LINUX.ORG.RU

Обработка фото для нубов: darktable vs rawtherapee

 , ,


0

2

Доброго всем дня.

После долгого перерыва возвращаюсь к фотографии.

Раньше (лет 7 назад?) использовал RawTherapee, т.к. проще интерфейс и нет проблем с digital asset management. Сейчас оказалось, что даже версия с git достаточно плохо дружит с Wayland и масштабированием экрана — на 200% масштабируется также и область с самим обрабатываемым изображением. Делать меньшее масштабирование не хотелось бы, иначе на 27" 3840х2160 для меня слишком мелкая картинка (и текст, и контролы).

В darktable такой проблемы нет, но там есть эта очень странная байда с базой данных фоток и импортированием, которую абсолютно не понятно, как использовать. Еще несколько смущает достаточно тяжелый UI (странная прокрутка и т.п.) и достаточно странные дефолтные настройки тональности и цветопередачи (очень не похоже и на камерный жпег, и на то, как в реальности было). Также там наворотили какой-то академической мути с линейным RGB, это вообще актуально для обычных людей, например, по сравнению с CIECAM модулем для rawtherapee? Так-то фоткаю на древний говнистый nikon d40 (6 Мп, высокие шумы на ISO 400 и выше), апгрейда не предвидется.

Что может посоветовать Л.О.Р. для (фактически) начинающего? Идти в сторону darktable или писать багрепорты в rawtherapee? Если darktable, то знает ли кто хороший туториал по dam и по настройке тональности?

cast @ist76 @AP @Aceler

P.S. использую NixOS 22.05 c GNOME на Wayland (X11 нестабильный и сильно лажает с применением цветового профиля монитора).

★★★

Из меня тут плохой советчик. RT мне по организации процесса поперек горла, а darktable эти портильщики за последние несколько лет испортили так, что всякое удовольствие им пользоваться пропало.

AP ★★★★★
()

байда с базой данных фоток и импортированием, которую абсолютно не понятно, как использовать.

  1. Импортируешь.
  2. Используешь.

Никогда о возможности проблем с этим не задумывался. Относись к этому как к ссылке на каталог.

Насчёт дефолтных настроек цвета - обычно тут как првезёт с готовым профилем камеры. В darktable разве что с набором используемых плагинов определиться нужно, многие по сути дублируют друг друга, просто посредством других алгоритмов.

Когда я начинал использовать darktable там кривых RGB не было. Но я очень редко вообще пользуюсь приложением :(

grem ★★★★★
()

В последней версии Darktable дефолтные настройки стали очень сильно оторванными от реальности. Как сказал AP, там кто-то из авторов заявил, что фотографы привыкли перенасыщать цвета, и что это неправильно. Так-то может это и правда, но дефолт можно было и не трогать.

Соответственно, дефолтные настройки надо исправлять, записывать новые, благо это несложно. Пайплайн там слегка неочевидным стал, можешь посмотреть мои скриншоты с DT, особенно тот, с черепом.

А так я пользуюсь, даже для коммерческих заказов.

RT мне в своё время не пригодился из-за отсутствия модуля водяных знаков, и на сколько мне известно, его там до сих пор нет.

P.S. Wayland не имеет поддержки управления цветом в приложении. Пока не имеет. К тому же в DT под Wayland глючат кастомные элементы управления.

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от grem

Импортируешь. Используешь. Никогда о возможности проблем с этим не задумывался. Относись к этому как к ссылке на каталог.

Может это все олд-пердунские привычки, но я обычно организовывал так:

Поездка в город N/
  день 1/
    raw/
      *.nef
      панорама1/
        *.nef
    processed/
      *.tiff
    jpeg/
      *.tiff
  день 2/
    raw/
    processed/
    jpeg/
  ...
Поездка на озеро M/
...

Перед обработкой заполнены только каталоги raw/. Если их импортировать в darktable (кроме того, что нужно много накликивать), их filmstrip’ы идут с одинаковым именем «raw» (вроде как нельзя поменять).

Как тогда выглядит простой процесс как у тебя? Не заниматься рассовыванием по каталогам?

Насчёт дефолтных настроек цвета - обычно тут как првезёт с готовым профилем камеры.

В RT дефолт для моей камеры показывал что-то вменяемое, в DT какую-то дичь, которую сходу не совсем понятно, как фиксить.

lu4nik ★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Aceler

Как сказал AP, там кто-то из авторов заявил, что фотографы привыкли перенасыщать цвета, и что это неправильно. Так-то может это и правда, но дефолт можно было и не трогать.

Ну там как-то вообще ужасно. Почему-то контраст выкручен в небеса, и цветовой баланс явно неверный — при одной и той же цветовой температуре и тинте в WB кожа, например, выглядит весьма неестественно.

Пайплайн там слегка неочевидным стал, можешь посмотреть мои скриншоты с DT, особенно тот, с черепом.

Почитал тот пост, достаточно жестко, даже без учета проблем с диодами. Можешь покритиковать в этом смысле RT?

