LINUX.ORG.RU

Монохромный монитор на самоизоляции

 , , , ,


3

2

Так как на карантине появилось больше времени для домашних занятий, я решил провести своё свободное время с особенной пользой и прикрутить совершенно бесполезный монитор от IBM Displaywriter к моему компьютеру. Сам этот Displaywriter — штука довольно странная, на сколько я понимаю всего лишь даёт возможность работать с текстом, то есть это даже не PC. Но вот монитор они взяли как раз от PC, а именно монохромную версию, IBM 5151; правда эти гении из IBM подумали, что нехай иметь отдельный кабель для питания и для видеосигнала, и запихнули всё это в одну вилку. Ну хоть разъём поменяли — и на том спасибо, а так бы кто-нибудь обязательно на землю 12 В подал.

Надо сказать, что в восьмидесятые годы видео-стандартов было не меньше теперешнего, но стандарт для Displaywriter можно сказать вообще не стандарт — я не нашёл никакого упоминания о DB-15 для видео, которое бы содержало внутри питание для монитора.

По счастию мне удалось найти схему распиновки для этого монитора, и о чудо — питание нужно было только +5 и +12 В, которые без зазрения совести можно позаимствовать прямо с материнской платы почти любого компьютера. При этом для передачи самого видеосигнала использовалось четыре пина: сигналы для вертикальной и горизонтальной синхронизации, интенсивность и дополнительная яркость — такие же, как и на вполне стандартном для своего времени монохромного монитора от персонального компьютера, который поддерживали почти все видео-карты начала-середины восьмидесятых, в том числе и моя ATI Graphics Solutions rev. 3, найденная в мусорном баке университета. Оставалось только спаять переходник и конфигурировать видео-карту. На удивление на пайку у меня ушло гораздо меньше времени, чем программирование, а всё потому, что BIOS моего компьютера не мог правильно инициализировать видео-контроллер, и поэтому мне пришлось написать свою собственную программу на ассемблере (которая, будем честными, была лишь вольным пересказом BIOS от IBM PC XT, исходники которого были опубликованы в «Руководстве пользователя»).

После того, как наконец-то появился первый долгожданный символ на экране, наступило некоторое разочарование — первые два столбца неизбежно «съедались» при отрисовке, а это означало, что надо было лезть внутрь монитора и настраивать положение луча электронов внутри трубки. Ну а так как ЭЛТ есть довольно большой конденсатор, который даже после выключения может быть заряжен до каких-то немыслимых киловольт, то настройка включённого монитора была попросту невозможна, а посему сия процедура заняла у меня четыре итерации с разбором и сбором монитора. Но в конце-концов фаза луча была выставлена верно, и прекрасный зелёный текст теперь радует мои глаза.

Теперь наверное нужно спаять более солидный провод, и добавить конденсатор, чтобы убрать помехи от пятидесяти герц (особенно заметна работа холодильника), думаю в обозримом будущем я это сделаю. Но принципиально telnet на моём IBM PS/2 Model 30 286 работает, к ноутбуку с арчем цепляется.

Собственно, на фотографии всё разнообразие техники у меня дома и представлено: помимо уже упомянутого ретро-компа здесь вы увидите так же казённый iPad, который используется как записная книжка; главная машинка — ThinkPad X220 с подключённым по VGA монитором от DELL, найденном на той же университетской помойке; плюс какой-то дешманский виниловый проигрыватель и цифровая пианина CELVANO, подаренная мне местным церковным органистом.

Видосик про то, как я логинюсь на кластер, чтобы проверить запущенные задачи, можно посмотреть на ютубчике: https://www.youtube.com/watch?v=m4pjEwnDWcE

Ну и в конце некоторый TODO list: хочу исправить на PS/2 батарейку (она вшита внутрь чипа, но есть мануалы как её можно «заменить»), потом надо будет наверное заняться дискетами, просто чтобы было наверное, ибо CF-IDE справляется со своей работой очень хорошо. Можно потихоньку писать эмулятор терминала, чтобы использовать фичи защищённого режима, но пока эта задачка отложена на неопределённый срок.

>>> Просмотр (4000x3000, 4269 Kb)

★★★★★

Проверено: a1batross ()

все бросай и едь на «Мосфильм» - с новым сценарием про всемирную пандемию. Если будут ругать, всегда настаивай, что монитор у тебя зеленый как положено (для примера можешь «Lost» указать).

