LINUX.ORG.RU

QGIS 2.0 «Dufour»

 , ,


2

2

Вышла новая версия QGIS (также известна как Quantum GIS), одной из самых динамично развивающихся географических информационных систем (ГИС) с открытым исходным кодом. QGIS — свободная (GPL v2+) пользовательская ГИС, написанная на языке C++ с использованием библиотеки Qt. QGIS поддерживает практически все распространенные форматы пространственных данных, расширяется модулями на C++ и Python.

Общие изменения

  • теперь проект официально называется QGIS. Слово «Quantum» никогда не имело особого значения, а наличие двух названий (QGIS и Quantum GIS) иногда вызывало излишнюю путаницу
  • запущен обновленый официальный сайт проекта
  • доступны 64-х разрядные бинарные сборки для Windows (QGIS для *NIX и MacOS уже давно собирается под обе архитектуры)

Интерфейс

  • новая тема иконок по умолчанию
  • в интерфейсе широко используются боковые вкладки и сворачивающиеся группы элементов, что упрощает навигацию и экономит место на экране
  • поддержка всплывающих уведомлений. Многие окна сообщений заменены на всплывающие уведомления, которые отображаются в верхней части окна, не блокируют работу и автоматически скрываются через заданный интервал времени. Наличие API позволяет сторонним разработчикам (например, разработчикам расширений) создавать свои собственные уведомления
  • поддержка пользовательских шрифтов и таблиц стилей Qt
  • SVG-аннотации

Провайдеры и управление данными

  • добавлен провайдер Oracle Spatial для работы с геоданными, хранящимися в пространственных базах Oracle
  • обновленный провайдер OpenStreetMap
  • добавлен провайдер Web Coverage Service (WCS). Процесс добавления слоёв WCS ничем не отличается от добавления любого другого слоя
  • поддержка WMTS в клиенте WMS
  • полностью переработана растровая подсистема и провайдер GDAL. Выполнен переход на архитектуру «raster pipes» — цепочек независимых операций (чтение данных, перепроецирование, пересчет (ресэмплинг), настройка отображения), которые могут комбинироваться. Одним из результатов стала возможность пересохранения открытых растров в любой поддерживаемый формат, в процессе сохранения можно изменять разрешение растра, выполнять обрезку и перепроецирование. Кроме того, стало возможным сохранение растра в том виде, в каком он отображается в ГИС, например, если к одноканальному растру была применена цветовая палитра, то его можно сохранить виде привязанного RGB-растра
  • отрисовка растров по умолчанию выполняется с использованием среза с накоплением 2% - 98%, что позволило получать более правильную картинку без дополнительных дейтсвий со стороны пользователя
  • добавлена возможность выбора формата отображения результатов определения объектов в слое WMS (если данная возможность поддерживается сервером). Поддерживаются форматы: HTML, GML и plain text. При использовании формата GML результаты отображаются в том же виде, что и для векторных слоёв, объект на карте подсвечивается и появляется возможность копирования геометрии объекта и его атрибутов в буфер обмена

Символика

  • переопределение свойств знаков из данных слоя: позволяет контролировать тип и размер знака, его цвет, угол поворота и многие другие свойства через атрибуты объекта
  • новый менеджер стилей с поддержкой тегов и группировки знаков
  • удобное древовидное отображение символьных слоёв при создании новых условных знаков
  • поддержка альфа-канала в большинстве диалогов выбора цвета
  • управление цветами для растровых слоёв. Теперь пользователь может настраивать яркость, констраст и насыщенность растровых слоёв. Также доступна возможность вывода растра в оттенках серого или раскраска заданным цветом
  • копирование стилей между слоями
  • смешивание слоёв
  • возможность сохранения стилей оформления в базе данных (особенно актуально при хранении данных в базе)
  • поддержка цветовых шкал как для растровых, так и для векторных слоёв. В состав QGIS уже включен набор из собственных цветовых шкал и шкал из набора cpt-city. Все цветовые шкалы поддерживают прозрачность
  • добавлена возможность настройки стилей оформления по умолчанию, которые будут использоваться при открытии слоёв не имеющих связанного с ними стиля