P.S. Wayland не имеет поддержки управления цветом в приложении. Пока не имеет. К тому же в DT под Wayland глючат кастомные элементы управления.

Ага, я в курсе этой истории с цветом, но system-wide в гномии вроде работает.

Кстати, ты ведь используешь кастомные цветовые профили для монитора и иксы? Встречал баг, что профиль от DisplayCAL в иксах выглядит очень кривым (сильный закос в желтый), по сравнению с вяленым и графичками из DisplayCAL? В моем случае коррекция совсем небольшая, а в иксах выглядит сильно хуже заводской калибровки.

lu4nik ★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от lu4nik

Я забиваю на рассовывание в каталоги raw. Отдельные каталоги только на выходные файлы.

Что показывают для камеры последние версии не знаю, в последний раз 3.6 запускал.

grem ★★★★★
()
Последнее исправление: grem (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Zhbert

А можешь поподробнее процесс рассказать?

  1. Копируем с камеры всё в одну директорию (у меня обычно это и есть одна тема, типа «Поездка в город N»).
  2. Разделяем по подтемам (по дням, по конкретным локациям или еще как-то)
  3. В каждой подтеме равки пихаем в raw/, внутри этого каталога делаем подкаталоги для составных частей панорам.
  4. Первичная фильтрация: фотки с серьезными техническими огрехами или весьма убогим сюжетом удаляются сразу (делается быстро, без долгих размышлений).
  5. Вторичная фильтрация: оставшиеся фотки группируются на «потенциально хорошие», «потенциально плохие» и «средние» (в RT я отмечал их зеленым, красным и бесцветным). При нехватке времени или большом числе фоток «потенциально плохие» идут в мусорку.
  6. Обрабатываем, в первую очередь «зеленые», для каждой подтемы.
  7. Панорамные фотки минимально обрабатываем, клеим в Hugin, потом дообрабатываем тиффку.
  8. Загоняем фотки в очередь, экспортируем TIFF 16-bit в полном разрешении (в processed, всегда боюсь, что в будущем sidecar-файлы не будут читаться) и JPEG (в jpeg).

Панорамы еще и из-за убогого сенсора и галимой оптики: китовый nikkor 18-55 на широком угле много всякого рисует, да и сенсор только на 6 Мп. Это всё как я раньше делал. Детали обработки уже подзабыл, но хотя бы эту процедуру записал в свое время.

И почему у тебя в jpeg лежит *.tiff?

Протупил, когда набирал, конечно там *.jpeg, которые можно отправить кому, повесить на сайтик и т.п.

lu4nik ★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Aceler

фотографы привыкли перенасыщать цвета

Типа, всё? Хипстовать немодно? Причем настолько давно, что уже и привыкнуть успели? Потс(sic)модерн(изм) умер, теперь заживем?

дефолтные настройки надо исправлять, записывать новые, благо это несложно.

Там когда-то, чтобы фотка при работе с ней не казалась серее, чем будет результат при экспорте, надо было в какое-то неочевидное место ткнуть и указать цветовой профиль монитора. Давно этого не замечаю. Или «оно само» цепляется, или это я автоматом тычу.

Вот настройка рабочего пространства удобная теперь. Все ненужные инструменты можно попрятать, все нужные разложить по кучкам. Чтобы припомнить, не запрятано ли что-то из прикольного, одним тыком можно вообще все под нос вывалить, порыться, после чего одним же тыком опять спрятать.

Dementy ★★★
()
Ответ на: комментарий от lu4nik
~Photos/
  Танцы/
    2022/
      2022-04-01 Весенний кубок Ивары/
        *.raw
        /darktable_exported_final/
          *.jpeg
  Поездки/
    2022-08-14 Кавказ/
        *.raw
        /Pano
          *.raw
          /darktable_exported_full
            *.jpg
            *.tiff
        /darktable_exported_final/
          *.jpeg

Живу как-то.

вроде как нельзя поменять

Можно. В настройках модуля посмотри, будет тебе хоть полный путь.

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от lu4nik

Ну там как-то вообще ужасно.

А на практике мне было достаточно покрутить настройки модуля плёночная базовая кривая, и всё встало на то, как я хочу.

Можешь покритиковать в этом смысле RT?

Я не пользуюсь RT. Ничего не могу сказать. Там, помнится, были были классные автоматические предустановки, но из них быстро вырастаешь. В принципе, можно накинуть предустановки и дальше по-простому нарулить в Lab, вдруг тебе этот метод подойдёт.

Кстати, ты ведь используешь кастомные цветовые профили для монитора и иксы?

Нет, я использую system-wide профиль в Wayland. Бага не встречал.

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Dementy

Там когда-то, чтобы фотка при работе с ней не казалась серее, чем будет результат при экспорте

Там есть переключатель цветопробы прямо под изображением, есть применение профилей цвета и обработки при экспорте. Что из этого ты тогда включил, тыкая во все кнопки незнакомой программы? :-)

По умолчанию ничего такого нет.