Nurmukh ★★★ ()
Ответ на: комментарий от flant

Обычный ethernet через rj45, у меня вот такая примерно карточка: SMC 8216C EtherCard Elite16 Ultra combo, во всяком случае драйвера к ней подошли.

luke ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от e7z0x1

Надо VT220 к чему-нибудь подключать, лучше уже сразу пекарню запускать.

luke ★★★★★ ()

всего лишь даёт возможность работать с текстом

Один из первых ПК был установлен Айзику Азимову и он увеличил свою писучесть в единицу времени в _тройку_. Такое вот всего-лишь. Это был «киллерап» из которого всё, что мы видим на столе сейчас, и выросло.

А по теме: стоили эти динозавры как небольшой автомобиль.

Evgueni ★★★★★ ()
Последнее исправление: Evgueni (всего исправлений: 1)
Ответ на: Плюсую от Evenik

Потому что то, что восторга не вызывало, сдохло примерно тогда же, когда было выпущено. Ну и стоили подобные «игрушки» _очень_ дорого, так что на железе и пластике не экономили.

Evgueni ★★★★★ ()
Последнее исправление: Evgueni (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Evgueni

В том-то и дело, что это не ПК. А писучесть у каждого измеряется по-своему, некоторым может быть важнее марать бумагу пером, и вдохновение они через этот процесс черпают. Лично мне проще ноты писать карандашом в нотной тетради, чем использовать lilypond или musescore.

стоили эти динозавры как небольшой автомобиль

Для стандартного PC: starting at US$1,565 (equivalent to $4,401 in 2019). А сколько наш БК стоил в то время? Рублей так шестьсот?

luke ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от luke

Основную причину повышения производительности Азимов определял как возможность исправлять уже набранный текст. Ну и он писал очень много, так как его гонорары были пропорциональны числу набранных строк.

А сколько наш БК стоил в то время? Рублей так шестьсот?

Это не релевантно, так как в «то время» основная проблема была не в официальной стоимости, а о принципиальной _возможности_ купить. То, что доходило до нас через третьи страны (поправка Веника-Джексона) вообще выходило по цене золота.

Evgueni ★★★★★ ()
Последнее исправление: Evgueni (всего исправлений: 4)
Ответ на: комментарий от Evgueni

Основную причина повышения производительности у Азимова он пояснял как возможность исправлять уже набранный текст.

Можно же зачеркнуть ручкой. Другое дело — печатная машинка.

Это не релевантно, так как в «то время» основная проблема была не в официальной стоимости, а о принципиальной возможности купить.

Это я к тому, что цена мало о чём говорит, даже нормированная на инфляцию, ибо разные сектора экономики растут по-разному.

Впрочем, в НГУ в конце восьмидесятых говорят уже были клоны на 286, у меня отец на таком диплом свой писал.

luke ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от luke

Можно же зачеркнуть ручкой.

Не всё можно таким образом исправить. Ты чё, спорить будешь с Азимовым? ☺ Я вот представляю на что бывает похож авторский текст после того, как он прошёл читку редактора. Там такая «каля-маля» исчирканная вдоль и поперёк получается, что текст становится нечитаемым.

286

Оригинал можно было купить за 10 к$. С клонам же были весьма не хилые проблемы как в области доступа к ним, так и в области надёжности.

Evgueni ★★★★★ ()
Последнее исправление: Evgueni (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от Evgueni

Не всё можно таким образом исправить.

Каждому своё. Я думаю действительно подавляющее большинство писателей сейчас использует компьютеры, но не исключаю и того, что некоторые до сих пор из принципа используют карандаш и бумагу.

С клонам же были весьма не хилые проблемы как в области доступа к ним, так и в области надёжности.

И тем не менее они были. Мне такой попался в 2008 году, путём скрещивания с клоном XT получился рабочий вариант, я даже на нём «Just for fun» прочитал.

luke ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от luke

некоторые до сих пор из принципа используют карандаш и бумагу.

Сомневаюсь, что такие динозавры ещё что-то пишут, а если и пишут, то их читают. Ноты и формулы из этого правила естественно выпадают, да и то только для черновиков. Ситуация для «популярного» писателя не поменялась: полопаешь ты только то, что понапишешь и тут скорость вываливания фантазий мозга на бумагу выходит на первый план.

И тем не менее они были.

Ну да, были. Я не спорю, но ещё больше было арифмометров. Собственно говоря всякие там понятия сходимости и устойчивости вычислений на решётках (реальная история что один из столпов осознал эти явления когда дополнительный значащий знак в одном из арифмометров приводил к расхождению вычислений двух рядом стоящих зданий полных арифмометров) появились у нас условно раньше именно потому, что с вычтехника на арифмометрах была не очень быстрая, а бомбу лучше было просчитать до непосредственно взрыва.