Подписи

  • значительно улучшена «новая» символика: появился ряд новых возможностей, таких как отбрасываемая тень; фон (т.н. «highway shields»); расширен набор свойств, переопределяемых данными слоя; ряд улучшений в производительности
  • подписи на основе выражений: подпись может быть взята как из отдельного поля, так и являться результатом выражения
  • поддержка «старых» подписей (использовавшихся в QGIS <= 1.8) полностью прекращена, но соответствующий код из QGIS пока не удален — пользователям предоставляется время на обновление старых проектов. Окончательный переход на «новые» подписи запланирован в следующем выпуске

Компоновщик карт

  • добавлена поддержка HTML-блоков в компоновках. Блоки HTML могут отображать как содержимое локальных файлов, так и запрашивать данные по заданному адресу
  • автоматические направляющие линии для выравнивания близкорасположенных объектов, а также объектов, находящися в характерных местах компоновки (например, в центре страницы)
  • пользовательские направляющие линии для выравнивая объектов компоновщика
  • создание серий карт (атласов)
  • создание многостраничных компоновок
  • поддержка выражений в подписях компоновщика
  • автоматическа генерация обзорной карты. Карта компоновщика теперь может отображать фрагмент другой карты, и автоматически обновляется при изменении связанной карты
  • смешение слоёв: если раньше можно было только задать прозрачность объекта, то теперь у вас намного больше возможностей, например, «осветление», «умножение», «затемнение» и другие
  • поддержка HTML в подписях — подписи получили полную поддержку HTML, CSS и даже JavaScript
  • многоколоночна легенда
  • улучшения в управлении компоновками: возможность задания имени при создании компоновки, клонирование компоновок, создание новых компоновок из шаблонов и т.д.

Инструменты анализа

  • значительно улучшен и оптимизирован модуль построения теплокарт
  • фреймворк пространственного анализа SEXTANTE был специально адаптирован и интегрирован в QGIS. В процессе адаптации SEXTANTE была переименована в Processing. Processing Toolbox имеет богатый функционал, предоставляет доступ ко многим популярным аналитическим инструментам, таким как GRASS, OTB, SAGA, TauDEМ и многим другим. Кроме того, развитое API позволяет пользователям создавать свои собственные алгоритмы.
  • Processing Modeller — построитель графических моделей. Позволяет легко и быстро создавать сложные алгоритмы обработки или анализа, соединяя между собой более простые блоки. Созданные модели можно сохранять и использовать повторно, а также применять в качестве блоков при создании других моделей.
  • Processing Commander — удобный инструмент для быстрого доступа к аналитическому функционалу и не только. Вызовите Processing Commander (по умолчанию Ctrl+Alt+M), начните вводить название необходимого инструмента. Commander покажет имеющиеся варианты и запустит выбранный. Больше не нужно блуждать по меню в поисках инструментов.

Модули

  • обновленный менеджер модулей, позволяющий как искать и загружать модули из репозитория, так и управлять уже установленными модулями.
  • метаданные модулей теперь хранятся в простом текстовом файле, что позволило ускорить процесс загрузки QGIS, т.к. отпала необходимость загрузки модулей для получения их метаданных
  • расширен набор обязательных метаданных модуля
  • добавлена возможность точного указания версий QGIS, с которыми модуль будет работать

Приложение и проекты

  • добавлена поддержка шаблонов проектов, возможность указать действие при открытии QGIS: создание пустого проекта, открытие шаблона, загрузка последнего проекта, загрузка заданного проекта
  • добавлена возможность просмотра и редактирования переменных окружения. Особенно полезно на таких системах, как MacOS, где графические приложения не обязательно наследуют окружение пользователя. Также может применяться для настройки переменных окружения сторонних инструментов, использумых в Processing Toolbox
  • пользовательские наборы масштабов — позволяют выполнять быстрый переход к необходимому масштабу. Могут задаваться глобально и на уровне проекта