Вот настройка рабочего пространства удобная теперь.

Да.

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Aceler

Спасибо! Видимо, достаточно просто проще всё накидывать, а не как я. Про путь не нашел даже в мануале, но с твоей схемой это и не сильно нужно. Наверное, причина моих непоняток была в том, что filmstrips и collections это не совсем одно и то же, и можно пилить collection из разных filmstrips.

lu4nik ★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Aceler

А на практике мне было достаточно покрутить настройки модуля плёночная базовая кривая, и всё встало на то, как я хочу.

«Пленочная базовая кривая» — это ведь модуль «Base Curve»?

В принципе, можно накинуть предустановки и дальше по-простому нарулить в Lab, вдруг тебе этот метод подойдёт.

Я раньше в RT примерно так и делал, совсем по-простому — WB, экспозиция, кривые/уровни и насыщенность в Lab. С другой стороны, Aurelien Pierre (это видимо из разрабов?) рекомендует совсем другой воркфлоу с фокусом на некий filmic rgb.

lu4nik ★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от lu4nik

«Пленочная базовая кривая» — это ведь модуль «Base Curve»?

Fimic.

Но это если включен новый пайплайн, где filmic, а если старый, там basecurve и там я не знаю )

Короче, всё сложно. Переключается в настройках «набор модулей по умолчанию».

рекомендует совсем другой воркфлоу с фокусом на некий filmic rgb.

Я тоже согласен с ведущими собаководами. Filmic лучше.

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от lu4nik

Вот вместо копирования через файл-менеджер, создаёшь набор шаблонов и после подключения по USB шнурку, запускаешь её, тыкаешь «загрузить» и она сама загружает куда настроишь, сама переименует и раскидает.

Рекомендую )

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Shadow

Я в последний раз наоборот цвета приглушал, чтобы сделать их сумеречными, а то слишком всё яркое и зелёное было.

Фича быстрого копирования настроек очень пригодилась.

grem ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Zhbert

Ты не одинок, я также предпочитаю родной конвертер сторонним. К сожалению дзен Rawterapy и Darktable не осилил. Мне с этими прогарамулинами легче сломать изображение чем проявить. Слишком они заточены под опытного пользователя знакомого с интерфейсом с бородатых годов.

Enter
()
Ответ на: комментарий от Aceler

Там есть переключатель цветопробы прямо под изображением

О!

А я, как приличный человек, для начала перелазил всё в настройках, после этого в интернетах, а только после этого ткнул в ту кнопку. Но с самого-то начала сделал фотку, как оказалось... Хотя, некоторым, даже многим такая кислота по нраву.

Давно это было. Я вот теперь даже не вспомню, там дефолтом нормальный профиль монитора был, а это я случайно ткнул, или наоборот. Теперь-то, если кнопку не тыкать, то как раз всё нормально.

Dementy ★★★
()
Ответ на: комментарий от Aceler

Потыкал немного новый воркфлоу (который scene-based), на самом деле всё достаточно хорошо — я просто накликал всяких странных кривых сам, после ресета всё достаточно хорошо даже искаропки. Filmic оказался даже достаточно интуитивным.

lu4nik ★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от rukez

Я бы предпочел открытый софт, тем более оригинальному. Да и смысл юзать линуксы, если пользоваться всем удобным. Пробовал capture one вскоре после покупки камеры (2006-й), но мне что-то сильно там не понравилось. Ну и виртуалка и т.п. недекларативно.

lu4nik ★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от lu4nik

В данном случае речь не столько об удобстве сколько о качестве - не обязательно пользоваться только капчой но для понимания как реально должен работать проявщик ее попробовать (свежую) однозначно стоит
Из открытых равтерапия местами очень хороша но с твоей камерой ты будешь страдать от реально бестолкового шумодава который после долгого вникания и постоянного подкручивания еле дотягивается до «платных» в дефолте (но правда и они проигрывают заметно ИИшным)

rukez ★★★★
()
Ответ на: комментарий от rukez

Хорошо, спасибо, как-нибудь гляну. В принципе, в dt вроде сейчас не так плохо с шумодавом — смог удовлетворительно (для меня) вытянуть фотку с ISO 1600, что очень хорошо для моей камеры.

lu4nik ★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от lu4nik

Я недавно для коллекции купил д1х (это кирпичик примерно того же времени) - в терапии 1600 с него довольно занудно чистить а в капче прям дефолт весьма недурен и всего одним ползунком оно рулится.
И да, один фиг виртуалку для ИИ типа топаза держать если реально нужны высокие ИСО со старых камер

rukez ★★★★
()

Всем спасибо за советы!

@Aceler похоже выберу darktable. Их scene-oriented workflow действительно более интуитивен для тех, кто не от искусства.

@rukez @Zhbert спасибо за упоминание capture, но с ним мороки очень много: в винду нужно перегружаться (у меня только OEM лицензия), переносить файлы еще. К тому же, я редко снимаю с ISO 400 и больше.

lu4nik ★★★
() автор топика