Evgueni ★★★★★ ()
Последнее исправление: Evgueni (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от Evgueni

а бомбу лучше было просчитать до непосредственно взрыва

Первую бомбу тоже считали в основном руками, во всяком случае так утверждает Фейнман.

luke ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от luke

Однако именно Фейнман и отвечал за численные расчёты в проекте :) А судя по его автобиографии (я про Вы конечно шутите мистер Фейнман) занимался чёрте чем от вскрытия сейфов, до выведения из себя офицеров безопасности, а не программированием. И я не говорю про самую первую. Их было много.

Evgueni ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Evgueni

Однако именно Фейнман и отвечал за численные расчёты в проекте

Вот поэтому я и ссылаюсь на него.

занимался чёрте чем от вскрытия сейфов, до выведения из себя офицеров безопасности, а не программированием

Создатель КЭД такое себе может позволить.

luke ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от luke

Как бы он там описывал как Ферми мощность рассчитал в уме подкинув бумажку во время испытания и его результаты сравнивали с вычислениями по измерениям, то есть _было_ с чем сравнивать. Хотя формально Ферми был дешевле.

Evgueni ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от t184256

Не у нашей альма-матери. Но кстати и там бывали чудесные находки, а уж в ИЯФе целый музей можно открывать.

luke ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от luke

ну вот не знаю, моя трушность ограничивается 800х600, дальше не заплываю. а этот трушный монитор через VGA никак, да? там уже не кодируются строчки-столбцы терминала?

crypt ★★★★★ ()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от crypt

Ну конкретно этот монитор от Displaywriter, но логически, да и в общем-то физически во многом он совпадает с IBM 5151. Его подключать можно только к MDA-совместимой видеокарте, особенно важно соблюсти частоты горизонтальной и вертикальной развёртки, ибо внутреннего осциллятора у монитора нет и он выходит из строя, если они как-то там сильно отклоняются от номинала.

Я кстати ещё не пробовал работать в графическом режиме, вроде бы моя карточка поддерживает HDA с разрешением 720x350

luke ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от luke

Его подключать можно только к MDA-совместимой видеокарте, особенно важно соблюсти частоты горизонтальной и вертикальной развёртки

блиин, там аналоговый сигнал... если честно, я даже не могу сходу сообразить как там (в аналоге для монитора) что кодируется.

crypt ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от crypt

В отличии от VGA там наоборот цифровой TTL-сигнал.

luke ★★★★★ ()

Интересный скриншот. С удовольствием почитал. Спасибо!

Odalist ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от crypt

Ничего, это неубиваемая клава, ее можно по наследству внукам передать.

Slack ★★★★ ()
Ответ на: комментарий от luke

Все так, но все познается в сравнении.

Да, Model M - это упрощенная во многом Model F, но надо понимать, что на сегодняшний день F слишком специфична, редка, а запаса прочности M хватит для того, чтобы передать ее внукам. К тому же она ремонтопригодна, детали для нее купить не проблема.

Кстати у моей M сделан Fluss mode, или как его там, зубная нить в пружинке. С ним она достаточно громка, а без него - очень. Если в помещении находишься не один - не всем это понравится.

Slack ★★★★ ()

У меня первый монитор был черно-белый Hercules вообще без графического режима, тоже по одному кабелю с DB-15 подключался, я всё думал, что это у меня ложные детские воспоминания. Спасибо, теперь буду знать, что на самом деле такое было.

ViTeX ★★★★ ()
Последнее исправление: ViTeX (всего исправлений: 1)
Ответ на: Angband от luke

юникод потёк :) тут нужен неюникодный angband, видимо - это версии до 3.3.2 включительно

или другой рогалик посмотреть :)

buratino ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Nervous

Беда с падежами (а точнее с неоднозначностью) не только в моём заголовке.

luke ★★★★★ ()

Да ты же маньяк!! В хорошем смысле.

Desmond_Hume ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от luke

уж в ИЯФе целый музей можно открывать.

Так вроде бы уже есть спецкомната с разным вполне рабочим хламом, правда там в основном кунсткамера из собственных произведение. Сам туда не ходил, но периодически на совете оная упоминается.

Evgueni ★★★★★ ()
Последнее исправление: Evgueni (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Evgueni

Собственные произведения интересны вдвойне обычно.

luke ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от luke

О, к сожалению, так и не нашел, искал лет 10-15 назад. Помню, что был немного вытянутый в сторону ЭЛТ по сравнению с цветным EGA, дюймов может 12-14.

ViTeX ★★★★ ()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.