Список слоёв

  • множество улучшений в информативности списка слоёв:
    • отображение числа объектов в слое
    • визуальное выделение редактируемых слоёв (иконка с красным карандашом)
    • визуальное выделение активного слоя (подчеркивание)
    • выделение групп или слоёв при помощи полужирного начертания
    • опциональное отключение генерации уменьшеных копий для растровых слоёв (в некоторых случаях значительно ускоряет процесс открытия растра)
  • добавлена возможность клонирования слоя. Вместо повторного открытия слоя достаточно выбрать «Дублировать» в контекстном меню
  • возможность начинать и завершать редактирование нескольких слоёв одновременно

Обозреватель

  • добавлена возможность фильтрации каталогов по регулярному выражению или маске
  • просмотр свойств каталога в отдельном окне
  • возможность добавлять каталоги в закладки из контекстного меню
  • добавлена возможность открыть вторую панель Обозревателя и перетаскивать слои/каталоги между ними

API и инструменты разработчика

  • новая консоль Python с подстветкой синтаксиса, автодополнением, настраиваемым шрифтом и другими улучшениями
  • расширен набор функций для выражений
  • возможность создавать свои функции на Python для использования в выражениях
  • значительно переработанное API для работы с векторными данными
  • новое Python API: выполнен переход на SIP API v2, типы Qt автоматически конвертируются в соответствующие типы Python
  • макросы Python уровня проекта: позволяют выполнять действия при открытии, закрытии и сохранении проекта
  • по возможности сохранена совместимость кода с версиями 1.х.

>>> Подробности

>>> Visual ChangeLog

>>> ChangeLog



Проверено: Shaman007 ()

Ссылки из новости не работают.

ivanlex ★★★ ()

Круто ты все расписал. А теперь главный вопрос, что сделано для организации совместной работы?

О, ну как минимум это:

возможность сохранения стилей оформления в базе данных (особенно актуально при хранении данных в базе)

А вообще вот это мажорный релиз!))

special-k ★★★ ()
Последнее исправление: special-k (всего исправлений: 1)

А работы с оффлайн-кэшем до сих пор нет, или я что-то путаю?

batekman ★★★ ()
Ответ на: комментарий от batekman

В определенном роде

Feature: WMTS Support

Но все равно придется поднимать дополнительный веб-сервер.

special-k ★★★ ()

Интересно, почему кресты рулят в прикладной разработке?

Bagrov ★★★ ()

Информация интересная, но ссылка «подробности» не работает.

mbivanyuk ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Bagrov

Наверное, потому, что лучше до сих пор ничего нет? У плюсов по общей совокупности скорость кода + скорость разработки + фичастость конкурентов нет и не предвидится. На жабе писать проще, но код тормозит; на асме программы быстрее, но нынешние быдлокодеры ниасиливают; на голом Це программы и быстрее, и проще писать, но фич мало.

// Как бы совсем не очевидно, да

anonymous ()

Это, конечно, хорошо, но пока у 2ГИС есть преимущества в виде веб версии и клиента для iOS, менять его даже на свободную альтернативу не хочется :(

sT331h0rs3 ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от sT331h0rs3

2гис это как бы немножко не то. Это справочник с картой города, а область применения qgis гораздо шире и делать из него подобие 2гис это все равно, что резать колбасу хирургическим инструментом, можно, но не экономически невыгодно.

