что нужно ставит. А что не нужно - сносит. Да, хромиум команда калькулейт тоже не разрабатывает, собирает гентушный пакет.

Jameson ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Jameson

Сложилось по вашему нытью ощущение что вы ламер, извините.

Вы, разумеется, познали во всех науках высший толк. Сочувствую.

Бросаюсь потому что не понимаю почему вас так заботит что там у кальки в дефолте.

А почему вас заботит что меня заботит? Живите своей жизнью. Мои пожелания разработчикам абсолютно никак не влияют на то как вы пользуетесь калькой. Вам ведь все равно какой браузер стоит, не так ли?

Capsid
()
Ответ на: комментарий от Capsid

Вот и поговорили. Может вам на дебиан? Там десятилетиями ничего не меняется. Lautre тут, надеюсь ваше нытьё он принял к сведению (нет).

Jameson ★★★★★
()

Если у вас уже установлен Calculate Linux, просто обновите вашу систему до версии 20.6.

Я обновил через cl-update. Chromium не установился (как и ожидалось). Вероятно, имеется ввиду какой-то другой метод обновления до 20.6?

rupert ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от rupert

И не установится. Калька больше не запихивает свой дефолт насильно в уже установленную систему и не лезет в ваш world файл после установки. Chromium установится по дефолту только при чистой инсталляции с последнего Live.

Даже если обновляться через iso перекатом world файл скриптами перенесётся. И то чего там нет снесётся, а что есть - поставится.

Если нужно привести кальку в дефолтное состояние - cl-update --rebuild-world

Jameson ★★★★★
()
Последнее исправление: Jameson (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от Capsid

бывает нужно поставить на чужой комп. Время уходит лишнее.

firefox-bin. Ну да, ужасно долго ставится.

grem ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от grem

Ну да, ужасно долго ставится.

Некоторые считают что в генте надо все собирать, иначе от нее толку нет. Там кто то выше советовал его самому собрать:) Ну улыбок деду Макару, фокс собирать самому (как кстати и Хромиум) это эпический подвиг наравне с путешествием аргонавтов (на моей древней балалайке полдня, на хорошей машинке думаю тоже часика два-три). Круче только Либру пересобирать - это уже Одиссея.

Eva_Berg
()
Последнее исправление: Eva_Berg (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Eva_Berg

Если очень-очень хочется, то можно и самому. Но в репах самого calculate даже есть уже собранный ментейнерами firefox, который не пакет firefox-bin.

grem ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Пульсу при желании таки легче выпилить. По крайней мере в арче установка кед не тянет за собой пульсу, ее я ставил отдельно. Меня сейчас больше системд волнует. От него буду избавляться в первую очередь.

anti_win ★★
()
Ответ на: комментарий от Capsid

Уважаемый, ну зачем так передергивать? Проблема не в том хром там или файрфокс, а в бесконечной беготне с одного на другое.

Посмотрел ради интереса на бесконечную беготню. Дистрибутив развивается 13 лет. За это время браузер менялся 4 раза, т.е. в среднем каждые 3 года и 3 месяца:

2007-06 Firefox
2010-09 Chromium
2015-12 Qupzilla
2018-02 Firefox
2020-06 Chromium

Lautre ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: Lautre (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Capsid

«Уважаемый, ну зачем так передергивать?» Да еще и на людях. Рукоблуд!

anonymous
()

уже установлен Calculate Linux

Это красноглазое поделие у меня не установлено.

Ибо прекрасно работает Mint Tessa.

Bioreactor ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Lautre

Да. Посмотрел - именно так. Приношу свои извинения. Вы действительно меняли дефолтный браузер чаще чем мне хотелось бы, но не так часто как я думал. Я просто очень давно на calculate. Время бежит(((

Capsid
()
Ответ на: комментарий от Bioreactor

Когда то и я бродил по всем этим убунтам. И чинил каждый месяц поломки репозиториев, выискивал сорцы прог, чтобы вручную собирать нужное. А потом набрел на генту и кальку. После чего оказалось, что все эти шаманства просто ни к чему. Оказалось, что ось может просто работать.

LightDiver ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от LightDiver

Вот кстати да. Я очень даже ленюсь что то переделывать на кальке, настраивать, все работает и все. По дефолту. Поэтому, наверное, смена браузера и раздражала))). Захочется поизвращаться - возьму генту в чистом виде.

Capsid
()
Ответ на: комментарий от Capsid

Подними свой Nextcloud, поставь Passman/Freedommarks и станет без разницы каким браузером пользоваться. Причем в кальке сейчас даже добавлять и настраивать плагины не нужно, при наличии конфига все настроится. Для этой фичи конечно лучше скринкаст сделать, т.к. мало кто может оценить. Но когда пользователей достаточно много, то начинаешь ценить высвободившееся время.

Lautre ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Capsid

Это того стоит! Если что, задавай вопросы в телеге. Пользуюсь уже ни один год, доволен как слон.