Sociopsih ()

Перелезли на связку QGIS + PostGIS + Geoserver

При разработке спец. ГИС системы перелезли на связку QGIS+PostgreSQL PostGIS+Geoserver c MapInfo/MapDrive+Oracle Spatial. Задачи решаем следующие: Принять данные от полевиков, в разных форматах. Пофиксить кодировки, системы координат. Редактирование вектора и атрибутивки. Камералка. Загрузить в PostGIS. Публикация WMS, WFS. Проверка как оно будет выглядеть на подложках Google, Bing, OSM. Со всем этим QGIS чудесно справляется, благодаря системе плагинов.

neiromancer ()
Ответ на: Перелезли на связку QGIS + PostGIS + Geoserver от neiromancer

И как, одновременная работа с данными проходит гладко? Подложки берете собственным wms из тайлового кэша (как я в свое время) или иначе?

И

Пофиксить кодировки, системы координат

звучит страшно))

special-k ★★★ ()
Последнее исправление: special-k (всего исправлений: 2)

новость отличная, но устал читать

das_tier ★★★ ()
Ответ на: комментарий от ivanlex

Увы, сервер не справляется с нагрузкой. На нем кроме сайта ещё куча всего крутится. Покупка физического сервера и переезд на него вопрос решеный, осталось уладить некоторые формальности.

P.S.: о выпуске было объявлено на FOSS4G, можете представить сколько народу туда ломанулось прямо во время презентации.

voltron ()
Ответ на: комментарий от special-k

А теперь главный вопрос, что сделано для организации совместной работы?

Не уверен, что этим должна заниматься сама ГИС. Для совместной работы есть PostGIS. Если нужно версионирование — используйте pgVersion и pghistory-tracker. Или вообще GeoGit.

voltron ()
Ответ на: комментарий от sT331h0rs3

Специально для тех, кто не знает что такое ГИС, в тексте новости вставлена ссылка на википедию.

2gis всего-навсего справочник организаций с картой города. Подгрузите в QGIS данные (да хотя бы из OSM), сделайте красивые окошки для отображения информации, скройте лишние инструменты — чем не 2gis?

Нужна онлайн-версия — QGIS Cloud или связка QGIS Server + QGIS Web Client. Версии для iOS нет, согласен. Но версия для Android вполне себе развивается.

voltron ()
Ответ на: комментарий от batekman

Речь о локальном тайловом кэше или о кешировании загруженных данных?

Если второе, то кэширование есть. Не самое оптимальное, но есть и будет улучшаться.

Локальный тайловый кэш тоже можно использовать, и веб-сервер для этого в некоторых случаях необязателен. Т.к. QGIS использует GDAL для работы с растрами, достаточно создать описание кэша в XML и открыть этот XML в QGIS. Описание формата есть на странице драйвера WMS GDAL (см. на описание минидрайвера TMS). Здесь есть небольшой пример, который можно взять за основу.

Кроме того, если QGIS собрана с GDAL 1.10, можно использовать MBTiles

voltron ()
Ответ на: комментарий от das_tier

Всем не угодишь :-). Да и релиз давно ожидаемый, с большим числом изменений — рука не поднялась ограничиться двумя строчками. Но вы не переживайте, следующий мажорный выпуск будет, скорее всего, не скоро.

voltron ()

Круто, спасибо за подробную новость :)

AP ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от voltron

Если нужно

Самое элементарное что может понадобиться - это залочить объект для изменений пока их делает какой-то юзер. В аркгисе лочился слой (несколько лет назад), в ГисИнгео, один объект можно редактировать параллельно, изменения отображаются моментально. В qgis работа по сети выглядела медленной (честно говоря), но возможно это по моей вине.

special-k ★★★ ()
Ответ на: комментарий от voltron

Не уверен, что этим должна заниматься сама ГИС

С м.т.з. этим должна именно ГИС, вернее ГИС - это то, что этим и занимается. Боюсь версионирование ПД на уровне БД будет крайне неэкономной операцией. Но если перефразировать

Не уверен, что этим должна заниматься сама qgis

то вполне возможно. Пошлите адаптировать qgis для совместной работы за деньги ^_^.
Юзеры, права, логи, откат изменений... откат, откат..))

special-k ★★★ ()
Последнее исправление: special-k (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от Zabroid

Это у С++ то скорость разработки ? Спасибо, поржал

может лучше потратить меньше времени на ржач и больше на учебу и труд ?

тогда и на плюсах все пишется быстро

PavelAnd ()

Так и не понял, оно умеет пользовать локальные растровые карты? Очень хочется отказаться от OziExplorer, но пока никто аналог не написал. Нужен трекинг, поиск населённых пунктов - есть?

riki ★★★★ ()
Ответ на: комментарий от voltron

Не знаю, как это там называется - ну чтобы с плохим подключением или вообще без него всё летало, используя имеющиеся данные.

достаточно создать описание кэша в XML и открыть этот XML в QGIS.

Не, ребят, SASPlanet под Wine рулит.

batekman ★★★ ()
Ответ на: комментарий от riki

Умеет, вот список поддерживаемых форматов. Поддержка GPS, в том числе в live-режиме тоже есть. Поиск населенных пунктов и POI возможен для векторных слоёв.

Но как я понимаю, это не совсем то. Вам ведь нужна приблуда для мобильного устройства, верно?

voltron ()
Ответ на: комментарий от batekman

SASPlanet, ИМХО, это несколько другой инструмент. Больше ориентированные на загрузку данных со сторонних ресурсов и дальнейшее их использование. Для этих целей QGIS не очень подходит.

voltron ()
Ответ на: комментарий от voltron

Нет, мне нужна хорошая картография для х86 планшета. Есть GPS-Glonass-Galileo приёмник, отдающий СОМ-порт со стандартным NMEA, нужна система, способная работать с генштабовскими картами, писать треки и искать точки по названию. Кроме Озика, пока ничего не нашёл.

riki ★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Sociopsih

Куча статей по QGIS есть на ГИС-Лабе. Там же есть и русскоязычный форум, правда слегка подзаброшенный.

Если у вас есть вопросы — буду рад ответить на них, равно как и помочь.

Кстати, в Москве есть контора, которая занимается открытыми ГИС (разработка, внедрение, обучение, поддержка). Если интересно, дам контакты.

voltron ()
Ответ на: комментарий от voltron

NVS, что ли? ;) Я у них железо беру, отличное.

riki ★★★★ ()
Ответ на: комментарий от voltron

Это я всё в одну кучу смешал :( Просто из нативных аналогов SASPlanet ничего не нашел.

batekman ★★★ ()
Ответ на: комментарий от special-k

В аркгисе лочился слой (несколько лет назад), в ГисИнгео, один объект можно редактировать параллельно, изменения отображаются моментально.

ArcGIS давно не пользовался, но если ничего не путаю, версии 9.1-9.3 не умели лочить shape-файлы. А для работы с сетевым хранилищем необходимо было поднимать одну из поддерживаемых БД и ArcSDE (т.е. тот же вспомогательный инструмент). Но возможно, я все-таки не прав, давно дело было.

Боюсь версионирование ПД на уровне БД будет крайне неэкономной операцией.

Сравнительных тестов не делал, поэтому не могу ничего определенного сказать. Но особых тормозов при использовании pgVersioning в повседневной работе не наблюдал. Возможно, это зависит от нагрузки и характера работы.

Пошлите адаптировать qgis для совместной работы за деньги ^_^. Юзеры, права, логи, откат изменений... откат, откат..))

Посылать, тем более малознакомых людей, не в моих правилах.

Вы все-таки посмотрите на pgVersioning: права, логи и откат правок там есть. Интересно выглядит GeoGit, но он пока сыроват.