Lautre ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Lautre

Спрошу если будут проблемы, спасибо. Я тоже не один год пользуюсь и весьма доволен. Конечно не так чтобы глубоко лезу, но скринкаст полезен тем, что можно людям не объяснять что и как сделать, а ткнуть в него и все. Ну уж если не поняли, либо тонкости какие то вылезли, можно и покопаться.

Capsid
()
Последнее исправление: Capsid (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Lautre

Из каких реп?

Гентушных, написал же. https://packages.gentoo.org/packages/sys-apps/systemd

Замаскировали USE, почистили конфиги пакетов.

И всё же это не «В кальке systemd нет».

UPD: Так вот же пакет: https://old.calculate-linux.org/packages/sys-apps/systemd Это называется «нет по-умолчанию», а не «нет вообще».

UPD2: Ничего против не имею, просто уточнил.

Gentooshnik ★★★★★
()
Последнее исправление: Gentooshnik (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от LightDiver

Понимаете, рано или поздно Вам придется найти нормальную работу для того, чтобы зарабатывать нормальные деньги, а не заниматься кульхацкерством.

А за перманентную перекомпиляцию пакетов ничего не платят - платят за реальную полезную для компании работу.

Bioreactor ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Bioreactor

Как связана работа с домашним компом?

Зачем вообще что то компилировать? Калька и гента чуть в меньшей степени тем и хороши - их не надо администрировать, кроме начальной настройки, в отличие от всяких остальных убунт. Кальку достаточно установить и можно пользоваться десятилетиями. Ты забываешь что у тебя вообще есть какая то ось, просто пользуешься в ней нужным софтом.

LightDiver ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Bioreactor

Толсто. Одно другому не мешает. Работа может вообще ничего общего не иметь с программированием. Более того, работа нормального человека сейчас НЕ МОЖЕТ иметь ничего общего с программированием, поскольку обсолюдное подовляющее большинство ««программистской»» ««««работы»»»» сейчас состоит из ПОДЛОСТЬ и КОПИРАЙТ и ничего общего с написанием реально качественного и оптимально работающего кода не имеет.

anonymous
()

ВОПРОСЫ

  1. Почему ядро собрано без поддержки PSI?

  2. Почему не все процессы лежат в контрольных группах?

  3. Как в кальке включить unified cgroup hierarchy?

hakavlad ★★★
()
Ответ на: комментарий от Gentooshnik

Если вы про портежи, то в кальке они не модифицируются. Все изменения находятся в оверлее и при желании легко отключаются. Под «наличием в репозитории» я понял в буквальном смысле слова бинарный репозиторий, так вот в нём пакета sys-apps/systemd нет https://mirror.calculate-linux.org/grp/x86_64/sys-apps/, как и нет конфигов systemd в установленных пакетах, которые при выключенном USE в генте всё равно паровозом тянутся.

Lautre ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от LightDiver

Как связана работа с домашним компом?

Никак.

Согласно хиккиведению.

(Я основатель науки «хиккиведение» вот пруф - Правда ли что ЛОР это цирк? (комментарий))

Только кроме:

1. хикки;

2. хикканов;

3. ноулайферов

есть люди которые реально работают.

За реальный прайс.

Bioreactor ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Lautre

как и нет конфигов systemd в установленных пакетах, которые при выключенном USE в генте всё равно паровозом тянутся.

Да, известная проблема…

Gentooshnik ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Вы так об этом сообщаете, будто это заслуга калькулейта, это >штатная тема генты

Штатная, нештатная, а заслуга конктерно калькулейта в том что леннартД насильно не всунули. Хотя могли, штатно там и оно имеется и я знаю товарисчей, которые прям возликовали от ее появления в генте.

Eva_Berg
()
Ответ на: комментарий от Eva_Berg

Лучше systemd В РЕПАХ (пока не пнёшь, не полетит не попросишь, не поставится), чем хром ПО ДЕФОЛТУ. Как только хром установлен, система УЖЕ СКОМПРОМЕТИРОВАНА, все данные УЖЕ слиты в гугл, а все конфиги поправлены так, чтобы доступ у гугла оставался и дальше. Компрометация - это необратимый факт, и последующий «снос» хрома ничего не меняет.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

все конфиги поправлены так, чтобы доступ у гугла оставался и дальше. Компрометация - это необратимый факт, и последующий «снос» хрома ничего не меняет.

Мощно. Я аж икнул и вспотел весь. И ты конечно же можешь тут показать эти поправленные Хромом конфиги? Или хотя бы сказать какие «все» конфиги поправлены? (кстати, в Кальке не Хром, а Хромиум по дефолту, но не суть)

Jameson ★★★★★
()
Последнее исправление: Jameson (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от anonymous

…а все конфиги поправлены так, чтобы…

Странно, вроде Хром без рута запускается.

С остальным согласен. %)

Gentooshnik ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

кто такие ноулайферы? «знающие жизнь»?

Как раз наоборот. «ноулайфер» - «человек без жизни», затворник, хикки.

Jameson ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.