Ну а если ничего из этого не подходит, то тогда да — надо будет что-то делать. Вот, нашел тикет по теме.

voltron ()
Ответ на: комментарий от riki

QGIS это всё умеет. Препятствием может быть удобство использования на маленьком экране, но и этот вопрос при необходимости решается (пример)

voltron ()
Ответ на: комментарий от voltron

Это разработчики хорошего железа, я планирую с ними сделать сверхточную систему автонавигации. Задача - компас на стоящей машине около двух угловых минут и среднеквадратичная ошибка метра три. Две антенны. При наличии двух группировок спутников должно получиться, ценник видится до 1000 баксов за всё - весьма неплохо. Приятно, когда разработчикам железа интересно работать с клиентами - дело движется потихоньку. Поэтому мне и интересны открытые ГИС - нужно же будет софт воткнуть во всё это великолепие. Железо открыто - так и софт должен быть открыт.

riki ★★★★ ()
Ответ на: комментарий от voltron

Экраны будут от 800х600 и выше, никаких проблем.

riki ★★★★ ()
Ответ на: комментарий от riki

Тогда QGIS можно рассматривать в качестве одного из вариантов. Только, имхо, стоит выбросить лишние провайдеры и модули, отключить ненужный функционал и настроить интерфейс (инструмент для этого есть в самой QGIS). Если получится, обязательно дайте знать. Задумка очень и очень интересная.

voltron ()
Ответ на: комментарий от voltron

Если удастся, то я выложу полную сборку софта и конфигурацию железа. Продавать это один рис невыгодно в единичных масштабах, вендузятнегов на это не подпишешь - у них в лексусах свои навигаторы, это для уазоводов система. Буду держать в курсе.

riki ★★★★ ()
Ответ на: комментарий от riki

Спасибо! И если нужна будет помощь — обращайтесь, помогу по мере возможности.

voltron ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Навскидку: D, Vala, Go

Другой вопрос, что Qt написана на крестах и переписывать её никто не будет.

reserved ()
Ответ на: комментарий от voltron

Да версионность это вещь десятая на самом деле, обычно решается банально бекапами. Я говорю о том как обеспечить совместную работу сотен человек над сотнями же проектов, включающих тысячи слоев, десятки тысяч стилей. И одновременно понимаю как тяжело это сделать. Но благо сейчас мне это и не надо :)

special-k ★★★ ()

А нельзя ли на основе ГИС сделать поддержку карт для компьютерных игр?

А нельзя ли на основе ГИС сделать поддержку карт для компьютерных игр?
Потому что,имхо,самая проблемная часть игрушек это развитые карты уровней.
А здесь можно сделать огромную карту с кучей здании,путей и т.дассоциации объектов с моделями и текстурами.

torvn77 ★★ ()

Проша крутейшая, много чего может, мощный функционал, свободных аналогов просто нет, незаменимый инструмент, куда бы я без него, даже не представляю, так же как и без OSM! Но как были древние нелепые баги и некая нелогичность/недружественность, так и остаются, видимо, на «мелочи» забивают, но функционал дичайше доставляет.. Может в этой версии что-то исправили, будем посмотреть..

Indexator ★★★ ()

Пробовал в этой штуке отрисовать простенькую схемку в векторе с растра. Привязка растра - те еще пляски с бубном, работает через раз, выхлоп по ошибкам не информативен. Работа с вектором лютый ад после любого нормального када или рисовалки. Редактирование серий данных на мой взгляд сделано через задницу. В shape-файлах на выходе были ошибки, но потом таки нашел способ побороть.
Конечно это было забивание гвоздей микроскопом, и вполне возможно я делал что-то неправильно. Перерисовал потом в инкскейпе, получилось быстрее, удобнее и на вид лучше.

nu11 ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Indexator

Но как были древние нелепые баги и некая нелогичность/недружественность, так и остаются

Ссылки на баги и нелогичности, пожалуйста.

видимо, на «мелочи» забивают

Не обязательно. Возможно, эти «мелочи» весьма специфичны или о них просто неизвестно. Хотя не исключен и ваш вариант, активных разработчиков не так много и занимаются они в первую очередь вещами, интересными/важными с их точки зрения.

voltron ()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.